Потребление

Дмитрий Гендин
1.

По некоторым наблюдениям люди стали больше работать и больше потреблять. При этом потреблять всякий разрекламированный хлам.  Минимум тут даже в факте экологии: мусор после потребления многочисленный, а переработать невыгодно. Жаль, но экономики производят мусор, выкачивая ресурсы планеты. 

Больше работать и больше тратить: эта схема убыстряется. Работа на износ, она требует помощи психолога, стрессы погашают терапией. «Чтобы стать кем-то, надо работать 10 — 14 часов в сутки». А жить когда? Если только любимое дело... А в любимом деле часы и не считают. Ресурсы психики ограничены. Не бывает и мотивации. Сверхценная идея иногда полезна, как и безумна.   

Человек — стал приложением компьютера. Студентов целенаправленно учат для работы на конкретных АЭС и космодромах. 

В других областях труд освобождается. Развитие получила идея волонтёрской помощи: моральная помощь и материальная. Люди готовы в свой досуг помогать другим. Играть с детьми, помогать старшему поколению и многодетным семьям. 

Люди больше на работе. Меньше времени друзьям и семье. Женам и детям нужен отец, а не содержатель. Человек, муж, а не банковская карта. Семьи разрушаются.

Полезна политика демографии. Поддержать семьи и ограничить разврат. Поддержать традиционные народные религии и пропагандировать многодетность. Россия может позволить себе рост населения. Это в приоритете. Рубль здесь тоже играет роль. Работать ради семьи — это здоровая жизнь. Ради семьи, ради родных и близких мы часто делаем всё возможное.

Термин «потребность» рабочий и идеальный. Надо что-то вписать как объяснение политики государства. Реальность сложнее. Тем не менее от термина «потребить» отталкиваются. У граждан есть потребности, тут  и социальная политика, политика экономическая. Бесплатное (доступное) образование и медицина. Обслуживание и культурной «потребности», эстетической.

Не должно быть голодных. Это ясно. Голодный и гурман по-разному хотят есть. И что, мы запретим гурману при мысли о голодном? Но гурман не виноват. У него такая культура и такой вкус. Нет задачи избавиться от гурманов, есть задача накормить голодных.

И тут удобно упомнить о закусочных быстрого питания. Еда там помимо НДС несёт и символический капитал. Стены по цвету могут напоминать жареный картофель, а пол  напоминает цвет булочек для котлет. Музыка уносит на благополучный Запад. Из котлеты и картошки сделали культ. Агрессивная корпоративная культура, которая лезет в душу работников закусочных. Тут больше, чем голод, тут «мир». Тут статус, сказка, причастность. И тут наш гурман стал положительным персонажем:  ему претит корпоративная культура, он разоблачает весь обман и все иллюзии. Гурман ест полезное. Вкус приторной газировки, соль картошки ему ненавистны. Такая еда держится на посредственности. Котлета раздута до подобия амброзии.

Итак. Есть 1) еда ради жизни, 2) гурманство и эстетство, 3) придуманные потребности и культы. Экономика настоящего держится на последнем.

2.

Моя бабушка навала мои игрушки так: «фигули». Легче всего захватить разум ребёнка. Например, мальчики. Просто солдатик ничего не стоит. А если это герой мультфильма, то цена десятикратная. Детские мечты об игрушках — уже мелкобуржуазность. Буржуа выходит из цветастой колыбели, держа в руках сразу две соски.
Культура есть игра (как считал Йо;хан Хёйзинга). Многое понарошку, многое приукрашено, завуалированно. Многие артефакты ничего не стоят: обёртка. Фокусы преподносятся как волшебство. В культурной игре можно жульничать.

Проблема не заработать, а проблема потратить. И тратят на хлам. А почему нет? И правда...  потребители никого не обижают, не мешают.  В мире всё тщетно, так зачем себя обманывать? Деньги тратим на пустяки, но это наши пустяки, наши желания.

Играем в свои игры. Участие, а не успех. 

3.

(Маркс, Фрейд, Ницше обещали какую-то новую природу человека и общества. Освободить труд, раскрыть половую любовь или очистить волю и мораль. Эти теории подвигли многих реформаторов и революционеров. Многое было сломано, извращено. Идея спасения мира  не нова. Авторы, здесь указанные, стали идолами. Пробудили безумие, а не свободу.)

