На краю света. Школа радости 1. Дорога

Анна Алексеевна Золотовская
Дорога.

(заметки из серии  «Подруги юности моей»)

После фразы моей подруги Нины  (в очерке «Подруги юности моей 2. Нина»):
-Я бы в такой дыре жить не смогла», - мне нестерпимо захотелось рассказать, как мы «жили в такой дыре».

Порывшись в старых записях, я обнаружила  свой дневник с заметками того времени.  Дневник имел заголовок:

«На краю света.  Школа радости».

Стала читать, увлеклась… всё вспомнила и решила публиковать, оставив это название.

Всё, что из дневника,  я заключаю в кавычки.

Они написаны давно, во второй половине 60  годов.

Видно, прожив четверть века, начинаешь  «мудреть» и понимать, что придёт время и это станет интересно не только тебе. 

Думаю, время пришло…  В нынешнее  «бесовское время», необходимо рассказать о настоящем детстве, о  школе, которая была  «школой радости» не только для детей, но и для их молодых наставников.

Я тогда читала Василия Александровича Сухомлинского,  моего современника, учителя, проработавшего  33 года в сельской школе.
Его книги: «Рождение гражданина», «Сердце отдаю детям» - стали для нас  путеводными в работе. 

Особенно книга с символическим названием  «Сердце отдаю детям» .  Я поняла, что его книга обращена к сердцу педагога, а значит и к моему сердцу.

Итак, глава Первая.  «Дорога»

«Дорога длиною в тысячу миль начинается с первого шага, - гласит народная мудрость.  Но где начинается этот первый шаг для идущего по жизни?  Не каждый сможет сразу ответить на этот, пожалуй, философский вопрос.   Но если ты даже прошагал лишь половину жизненного пути, скажешь:

-Первый шаг делается в школе.

И то, что от первого шага очень часто зависит будущее человека,  давно стало истиной для каждого педагога.

В. Сухомлинский жил и трудился, чтобы школа для маленького человека стала школой Радости, а учитель стал бы строителем такой школы.

Ребенок, вступающий в пору юности, размышляет о счастье; зрелый человек порой мучительно ищет смысл жизни; старец взвешивает свой пройденный путь, чтобы подвести итог.

Всех живущих и думающих волнует вопрос, так ли он живёт?

Радость – слово-то какое яркое, лучистое…  И того, кто познал истинный смысл этого слова, может назвать себя счастливым.

Если школьник, вступающий в жизнь, испытал радость в поиске своего пути, то он может назвать себя  счастливым.   А человек, который был рядом и помог ему в этом, тоже испытает это чувство.

И это учитель!»

Не помню, думали ли мы так, впервые переступив порог маленькой восьмилетки в далёком, затерянном в карельских лесах посёлке.

Трудно сейчас сказать.  А тогда в памяти лишь отчётливо запомнилась дорога.  Длинная…

На поезде, на открытой машине, на катере…  Тогда казалось, что этой дороге не будет конца, что она ведёт…  на край света…

Даже красота природы, местами просто первозданной, не столько радовала, сколько пугала.  А будет ли эта  дорога обратной?

Школа, о которой я пишу, сейчас не существует, как нет и того посёлка на берегу красивейшего озера  Сумозеро.

Сумозерская восьмилетняя школа, в которой тогда  обучалось около 150 ребят, была небольшим рубленым домом, построенном на горе.

Время, о котором я пишу, это 1964-1970 годы. Время для меня очень памятно. Это первая школа, в которую я вошла учителем.

И это была удивительная школа. В один-два года собравшая молодых, талантливых выпускников  ВУЗов и педучилищ.

Для меня эта школа первого шага длинной педагогической жизни, продлившейся более 40 лет.

9 учителей. Большинство из них сугубо городских жителей, никогда не знавших каверзных печек, которые стали первой хитроумной наукой добывания огня и тепла.
Не знали и тряских грузовиков, на которых в распутицу приходилось  «околевая» добираться до Беломорска, в ста километрах  от Сумозера.

Старшей из нас было 24, младшей едва исполнилось 18 лет.

Здесь не будет ни вымышленных имён, ни придуманных географических названий.
Все и всё будут называться своими именами.

Продолжение следует

"Лебеди на Сумозере", фото Ирины Деньгуб