Прогары

Эльвира Рокосова
       (Из воспоминаний моего друга - сослуживца Мансура Муллагалиева)      
        Военная служба. Все её премудрости и тонкости лежат не на поверхности, а чтобы знать и понять, нужно прослужить не один год на нашем славном флоте, то есть, съесть пуд соли.
        Нашему флоту приходилось пережить разные времена, ситуации, так и девяностые оставили неизгладимый свой след. Но, тем не менее, он выстоял достойно, с честью и продолжает оставаться одним из сильнейших флотов Мира.
      Буквально перед этими событиями в ноябре месяце мой друг Михаил получил повестку от военкомата, там как раз получили одну единственную заявку в морпехи и ему удалось договориться в военкомате, чтобы призвали именно туда. Уж очень  хотелось попасть в эти войска. Но после призыва он сразу попал на Северный флот.
      - Кем ты хочешь служить, - спросил старшина, когда прибыли в учебный отряд.
      - В морскую пехоту! – четко ответил Михаил.
      - Тебя рекомендовали на НК (надводные корабли), вот и запись.
      -  Я и на сверхсрочку собираюсь.
      -  А давай сразу на мичмана, - с иронией проговорил он.
      -  Хочу с рядового начать.
      - Ладно, иди пока в казарму, если что, вызовут тебя.
      - Есть!
      Ровно через час Мишу вызвал уже сам полковник.
      - Это ты просился в морскую пехоту?
      - Я, товарищ полковник!
      - А водительские права у тебя есть?
      - Есть, категория «С».
      - Жаль, что не категория «В», а то мой водитель уходит на дембель, мог бы быть моим водителем.
      - Давай определю тебя на десантные корабли, увидишь, какова морская служба, - проговорил он и записал номер части на военнике (на задней обложке военника).
В казарме старшина посмотрел запись. Так судьба Михаила была предрешена.
     - Да это же  наш соседний корабль, значит, ещё встретимся!
По иронии судьбы Михаил так и попал на его корабль, правда, в тот момент старшина был в отпуске.
     «Ну ладно, как вышло, так вышло, - про себя проговорил он, - будем служить там, куда Родина посылает».
     - Я попал сразу на флот! -  сообщил он в письме своим родным.
По прибытию тут же повели их в баню, а после нее выдали форму, так сказать - приодели.
      Всё бы ничего, да вот Михаилу досталась шинель не его размера, а 54 –го. А ботинки достались необычные - литые, да перешитые из кирзовых сапог, подошва была крепкая, с медными гвоздями, тяжеленная. Что выдали, то и будем носить, ведь они как ванька-встанька - весело проговорил он.
     - Стройсь! - прозвучала команда,- за мной! И повели их в ПТК(распределительный пункт, кого куда определять). Началась учебка - курсы молодого бойца, сроком в сорок пять суток.
     - Товарищ старшина, можно мне поменять шинель, она велика, не моего, 48-го размера, - пожаловался Михаил после занятий.
     - Ты еще спасибо скажешь тому, кто тебе её выдал.
     - Почему?
     - Во-первых: с тебя никто её не снимет, всегда будешь в новой ходить, это раз, второе - ты сможешь укутаться вдвое, не будешь замерзать в ней на островах Тихоокеанского флота, - и, подойдя к нему, туго завернул его в шинель так, что спереди на груди у него стало два слоя шинели. Впоследствии он ни разу не пожалел о том, что именно эта шинель попалась ему и она преданно согревала его при резких, холодных ветрах.
      После учебки он сразу попал на корабль, в трюмно - котельную группу. В первый же день все их шинели прошли фей-с-контроль крысами, в итоге все карманы были перегрызены, поскольку еще в учебке они таскали в карманах хлебушек со столовой.
      Так для Миши началась настоящая служба на БЧ5, где постоянно присутствовали мазут и солярка, прогары полностью промокали, и он их сушил. В результате они ссохлись, носочки загнулись вверх, как у лыж и стали похожими на обувь маленького Мука, а подошва же стала такой гладкой, очень скользкой, хоть на каток выходи в них.
     - Руки в масле, нос в тавоте. Но зато в НАДВОДНОМ флоте! – весело проговорил Миша и подмигнул рядом находившемуся другу Гиязу.

 Однажды после построения он так поскользнулся перед командиром БЧ5, чуть не растянулся во весь рост.
     - Это что такое? - строго спросил он.
     Командир БЧ5 был справедливым, но в то же время был требователен. Ни замполиту, ни старпому не давал в обиду подчиненных. А после вахты мог запросто пригласить к себе на чай.
     - Что Вы имеете ввиду, товарищ командир? – растерявшись, но тут же вытянувшись по стойке смирно, вопросом на вопрос ответил Михаил, - Вы насчет ботинок?
     - Откуда родом? -  уже спокойно спросил он.
 Родом из Татарии, товарищ командир!
     - Что это такое? Где второй комплект обуви? – повернув голову в сторону снабженца и стал его гневно отчитывать. Тот в свою очередь что-то промычал, но ничего конкретного не смог ответить. Из общих фраз командира вообще можно было выловить только длинную ПИ.  А Миша, воспользовавшись ситуацией, тихо отошел от них.
      Служба шла своим чередом. По субботам для всех ребят на корабле организовывали баню. Для этого запускали котлы для подачи тепла и прогревания воды. Ответственным был дружок Саня.
     - Так, давай, Миша, дуй по кораблю, осмотри, чтобы нигде не было прорыва, - распорядился он.
      Сделав обход по кораблю, уже возвращался обратно и почти дошел до вещевого склада, когда увидел навстречу идущего дембеля, от которого натерпелись изрядно, следом за ним шел уже офицер - вещевик.
