Православие в Англии

Эмилия Ка
мне бы хотелось рассмотреть период, который обычно избегается или замалчивается в курсе всеобщей истории. О нем не принято говорить, однако, если спросить специалистов, то они ответят, что несомненно такой раздел в истории был.

Началом христианизации  Британии можно считать проповедь святого Патрика в Ирландии в  V веке. Однако, христианство начало проникать в Британию еще до появления св. Патрика после завоевания Британских островов Императором Клавдием.

Огромную роль в процессе христианизации Британии сыграл Святитель Григорий Двоеслов – Папа Григорий I, имя которого, кстати говоря, неверно перевели с греческого языка, так как в оригинале его зовут <Grigorius Dialogus>  – Григорий Диалог. Его прозвали так из-за его трудов, называемых «Диалогами»

Святитель Григорий родился около 540 года в семье сенатора, однако довольно быстро оставил мирскую жизнь и посвятил себя духовной, в чем его поддержала мать. Святитель Григорий основал шесть монатырей на Сицилии и один в Риме в честь святого Апостола Андрея Первозванного. Туда и поступил свт. Григорий в качестве простого монаха в 574 году. В 579 году святителя Григория отправили в качества папского легата в Константинополь. Он был очень расстроен тем, что ему пришлось покинуть монастырь, однако, его поддерживали и ободряли его монахи из этого монастыря. Также среди них был, видимо, ближайший помощник и келейник святителя Августин. «Августин был учеником святого Феликса из Мессаны на Сицилии и носил имя блаженного Августина, епископа Гиппона, что в Северной Африке, в ста милях через Сицилийский пролив. Еще одним близким другом и будущим святым был Меллит (носивший греческое имя), который стал первым документально подтвержденным епископом Лондона; вполне возможно, он тоже сопровождал Григория в Новый Рим».

Больше шести лет провел в Константинополе святитель Григорий. За это время он с прискорбием убедился в том, что Восточные императоры занимаются исключительно борьбой с Персией. Таким образом, можно было сделать вывод, что защитой Западной части Империи заниматься Константинополь не будет. Так что оказалась актуальной мысль об объединении с Западными государствами, для чего их предварительно нужно было обратить в христианство. Для этого было необходимо послать в Британию миссинеров.

После возвращения из Константинополя святитель Григорий столкнувшись несколькими рабами из Йоркшира, загорается идеей отправить миссию в Англию. Получив благословение от Папы, он с несколькими соратниками отправился в путь, однако, ему пришлось вернуться, так как горожане, недовольные тем, что их любимый игумен опять их покинул, подняли бунт.

В последующие несколько лет Святитель Григорий активно занимался письменными работами, в том числе написанием «Диалогов» (самое известное произведение свт. Григория, откуда им и было получено прозвище «Двоеслов»). Также в православной церкви святитель Григорий непосредственно связан с Литургией Преждеосвященных Даров, которая служится лишь во время Великого поста.

В 590 году игумен Григорий был избран Папой Римским, несмотря на его протест. Получив власть, святитель Григорий снова озаботился вопросом Православной Миссии в Британии. Осенью 595 года он написал в Англию православному священнику Кандиду с просьбой купить несколько рабов в возрасте 17-18 лет и отправить их к нему в монастырь, чтобы научить их всему, как носителей языка.

Папа Григорий решил действовать быстро и решительно, так что, благодаря своим поступкам стал известен как «Апостол Англов». С этой миссией святитель Григорий отправил соего помощника и друга Августина и с ним сорок монахов, предварительно подготовив их к этой великой Миссии. Однако, по мере приближения к Англии, молодые монахи все больше пугались рассказов о зверствах язычников. В конце концов их возмущение достигло таких размеров, что приору Августину пришлось одному возвращаться в Рим за духовной поддержкой к святителю Григорию, которую получил. Вместо того, чтобы отозвать всю миссию, как на то надеялись монахи, Папа Григорий назначил приора Августина их игуменом и повелел слушаться как Христа. Вдохновленные такой поддержкой и заботой, монахи во главе с новоназначенным игуменом двинулись дальше.

«Большинство исследователей сходятся во мнении, что отцы провели во Франции Великий пост и Пасху, которая в 597 году выпала на 13 апреля. Затем путники в период Пасхи отчалили из Булони и направились к Кенту. Как заманчива мысль о том, что они отправились в путь сразу после Пасхального воскресенья – вероятно, даже в понедельник 14 апреля. В любом случае, та весна стала истинной весной для английского народа – цветку его веры вот-вот предстояло зацвести над сухостоем сатанинского суеверия. Они пересекли Ла-Манш в плоскодонных лодках (несомненно, их было две) и прошли через Дил (город в Кенте), где причаливали другие римляне за столетия до них, через меловые скалы Дувра – и наконец вышли на берег».

После высадки Августин отправил переводчиков к королю Кента Этельберту I, бывшему язычником, но имевшим жену-христианку по имени Берта. Хотя сам он не принял христианства, женившись на ней, однако, не препятствовал ее вере. Точнее условием Берты при замужестве было то, что она привезла с собой королевского капеллана Людхарда – бывшего епископа. Хотя сам король  Этельберт не был верующим, тем не менее скорее всего Королева Берта и епископ Людхард смогли как-то его подготовить, так что, когда игумен Августин с миссией прибыл в Кент, он отнесся довольно благосклонно к проповеди и впоследствии даже приннял Крещение.

Остров Танет, на котором все происходило, стал благословенным местом, где не было ни крыс, ни змей, а земля прославилась своей плодородностью. Кентское королевство стало первым, принявшим христианство среди остальных шести и положило начало объединению всех королевств во Христе. Так начался небывалй расцвет христианства в Англии.