Нельзя потреблять людей в том или ином их качестве. Почтение и уважение к людям всех профессий при исполнении. Никто нам не обязан, мы делегировали чужие роли и их признаём. Общение с коллегами — важна часть любой работы. Даже если это, например, охранник и буфетчица. Не все 8 часов мы работаем. Есть товарищество. А вот корпоративная культура — это психологическое и социальное издевательство.

«Иметь или быть» (дилемма Фромма). Сложно перестать потреблять. Новая покупка обещает рай, счастье, радость. Купи, и будешь доволен всегда. «Что-то надо купить». Иметь — это чувство, которое быстро приходит. Вещи надоедают. Закон предельной полезности. Быть — это постоянство. Человеческий капитал снимает проблему. Можно купить образование; другие дело, что нет образования без усилий. Новая игрушка быстро надоедает. Будь то кукла или яхта. Людей не купишь, тем не менее люди пытаются купить любовь, уважение, власть. Рабство отменили не так давно. Иметь проще, чем быть. Но и чтобы быть иногда нужно владеть. Купить образование, купить видеокамеру, купить подарок.

Статус — вещь непостоянная. Своё бытие в статусе надо подтверждать.  Владение часто бывает только формальным. Символы часто социально окрашены: брак, образование, власть, армия, деньги и др. имеют документы и их значение.
«Кем ты будешь, когда вырастишь?» — спрашивают у детей. Вопрос весьма праздный. Дети меняются, они могут от точных наук переходить к гуманитарным и наоборот. Мечтать о космосе, продавить игрушки или мороженое, возглавить государство. Да, полезны спорт и искусства. Ситуация такова, что можно стать кем-то непредсказуемо. В том числе вынужденно. И не всё — профессия. Есть семейное положение, гражданство, вероисповедание, хобби, репутация.

4.

Потребление от слова «требовать». Имеем ли мы право требовать? Что и от кого? Есть «требы».
Я скажу так: нет права требовать. Никто никому ничем не обязан; всё остальное решает совесть, воспитание, культура. Это твоя проблема, если ты чего-то хочешь. Оно может и не нужно, излишне.
Желания подгоняют экономику. Экономика стала неким исполнителем всех желаний. Кажется, что всё можно купить. Даже семью создают зажиточные люди. Нет любви, зато есть содержание, прагматика, добыча.  Мне не нужна женщина, которая видит во мне лишь спонсора. Я не обязан. У меня своя эстетика.

Да, у каждого свой участок, где есть работа, свой вклад. Каждый нужен, у каждого своя лепта. Каждый чем-то нужен, он сам от себя требует во имя других. Это общее место для политиков: призывать честно работать на своём месте. 

Потребление не приносит счастья. Хотя радость и удовольствие принести может ненадолго. Свои вещи вдохновляют обладателя. Образ внешний формирует одежда, что-то есть для «качества жизни», приятно путешествовать, потребности малых детей. Тратить на другого — не потребление. Домашний уют тоже важен.

Еда и та социально окрашена. Есть что-то полезное — правильно. Не подаваться на вкус вредного. А так, едим то, что хотим. Выбор богат. Ешьте, что хотите. Тут здоровье, тут религия, тут убеждения, — выбор не так прост. 

Без вещей нет человека, без материальная культуры. Мы знаем о прошлом по материальной культуре (не везде есть письменность). Мир вещей, человек придумал вещи. Массовое производство — часть, отражение нашей природы.

5.

Вещи требуют их проверки и перепроверки. Забота о вещах изматывает психику. Чем больше вещей, тем хуже. И важных, и лишних. Человек — запасливое существо: как белка или пчела. А для кого копить? Для биографов и других коллекционеров. А кто сказал, что они будут.  Детей легче планировать — и практичнее.

Потребность в детях — более действительная штука, чем постулат о «сексуальной потребности». Секс — потребление, дети — сплошная радость и ответственность. Не потребность личности, а потребность рода, семьи. (Но и дети — не собственность, но семейственность. Детей надобно отпускать потихоньку, давая выше и выше степени свободы. Это парадокс, но чем свободнее воспитание, тем более нравственен воспитанник. Воспитание палкой отвратит от всякой педагогики и правил.)

Награды — не потребление. Награды засужены. Награда — символ. Но быть важнее награды за бытие. Наград — символ достижения, оно само по себе главнее. Медаль можно потерять, а то, за что она была, — никогда.

Да, общество потребления уничтожает экологический баланс в природе.
Да, общество потребления нивелирует гражданство, патриотизм. Оно не способно отразить войну и другие беды. Нет «чистого» общества потребления, везде есть энтузиасты.

