Мукомол

Сёстры Рудик
        Эта история случилось в одном посёлке. Стали там пропадать дети, которые сбегали из дома от работы и гуляли, где им вздумается. Вот так предложила внучке Глаше бабушка поучиться пирожки печь, а она быстренько убежала от этого дела из дома и пошла бродить по улицам. Она так же и маме делала, отлынивая от помощи по дому. Даже чайной ложки после себя не хотела сполоснуть.
        И вот сбежала нерадивица из дома и бродила по закоулкам до самого обеда, пока не захотела кушать. Домой бы идти, да бабушка с мамой обязательно будут стыдить, что такая большая девочка от полезного дела отлынивает. А бабушка уже пирожков напекла. Они со сливовым повидлом...  У Глаши даже недовольно живот забурчал!
- Эх, съесть бы хоть один пирожочек… - невесело вздохнула она.
        И вдруг видит, лежит у обочины дороги на травке аппетитный пирожок, а через несколько шагов ещё один лежит. И дальше ещё один виднеется. Будто кто-то идёт с дырявым коробом, и эти пирожки из него высыпаются.
- Интересно! Откуда они тут взялись? - изумилась Глаша.
       По сторонам посмотрела – нет никого. Один седой козёл семенит по дороге, по обочинам травку щиплет. Рога у него огромные, на шее ключ большой болтается. И вдруг Глаша заметила, что где он не остановится, там и остаётся лежать пирожок.
 - Ого! Да эти пирожки выходит ничьи! - обрадовалась она и решила: - В таком случае ими можно насытиться и на обед домой не идти!
       И она подобрала пирожок и съела его. И не беда, что у него бочок был подгорелый, зато вкусная картошечка внутри оказалась и сытно. А другой пирожок оказался с капустой. Третий – с грибами. Четвёртый – с яблоками. Пятый – вообще со сладкой малиной.
       Ела их Глаша, ела, подбирая и подбирая, и не заметила, что дошла до леса. Козёл тем временем травы наелся, тоже остановился и пирожки закончились. Встал он и жвачку жуёт. А Глаша подобрала последний пирожок и только сейчас увидела, что под сенью леса за высоким плотным тыном виднеется грубо рубленая изба из ужасно толстых брёвен. Удивилась она, к тыну подобралась, пирожок доедает и в щель заглядывает.
        За тыном виднеется огромный как поле двор. Через него с шумом течёт широкий ручей. На его пути сколочена водяная мельница.  Вертят её колесо черпаки на лопатках, наполняясь водой из потока ручья, шумит водица по желобу. За мельницей вдали пасётся стадо коз.
- Странное место, - поёжилась Глаша.
       Она как раз доела пирожок, собираясь скорее уйти отсюда, но только развернулась в обратный путь, козёл подскочил к ней, встал на пути на дыбы и говорит хриплым человеческим голосом:
- Куда собралась? Теперь только со мной пойдёшь!
        Страшно испугалась девочка, с криком бросилась от него убегать! Но козёл свалил её рогами, топнул ногами и сердито грозится:
- Будешь убегать, забодаю! Ты мои пироги все съела, теперь ступай и пеки мне другие!
       И давай её рогами к воротам гнать! Втолкнул во двор, ворота запер на огромный замок тем ключом, что у него на шее висел, и ключ обратно на шею повесил.
- Ооой, мамочка, мамочка! Отпусти меня! Отпусти! Я ничего не умею печь!  – на всю округу заревела Глаша.
- А ну-ка замолчи! – прикрикнул на неё козёл и крутит рогами, пуще грозится: - Пироги за обе щеки лопать умеешь, значит и печь научишься! И потому, как ты съела тридцать моих пирожков, пока не напечёшь столько же, я тебя отсюда не отпущу!
       Загнал он девочку на мельницу и показывает рогами на большой мешок и на железное сооружение:
- Вот зерно. Вот жернова. Всыпешь зерно в жернова и намелишь муки. Потом пойдёшь в избу и напечёшь пирожков. Завтра утром приду, и если не будет пирожков, я тебя накажу!
       И он вышел во двор, сиганул через тын и исчез из виду.
       Поняла Глаша, что за свою свободу тридцатью пирожками надо расплачиваться и с рёвом скорее принялась за работу. Да оказалось, что быстро ничего не делается. Мешок с зерном был ужасно тяжёлый, верёвкой завязан крепкой. Кое-как развязала его Глаша, а из него на пол как посыпалось зерно! Пришлось его собирать, чистить от мусора и только потом засыпать в жернова.