«Если вновь будет приставать с придирками, которые не обходились без мордобития, вмажу ему», - промелькнула мысль, а расстояние между ними все сокращалось, - «только пусть поближе подойдет помощник по хозчасти, чтобы всё было при свидетелях», - решил он про себя.
Но тут вдруг годок заулыбался и позвал его:
     - Подойди ко мне, татарин! Да подойди, подойди!
Подойдя почти вплотную, Миша выжидающе приостановился.
     - Скидывай свои ботинки!
     - Зачем, что ты вновь задумал или это шутка такая?
     - Скидывай, скидывай. Да, а какой размер? - продолжая улыбаться, настаивал тот.
«Если кинется драться, точно вмажу ему ботинком по роже, чтобы на всю жизнь оставалась память о службе», - подумал Миша, но ответил:
     - Сорок первый и что?
Не отвечая на его вопрос, дембель снял свои, до блеска начищенные новенькие ботиночки и отдал ему.
     - На, носи!
     - Я с удовольствием! -  еще не веря всему происходящему, проговорил Михаил.
     - Делюсь с тобой по братски, может, когда и вспомнишь меня добрым словом, - сказал и тут же выкинул его старые прогары в ящик с хламом и, повернувшись, удалился с чувством выполненного долга.
     - Почему так долго, - раздраженно спросил напарник, когда он вернулся на свой 13-й пост, а увидев на его ногах практически новые, блестящие прогары и вовсе недоумевал:
     - А эти откуда?
     - Откуда, откуда. Вот с небо взяли, да упали прямо мне в руки, - пошутил он.
     Ровно через неделю Михаила вызвали в рубку к дежурному.
Когда он пришел туда, увидел мотористов, турбинистов и рядом ящик с ботинками. КапЛей по списку стал выдавать всем ботинки.
     - А этому зачем, у него и так как новые ботинки? – воскликнул он.
     - Нет, этому лучше выдать, чем не выдавать, - вмешался помощник хозяйственной части.
      В этих прогарах Михаил проходил почти до самого своего ДМБ, и на парад, и  на построение, и на вахту. Всегда начищенные до блеска, они никогда не подводили его.
      Как только годки сошли на берег, сыграв ДМБ, тогда Михаил уже со своим призывом стали заступать на полную вахту.
«Вахта, так вахта, кто бы ни был разводным, по мне так еще лучше дежурить», - размышлял про себя, - действительно, лучше дежурить.
      Суббота по кораблю был днем помывки и подходил уже к завершению, когда из рубки дежурного зазвонил телефон:
    - В каюте холодно, пар не идет, проверьте! - сказал старпом.
    - Гияз, подмени, я к старпому, - обратился он к сменщику и, взяв инструменты, направился на вызов. Но, прежде чем постучаться в каюту, заглянул в вентиляторную, чтобы сначала проверить все досконально, знать причину, почему холодно. И тут он обратил внимание, что все четыре клапана открыты - включена система увлажнения! -
     "Благо, рефмашины не работали, а то бы пошел холодный душ вместо тепла"- подумал Михаил. Быстренько перекрыв клапана, он спустился  вниз и постучался в каюту к старпому.
    - Разрешите…, - и, увидев искаженное лицо старпома, осекся на полуслове. Только сейчас он понял, в какую непредвиденно неловкую ситуацию попал с формой: гюйс, сложенный вчетверо висел на его плече, а на ногах были тапки. К его счастью там находился еще и кап.2 ранга Коротких, который проще относился к матросам. Заметив изменившееся от гнева лицо старпома, сказал просто:
    - Да, ладно, что ты на форму смотришь, мы ведь с тобой вообще по гражданке.
Немного смягчив свой гнев, старпом проговорил:
    - Проверь, холод идет, нет тепла.
    - Товарищ кап.3 ранга, я все проверил, тепло идет. А может, кто клапана открыл?
    - Я сам лазал туда, когда почувствовал холод и открыл все клапана, - ответил зам. по строевой, кап.2 ранга.
    - Я уже перекрыл их и тепло идет неплохо.
    - Вот, сам проверь, - старпом рывком поднявшись со своего места, взял газету и постелил на бак. - Вот, становись, проверь!
Быстро сняв свои тапки, Михаил, встал на бак рядом с газетой и проговорил:
    - Не беспокойтесь, товарищ кап.3 ранга, я и так достану, - потрогав трубы еще раз для пущей верности, проговорил он. - Да, тепло идет, - и лихо спрыгнул с бака.
В это время кап.2 ранга просто неудержимо хохотал от сказанных к месту фраз матроса. А старпом смотрел изумленным взглядом, и было не понять, сердится он или же о чем-то думает.
    - Ладно, иди, - наконец проговорил он сквозь смеха.
    - Товарищ кап.2 ранга, только больше не надо лазать в вентиляшке, не надо открывать краны, а то не ровен час, потоп произойдет уже здесь, - и решительно открыв дверь, вышел, а вслед еще долго слышался смех командира со старпомом.
     Вернувшись на свой пост, Михаил заметил удивленное лицо Гияза.
     - Ты что, так и ходил к старпому?
     - Да, так и ходил. Что-то случилось? - переспросил он, словно не понимая, о чем идет речь. А друг был просто в шоке от того, что он в робе и в тапках ходил по вызову старпома.
     Через неделю с Михаила слетела, пока что его единственная лычка с погон. Это наказание он получил за слабую организацию вне регламентной помывки личного состава и в дополнении - за ненадлежащую форму одежды во время несения боевого дежурства, еще когда постучался в каюту старпома.   
.