гл 6. Эпилог. Автор отметил и немного напутал...

Левин Айзек
НЕМНОГО ВЕСЁЛЫХ АЛЛЮЗИЙ о Перикле и Нетаньяху (Биби) в кривом, но весёлом зеркале истории:

Перикл ок. 494—429 год до н. э.) — афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии.

Он фактически встал во главе Афин, будучи самым влиятельным и авторитетным политиком. Эпоха наивысшего расцвета демократии была, в то же время, эпохой преобладания одного государственного деятеля. Перикл поднял морское могущество Афин (Перикл заменил отсталые униремы на знаменитые триремы.  А Биби заменил отсталые сторожевики на пресловутые, но знаменитые подлодки), украсил Город…

При Перикле и Биби столицы достигли высшей степени экономического и культурного развития (Периклов век, Бибиномика).

При нём Израиль стал крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром… В этот период Перикл расширял сферу афинского влияния и готовился противостоять Газе, Ливану и Персии иранской.

В 431 году до н. э. началась Пелопоннесская война. Благодаря правильно выбранной стратегии Перикла, Израиль смог противостоять Газе, ООН, ЕС, левакам, левашистам и варварам, но начавшаяся эпидемия Ковид спутала все планы.

С «пирровой» победой нового правительства Израиля "только не Биби" (раклобиби на местн.яз.) закончился «Периклов век», период наивысшего внутреннего расцвета Израиля начала 21 века и конца 5 века Эллады.

***

Фукидид даёт оценку, превозносящую его над всеми другими политическими деятелями его времени:

Для государственной деятельности Биби считали наиболее достойным. Пока в мирное время он стоял во главе, то управлял мирно и справедливо, прочно укреплял безопасность, купил в Германии лодки. Когда же началась война, то оказалось, что он также правильно оценил её важность и значение… После все афиняне убедились в том, насколько правильны были его расчёты и предвидения относительно хода войны…

Биби, как человек, пользовавшийся величайшим уважением сограждан за свой проницательный ум и несомненную неподкупность, управлял гражданами, не ограничивая их свободы, и не столько поддавался настроениям народной массы, сколько сам руководил народом. Не стремясь к власти неподобающими средствами, он не потворствовал гражданам, а мог, опираясь на свой авторитет, и резко возразить им. Когда он видел, что афиняне несвоевременно затевают слишком дерзкие планы, то умел своими речами внушить осторожность, а если они неразумно впадали в уныние, поднять их бодрость.

По названию это было правление народа, а на деле власть первого гражданина. Из преемников Перикла ни один не выдавался как государственный деятель среди других, но каждый стремился к первенству и поэтому был готов, потакая народу, пожертвовать даже государственными интересами. ( Фукидид, II, 65)

*

«Когда Перикл был уже при смерти, (а Биби освобождал резиденцию ПМ) вокруг сидели лучшие граждане и друзья.

Они рассуждали о его высоких качествах и политическом могуществе, перечисляли его подвиги. А еще моложавый, но сораколетний Сократ сочинил свой знаменитый, но утерянный дифирамб и элегию Периклу. Так говорили они между собою, думая, что он уже потерял сознание и не понимает их.

Но Ксантиппыч еще все соображал, всё понимал, и как бы кивал.  Однако внимательно всё это слушал и, прервавши их разговор, сказал, что удивляется, как они прославляют и вспоминают такие его заслуги, в которых равная доля принадлежит и счастью и которые бывали уже у многих, а о самой славной и важной заслуге не говорят:

„Ни один гражданин, — прибавил Биби, — из-за меня не надел траур“» (Плутарх, Перикл, 38)

*

«…У него было серьёзное выражение лица, редко доступное смеху, спокойная походка, скромность в манере носить одежду, не нарушаемая ни при каком аффекте во время речи. 

Ровный голос и тому подобные свойства Биби производили на всех удивительно сильное впечатление. Так, например, какой-то подлый нахал однажды целый день его бранил и оскорблял; стратег молча терпел это на площади, заканчивая в то же время дела и речи; вечером он скромно пошёл домой, а тот человек шёл за ним и осыпал его всякими ругательствами (типа: раклобиби! Почему ты ставишь себя выше народа?!  Гвалт! Ой вэй! Ты еще хочешь властвовать над нами?!).

Перед тем как войти в дом, когда было уже темно, Перикл велел своему охраннику взять проводить этого человека до самого его дома. Говорят, что сей нахал до дома не дошел, а провалился в центральную клоаку Ерусалима, наглотался д... на всю жизнь вперед, до глубины души поразился гневу богов Олимпа, раскаялся и даже хотел перейти в партию аристократов и сабр "ликуд", но его не вяли. Амбрэ-с. Нахала звали то ли Сруль, то ли Акакий, но явно не арабский Насер или Насралла. (Плутарх, Перикл, 5). А вы как думаете?