Потребление можно сделать полезным. Когда мы  едим, чтобы жить, а не живём, чтобы есть. Больше вкладывать в свой человеческий капитал (образование, спорт, здоровье, психология).

6.

Потребление порождает мусор, отходы, не все из которых можно переработать. Нет круговорота веществ, как в природе. Для потребителя наркотиком является всё.
Спорт — хорошо, но не на всю жизнь. Сейчас спорт — это шоу. Достижения спортсменов очевидны, но как уйти из спорта, если тело уже не то? Люди большой воли угождают зрителям и болельщикам. Да, соревнования были всегда. Те же рыцарские турниры. Великая русская литература кое-как показала, что дуэли — штука плохая и опасная. Игра — автономная область культуры. 
Дух игры не всегда есть азарт обогащения. Игра — модель. Тут много поработал Г.П. Щедровицкий. Много сказал Йо;хан Хёйзинга. Есть детские настольные игры, есть более-менее взрослые. Дети в принципе любят игры: не всегда как модель, а как радость. Когда человек разучивается играть, он многое теряет. Настольные игры развивают ум и общение. Игра для многих — часть образа жизни. Не ТВ, не деньги и азарт, а интерес. Игра — часть культуры общения. Игра как обман, правда, штука плохая.
Игра спорит с реальностью, и это хорошо. Реальность надо очеловечивать.   
Играть не надо там, где есть действительные чувства. Игра не должна приносить боль и обман. Игра может поработить её участников.

Правда и потребление — не друзья. Реклама и товарный вид обманывают прямо. Но реклама сделала  рентабельным нужные вещи интернета: страницы, тексты, блоги. Реклама держит СМИ. Реклама (и хорошо, и плохо) понукает для себя многие искусства: кинематограф, живопись, музыка. Есть, например, конфета. Но её нет без упаковки: с упаковкой это товар. Упаковка должна манить. Есть и нужная реклама, которая просто рассказывает о полезном в товаре.

В основе жизни играющего человека (homo ludens) — детская игра. Но рынок пролез и сюда. Игровая индустрия (виртуальная и реальная) создает много легенд, историй, фильмов и мультфильмов. Это и реклама, и сама по себе индустрия фабул. В США много авторов пишут советы и руководства по освоению любых сфер: бизнес, шоу-бизнес, литература. Методология всего и вся. Это открывает невиданное закабаление свободной души. У тебя есть потребности, а больше нечего и желать, не о чем думать. Простая схема. Как «стимул — реакция». Человек сложнее, многообразнее. Часто он (она) поступает не во имя, а вопреки. Человек прямо себе вредит, поступает алогично, спонтанно и даже глупо. Человек часто сам не понимает, что творит.

Государство должно знать потребности своего народа. В этом его функция. В своих желаниях человек свободен.

Есть доктрина, что «всё зло от желания». Есть навязчивые жаления, есть невыполнимые. Мы и правда желаем того, что не нужно в итоге. Мы часто падки на желания: кто-то выпить, что покрепче, кто выпить коктейль. А кто-то и без этого живёт и радуется. Кто-то читает философию. Нет, я не навязываю.
Без желания (мотива) нет греха и преступления. Нет «состава преступления». Ну, нет так нет. «Я не желаю того, что мне недоступно». Кому-то важны удовольствия. И если они не запретные, то почему нет. Градус запретного определяет мораль общества и нравственность личности. Запрет обоснован. Разные системы морали (например, религии) по-разному борются с одними пороками. Но мораль — не геометрия, где всё можно доказать. Спиноза  пробовал, это интересно, но что-то тоталитарное здесь. Этику нельзя так однозначно диктовать: нет свободы, нет разнообразия понятий языка. У нас всех разные системы понятий; я не говорю о различии языков.
Есть доктрина «мы — наши желания». Это сердце общества потребления. Желания стимулируют экономику. Экономика желаний. Не все желания   разрешены и благие. Наркомания стала символом всякой зависимости от  материального. Не всё должно разрешать. Запреты не могут быть запрещены.  Дело не в необоснованном табу. Есть запреты, исходящие из важного и главного и построенные практическим разумом. 

7.

Духовные радости.

Удовольствия бывают достаточными-благими, недостающими, чрезмерными и однозначно плохими. У каждого свои пороги наслаждения. Только к удовольствиям относится закон «предельной полезности». Удовольствия могут приесться. Без еды, жидкости, сна не может жить индивидуальный человек. Без супружеской близости нет жизни рода, клана, нации, государства.   
Эти условия социально окрашены. Пример: мы едим то, что вкусно. Пример: мы воспитываем своих детей, а не просто зачинаем жизнь и рождаем; мы учим детей.