       Тут на Глашу обрушились новые трудности. Зерно-то в жернова она с горем пополам насыпала, а пест вращать оказалось очень тяжёлым делом! С огромным трудом сдвинула его пленница с места. Вращает из последних сил и причитает со слезами:
- И зачем я эти горелые пироги ела? Да и как вообще я столько много их смогла съесть?! Лучше бы маме дома помогала, с бабушкой стряпать училась и горя не знала б.
        Наконец почувствовала она, что пест вращается легче и догадалась, что это мука смололась. Вытряхнула её Глаша в бадью, а муки всего на пару пирожков, а не на тридцать. Пришлось снова наполнять жернова зерном и вращать пест. Насыпала, намолола, а муки опять мало. И так несколько раз подряд. В мукомольне уже темнота густая стоит, да ни одной свечки нет осветить помещение.
        Но вот с огромным трудом девочка намолола муки, как ей показалось, на тридцать пирожков, взяла бадью с мукой и быстрее побежала в избу. Двор к тому времени уже в синие сумерки погрузился. Но не это страшно Глаше. Страшно к утру пирожков не напечь и остаться в ужасном плену.
       Прибежала она в избу, стала тесто замешивать и поняла, что вообще не знает, как это делается! Вспомнилось ей тогда, что за бабушкой подмечалось, когда та тесто на выпечку ставила. Насыпала Глаша в муку соли, дрожжей, воды налила. Замесила всё кое-как и оставила тесто подниматься. Сама руки вымыла, на полках банку какого-то повидла для начинки взяла. И вдруг вспомнила, что печку-то надо для выпечки растопить хорошенько! Это бабушка всегда загодя делала.
        Выбежала быстрее Глаша во двор дров набрать, а на округу уже ночь опустилась. Над избой высоко в небе луна висит. Летучие мыши стаями кружат. Совы ещё налетели, совсем испугали. Спряталась девочка от них за крыльцо и ждёт, когда они улетят, чтоб дров набрать. А совы и не собираются улетать. Уселись на конёк избы и вдруг заговорили человеческими голосами:
- Ухху-ху-хуху! Ещё одну жертву заманил к себе козёл Мукомол.
- Угу, угу! Глупая девчонка сама виновата. Не будет от домашней работы отлынивать.
- Угу-гу-гугу! Будет у взрослых полезным делам учиться.
        Поняла Глаша, что это совы про неё говорят и лишь горько вздохнула, жалея о своём поведении дома. А совы погукали так и улетели. Глаша дров поскорее набрала, в избу прибежала, печь кое-как растопила. К тому времени тесто подошло. Глаша вспомнила, как помогала бабушке лепить пирожки, и налепила таких же. В печь на противне их затолкала скорее, заслонкой закрыла и стала ждать, когда испекутся. Ждала, ждала, да и не заметила, как уснула.
        Много ли времени прошло, мало ли, разбудил девочку топот. Глянула она в окошко, а там на всё небо заря полыхает. Поняла Глаша, что настало утро, и козёл Мукомол вернулся, ногами в сенях топочет. А он в избу вошёл и с порога строго спрашивает:
- Ну что, испекла тридцать пирожков, как я велел?
       А Глаша со страху-то забыла их посчитать! И говорит испуганно:
- Испекла. Только не помню, сколько.
- Показывай, будем считать, - говорит козёл Мукомол.
       Вытащила Глаша свою стряпню из печи, а пирожки мало того, что сгорели дочерна, так их ещё и не тридцать штук, а всего тринадцать! Ох и разозлился козёл! Ногами затопал, рогами закрутил, закричал грозно:
- Ух, противная девчонка! Ты слушала то, о чём я просил?! Не слушала! А в печку заглядывала посмотреть, как пирожки пекутся?! Не заглядывала!
       Нечего нерадивице сказать! Она так и дома делала. А тут ещё и уснула. За такую работу козёл Мукомол схватил противень, затолкал ей все горелки за пазуху и загнал её в угол рогами. Плачет Глаша, слезами захлёбывается. Больно бьют козлиные рога! А козёл Мукомол ругает её:
- Стой теперь в углу весь день и думай над тем, какая ты девчонка несносная! Ничего не слышишь, что тебе говорят! Ничему не научилась, когда тебя хотели научить! Ещё и в моём доме грязь развела! Стол весь в тесте, в муке, пол затоптала!
