Зачем Цеппелин летал в Арктику?

Алекс Нефедов
Поиски ответа на этот вопрос продолжаются уже ровно 90 лет. Что это было: научная экспедиция, попытка совершить очередной рекорд или разведывательная спецоперация?

Весточка из прошлого
Держу в руках потрёпанный журнал «Природа» №3 за 1932 год со статьёй участника той полузабытой экспедиции профессора П.А. Молчанова. В июле 1931 года, в рамках программы Международного полярного года, немецкие учёные пригласили его принять участие в экспедиции в Арктику на борту LZ 127 «Граф Цеппелин» с целью запустить изобретенные им радиозонды в полярных широтах. Проект был боле-менее успешно осуществлён, о чём метеоролог и написал статью под лапидарным названием «Первый научно-исследовательский полёт дирижабля «Граф Цеппелин» в Арктику». В те годы никто и предположить не мог, что подобная экспедиция станет ещё и разведывательной. Азарт исследователей был направлен в русло изучения климатических и географических особенностей Арктики. В таком духе и написана эта статья, переполненная техническими деталями и метеорологическими терминами. И только спустя годы стало ясно, что произведённая с борта дирижабля аэрофотосъёмка Земли Франца-Иосифа позволит фашистам вскоре после начала Великой Отечественной войны построить секретную полярную станцию, остатки которой были обнаружены только в 1951 году.
Согласно договору о сотрудничестве немецкая сторона должна была передать СССР результаты этой съёмки, но после окончании экспедиции якобы выяснилось, что фотопластинки засвечены. На самом деле они оказались очень высокого для того времени качества – их нашли в 1945 году. В провинции Мекленбург в архивах специального разведывательно-информационного центра «Раумкоппель» было обнаружено свыше 250 тысяч географических карт разных районов земного шара, архив содержал более 50 тысяч документальных фотографий районов, интересовавших немецкую разведку. Здесь же в целости и сохранности хранились материалы экспедиции дирижабля «Граф Цеппелин» в советскую Арктику.
Но всё это будет ещё впереди, а тогда, в июле 1931 года на борт воздушного корабля взошли учёные ряда стран, среди которых были научный руководитель этой международной экспедиции Рудольф Самойлович, метеоролог Павел Молчанов, радист Эрнст Кренкель и инженер Фёдор Ассберг. Всего же на борту дирижабля находились сорок шесть аэронавтов. В состав научной группы, которая составляла третью часть всех воздухоплавателей, были также включены три американца, один швед, один швейцарец и шесть немцев. Двадцать шесть человек составляли штатный немецкий экипаж «Графа Цеппелина».

Дирижабль успеха
Дирижабль LZ 127 «Граф Цеппели;н» построен в Германии в 1928 году. Он стал на то время крупнейшим и наиболее передовым дирижаблем в мире. Его длина составляла 236,6 м, максимальный диаметр — 30,5 м, высота 33,7 м, объём — 105 000 м;, несущий газ - водород размещался в 17 отсеках. Силовая установка состояла из пяти 12-цилиндровых моторов «Майбах» с водяным охлаждением мощностью 530 л. с. каждый, их суммарная мощность 2650 л.
В 1929 году совершил первый в истории воздухоплавания кругосветный перелёт. За девять лет эксплуатации «Граф Цеппелин» провёл в воздухе около 17 200 часов, совершил 590 полётов в разные страны мира, преодолел почти 1,7 млн км, перевёз 13 110 пассажиров и около 70 т грузов и почты; при этом он 143 раза пересёк Атлантический океан и 1 раз — Тихий.
Весной 1940 года по приказу немецкого командования дирижабль был разобран и его части использованы в военной промышленности.