Исследователи считают, что король Этельберт крестился во время всенощной на Святой Пятидесятницу. Король Кента настолько присполнился Благодати Святаго Духа, что сам согласился принять Крещение и, что особенно значимо, это то, что произошло это знаменательное событие непосредственно в день праднования Святой Троицы. Таким образом, можно сказать, что его крещение было вдвойне благословлено.

Вскоре после этого игумен Августин отправился во Францию, чтобы получить сан епископа и, вернувшись обратно к Рождеству, крестил более десяти  тысяч жителей Кента. Что особенно примечательно, все они, несмотря на холод, добровольно погрузились в реку и приняли Крещение. Нельзя не заметить насколько благодатным было просвещение Британской земли. С такой любовью несли игумен Августин с братией веру Христову и настолько восприимчивы оказались британские жители, что сами стремились стать скорее креститься, чтобы соединиться со Христом. «Так как король Этельберт сам желал, чтобы крещение было совершенно добровольным, – многие последовали примеру своего правителя. Мы видим, как озарились их дотоле мрачные лица, когда они вышли из вод крещения. На Рождество Христово 597 года родилась Англия – первые плоды Англии созрели в середине зимы, что явилось заветом будущего Воскресения. Англия вставала из мрака древнего дракона и язычества в светлый век христианства».

В 598 году Августин отправил к Папе Григорию несколько священников с докладом. Радости святителя не было предела. В письме Евлогию Александрийскому он писал о радости от десяти тысяч крестившихся на краю земли.

Вдохновленный архиепископ Августин принялся строить и восстанавливать храмы новообращенных англичан. Для обозначений церквей он решил использовать греческое слово «kyriakon», что означает «Дом Божий», но в староанглийсой транскрипции оно стало звучать как «churiche», что вопследствии вероятно транфсормировалось не тольк в “kirk” на севере Англии и “kirche” в Германии, но и возможно в современное слово «Church». Все свои храмы святой Августин строил по принципу римских храмов. В основном они напоминали архитектурой базилику святого Петра.

Следует заметить, что после принятия Святого Крещения между королем Этельбертом и Папой Григорием завязалась переписка, в одном из писем которой он сравнивал короля Кента с Константином и даже назвал королеву Берту Еленой, ставшую «матерью» веры для Этельберта.

Таким, в общих чертах, было начало просвещения светом Истинной Веры Британии.

Оно принесло поистине изобильные плоды.

Расцвет православия в Англии пришелся на V-XII века. В 604 году скончался Папа Григорий, а вскоре после него преставился и горячо ими любимый Архиепископ Августин, который впоследствии был прославлен как святитель Августин Кентерберийский. Они оба оставили неизгладимый след в сердцах людей и в истории церкви в целом. Эти два великих человека дали жизнь целому острову, жизнь во Христе, которая процветала вплоть до XII века. И, благодаря этому просвещению также, мы имеем большое количество общих святых. Таким образом, есть в святцах даже такие имена, как Артур, Жиневра, Роберт и так далее.

Мы здесь не касаемся конфликта между старобританской и римской церквями на тот момент.

Рассмотрим, чем завершился расцвет православия в Англии, вместе с падением государственности.

Вплоть до XI века Англия находилась на пике духовного развития и не только британские жители приняли христианство, но также Английские миссионеры смогли христианизировать Германию, Голландию и даже Норвегию и Швецию. « Влияние христианской Англии простиралось от Норвегии (где сын Английской церкви король Олаф — „Покровитель Норвегии", принял в 1030 году мученичество за Христа) до Эфеса (где в результате видения королю Эдуарду была обнаружена пещера Семи Спящих Отроков (5)); от Новгорода (где благочестиво правила дочь Английской церкви шведская принцесса святая Анна Новгородская) до Рима (где целый квартал был назван „Иль Борго Саксоно" в честь английских паломников, останавливавшихся в этом квартале»

К сожалению, спустя небольшой промежуток времени все было уничтожено норманнскими варварами. Все, что было построено и выращено с такой любовью, было разрушено злобными завоевателями. Почти все жители Британии были зверски убиты и замученыю Немногим удалось бежать в разные места. Некоторые достигли берегов Крыма. Для более яркой илллюстрации приведу целую цитату: «Последний православный король был убит; его тело было разрублено на части торжествующими нормандцами, а душа „анафемствована" Папой. Храмы были разрушены; святыни поруганы и сожжены; английские епископы заменены французскими католиками; литургическая практика, все церковные и культурные традиции были уничтожены; даже английский язык был запрещен и заменен французским. Земли крестьян были опустошены и конфискованы. Священников заставили развестись со своими женами, которые вместе с детьми вынуждены были просить подаяние».

Таким образом, мы можем с прискорбием отметить, что несмотря на колоссальный расцвет православия в Англии, все было уничтожено нормандскими завоевателями, желающими лишь получить власть и землю, не гнушаясь никакими методами. К сожалению, мы можем лишь констатировать тот факт, что люди пришедшие со злым умыслом без Христа в сердце, могут лишь навредить, как окружающим, так и себе. Что и произошло. Ведь до сих пор Англия так и не стала вновь православной страной и в общем-то находится и по сей день под гнетом потомков тех завоевателей.

 

 



 

Список использованной литературы:

 

Бахметьева А.Н. “Полная история христианской церкви”

Прот. Александр Рудаков “Краткая история христианской церкви”

Мосс В.Э. «Крушение православия в Англии»

Прот. Эндрю Филлипс «Святители Григорий Двоеслов и Августин Кентерберийский – Апостолы Англов»; «Трагедия Английской истории»