       И ужасно злющий он выскочил из избы и куда-то пропал.
       Весь день продрожала Глаша в плаче в углу. К вечеру козёл Мукомол вернулся и велит сердито:
- Иди давай, муку молоть. Да пеки тридцать пирогов, а потом ещё тринадцать, которые ты сожгла! Не сделаешь всё к утру, как велю, я тебя вообще забодаю!
        Сказал так и ушёл. Побежала, было, Глаша муку молоть, да на крыльце и застыла. На дворе к тому времени уже густая темень гуляет. В небе звёзды зажглись. На крышу мельницы луна выкатилась. Скоро ввысь поднимется и совсем ночь наступит. Плачет девочка от страха, горюет:
- Как же мне муки намолоть, если на мельнице темнота кромешная? Ничего там не видно! Свечки нет ни одной! Страшно! Ужасно!
       И вдруг слышит, с конька крыши снова совы переговариваются.
- Ухх-ухх! Злой козёл Мукомол, коварный! Сколько бы ни старалась девочка, не сможет она ему угодить.
- Угу, угу! Забодает он её на третий день и превратит в козу.
- Ух! Ух! Ух! Других лоботрясов сюда пирогами заманит.
- Угу! Их много по улицам посёлка бродит.
       Услышала такое Глаша и сразу поняла, что козы, которые пасутся за мельницей, это пропавшие дети из их посёлка! Заманивает их сюда козёл Мукомол своими пирожками, морит невыполнимой работой и превращает в коз. Целое стадо уже таких собрал! И Глаша горько заплакала, уткнувшись в ладони:
- Оё-ёё-ёй!! Что же теперь делать-то?! Что делать?! Я не хочу быть козой!!
       А совы перья свои встряхнули и опять переговариваются.
- Ух-ух-ух! Не избежать девочке этого превращения, если не съест козёл Мукомол сон-травы, которая растёт у ручья возле мельницы!
- Угу-угу-угу! Наестся её козёл Мукомол и уснёт на три дня.
- Уух! Уух! А если откроются ворота его ключом, всё стадо коз превратится в детей.
- Ухху-ху-хуху-хуху! Дети глупые, ничего не знают. Некому травы нарвать и раскидать её по двору.
       Сказали совы такое и улетели. А Глаша озарённо произнесла:
- Так вот что нужно сделать, чтобы отсюда выбраться! Это и сделаю я!
        И она бросилась к мельнице и давай у ручья траву рвать. Нарвёт большую охапку и по двору всё разбрасывает. Так весь двор и закидала. Потом спряталась за дровяницу и, не сомкнув глаз, рассвета дождалась.
       Поутру через тын запрыгнул во двор козёл Мукомол, траву учуял и накинулся на неё! Съел всё за минуту и посреди двора упал, как подкошенный, в крепкий сон провалился. Выбежала скорее Глаша из укрытия, сняла ключ с его шеи и открыла ворота.  В тот же миг за мельницей послышался плачь детей и их голоса:
- Мамочка, папочка, заберите нас отсюда, пока мы превратились в людей! Мы теперь будем вас всегда слушаться!
- Бабушки, дедушки, спасите нас! Мы теперь будем вас уважать и учиться тому, чему вы хотите нас научить!
- Мы не хотим больше быть козами!
- Будем набираться ума-разума!
       Глаша поняла, что все они превратились из козьего образа в человеческий облик и закричала:
- Ребята, бегите все сюда, к воротам и бежим отсюда быстрее!!! Козёл Мукомол три дня будет спать, не просыпаясь!!!
       Кинулись дети со всех ног из страшного места и разбежались по своим домам. У родных радости не было конца! А все нерадивые девочки и мальчики, как и Глаша, взялись за ум и стали послушными, старательными и трудолюбивыми. Пройдя через испытание таких страшных приключений, они выбрали для себя полезные дела и правильную жизнь.
       Остальным нерадивцам надо признаться, что таким козлом Мукомолом обязательно станет их собственная жизнь. И забодает она своими рогами очень крепко за то, что вовремя ничему полезному не учились!

(г.Муром 2021)
(фото из инета)