Странности полёта
В ходе экспедиции исследователи собирались совершить длительную посадку у берегов Северной Земли – на острове Домашнем, где уже год в тяжелых условиях работали советские ученые под руководством Георгия Ушакова. Далее командир дирижабля доктор Эккенер планировал пролететь вдоль северо-восточного берега Сибири вплоть до Новосибирских островов. Но этот план был изменен во время полета. Единственная посадка дирижабля на советской территории, которую разрешил доктор Эккенер, состоялась 25 июля 1931 года, то есть еще в начале пути, на Комендантском аэродроме Ленинграда. Здесь воздухоплаватели быстро пополнили запасы водорода, незамерзающего балласта глизентина и питьевой воды.
После взлета они пролетели над Карелией и Архангельском, над Белым и Баренцевым морями и направились к Земле Франца-Иосифа. В одном из заливов архипелага — бухте Тихой «Граф Цеппелин» совершил короткое приводнение для встречи с пассажирами ледокольного парохода «Малыгин» и получения почты для группы Ушакова. Дальнейший полет германского дирижабля, начиная от островов Земли Франца-Иосифа, проходил под руководством Рудольфа Самойловича, который стремился использовать любую возможность для проведения научных исследований. В первую очередь как можно больше изучить с воздуха малоисследованные географические объекты.
Так, настоящей сенсацией стало то, что между островом Октябрьской революции и островом Большевик находится не залив Шокальского, а широкий пролив. За считаные часы была получена реальная основа для будущих точных географических карт труднодоступных полярных районов, что позднее пригодилось… немецким лётчикам и подводникам в годы Великой Отечественной войны.
Во время полета были проведены запуски радиозондов, изобретенных профессором Молчановым. Они могли одновременно измерять давление, температуру и влажность воздуха в атмосфере. В итоге на борт дирижабля, где была установлена приемная аппаратура, были переданы сведения о метеорологическом режиме стратосферы - впервые в мировой истории оказалась прозондирована полярная стратосфера сразу в нескольких удаленных арктических районах.
Секретная записка
Но были во время полёта и некоторые «странности». В районе архипелага Северная Земля с путешественниками была потеряна радиосвязь. Над островом Домашний «Граф Цеппелин» так и не появился, хотя зимовщики Георгия Ушакова с нетерпением его ждали.
Позднее доктор Эккенер объяснил изменение плана полета тем, что небо над северо-западной частью архипелага было затянуто тяжелыми облаками и густым туманом, хотя профессор Самойлович впоследствии опроверг его слова.
Сто тридцать четыре часа продолжался Полет дирижабля «Граф Цеппелин», из них сто шестнадцать часов — над советской Арктикой. Дирижабль пролетел почти тринадцать тысяч километров вместо планируемых десяти с половиной тысяч километров и в нарушение первоначальной договоренности напрямик, без посадки в Ленинграде, вернулся в Германию. И это при том, что перед началом экспедиции было особо оговорено: при возвращении дирижабля из Арктики «Граф Цеппелин» выполнит повторную посадку на Комендантском аэродроме. Здесь предполагалось разгрузить наиболее ценные экспедиционные материалы и взамен группы учёных принять на борт трех советских специалистов для получения ими практического опыта полетов на дирижабле.
Но доктор Эккенер отказался от посадки в Ленинграде якобы из-за получения неблагоприятной метеосводки. В итоге Самойлович со своими спутниками улетел «за кордон». Единственное, что он умудрился сделать – пролетая над Ленинградом сбросить 30 июля 1931 года контейнер с посылкой, где была важная записка. Её содержание считалось секретным, но теперь оно известно:
«В ранее открытых местностях выявлены изменения поверхности. Работа с шарами-радиозондами системы профессора Молчанова дала результаты мирового значения, важные для суперавиации, суперартиллерии и астрофизики. Открыто несколько новых островов у берегов северо-восточного побережья Сибири и Земли Ленина. Сделан ряд открытий в области геофизики».

Вспомнить поимённо
Профессор Павел Александрович Молчанов (1893 – 1941) был арестован в 1941 году по обвинению в «контрреволюционных преступлениях» и застрелен конвоиром на барже в Ладожском озере при этапировании заключённых ленинградских тюрем из блокадного Ленинграда.
Видный полярный исследователь, профессор Рудольф Лазаревич Самойлович (1881 – 1939), кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, начальник экспедиции на ледоколе «Красин» по спасению в 1928 году потерпевшего в Арктике крушение итальянского дирижабля «Италия», арестован в 1938 году и расстрелян в марте 1939 года.
Герой Советского Союза Эрнст Теодорович Кренкель (1903-1971) в 1937 – 1939 годах был радистом легендарной первой советской дрейфующей станции «Северный полюс». В своей книге «Мои позывные — RAEM» описал некоторые любопытные детали полёта на «Цеппелине».
Подробности биографии специалиста по дирижаблям Федора Федоровича Ассберга, бывшего во время полёта одновременно и спецкором ТАСС, нам ещё предстоит выяснить.
Александр Нефедов ©
Подробнее в №7/2021 журнала "Чудеса и приключения"