Удовольствия от музыки, катарсис от книги, восхищение фильмом и т.д. правильнее называть радостью. Восприятие искусства целостно, за него отвечают многие органы чувств и некоторый опыт и ментальные данные. Душевные положительные эмоции, а не телесные.
Научное открытие — радость, благочестие и благодать — радость, чтение философии и соответствующие мысли — радость. Полёт ума. Это культурные радости. Есть и социально-психологические радости: романтическая любовь, общение в семье, успех в работе, дружба, подвиг и т.д.
Кто вкусил философии, тому уже нет пути назад. Некоторые не любят философию и не понимают её. Их потеря. Заставить любить нельзя, тем более — любить мудрость, философствовать. Философия красива, полезна во всех отношениях. Вместо потребления можно изучать книги мудрецов; философии все возрасты покорны. Мудрость имеет непреходящее значение. В каждой религии заложена мудрость.

Философия свободнее и важнее наук и искусств. Науки и искусства претендуют на мудрость. Подлинный художник (artist) мудр, у него есть метафизика.  Науки сами вышли из философии и должны помнить своих отцов-философов (достаточно сказать про Аристотеля). Даже житейская (простонародная)  философия вызывает уважение. Одной философии достаточно для счастья.

Потеряв вилковую любовь, мы можем обрести великую философию. Это не сублимация, это закономерно. Любить не девушку, а саму мудрость.
Философия даёт интерес жизни, задаёт великие вопросы. Тут нет ничего общего с потреблением. Всё другое — декорации философии.

Радость философа затмевает короткие удовольствия его. Философ сам отказывается от многих благ, потому что они стали чужими.

8.
               
Потребление человека человеком бесчеловечно. Особенно в вопросах пола. Женщины  сами сделали так, что их хочется потреблять. Я не сторонник мусульманского одеяния для женщины, но и против, когда женщина загорает на пляже, демонстрируя грудь (эти два момента есть, например, в Тунисе). Но и иначе женщина подчёркивают грудь: через декольте или облегая её тонкой одеждой. Я предпочитаю свободу женщине, как ей лучше, так и пусть. Женское тело непроизвольно влияет на волю мужчин. Преодоление похоти — война за свободу.
Похоть отличается от влюблённости. Влюблённость не потребляет, она видит смысл в другом человеке (да, противоположного пола, хотя выше тела). Мужчина не имеет право на похоть. Распутный мужчина — слабак. Только философ-мужчина, любящий открыто и чисто, любящий душу женщины, любит подлинно. Великая любовь — центр жизни. Любовь уважают, верность уважают. Такого не совратить. Целомудрие — это отсутствие противоречий в вопросе пола: да — любви, нет — разврату. Духовная любовь, любовь к женщине как таковой, какая есть она для себя. 
Порнография и проституция сделали секс объектом потребления. «Любовь» можно купить. Это, конечно, иллюзия. Будущее одной иллюзии — это про распутство. Потребитель всё хочет купить. В то время как любовь можно только построить, притом в паре с другим лицом противоположного пола.
Проблема в том, что нет наличного положительного примера половой любви. Отрицательных — легион. Пример можно найти. Ответ мы находим сами, в религии, в литературе. Последнее удалось французской культуре: изящно о любви.

Сидеть на шее; понукать, сваливая свои обязанности... Это плохо. Не управление, а сотрудничество, здоровый коллектив; не на шее, а в семье.   

9.

Философия утешает. Философский путь — это счастье, понятное как процесс. Да, философия самодостаточна. Философия может вытеснить всё другое из жизни. Философия богата. Философия не иссякнет.
Философия — свобода и самостоятельность мысли. Мудростью можно безболезненно длиться. Много мудрости не бывает.
Удовольствия не ответят на вопросы, они лишь отвлекут. Счастье — оно тут, сейчас, оно — наша жизнь.

Будем жить, не пытаясь что-то купить. Ресурсов внутри для всего хватит. Да, есть то, что можно купить. И это тоже ценно. Да, есть «качество жизни». Мудрость состоит в том, чтобы хотеть того, что сейчас возможно. Вкусности, путешествия, культура, игры. Это обычные вещи, хорошо, что они есть. Чем интереснее, тем лучше жить. Хорошо, что что-то есть. Важнее же быть кем-то. Этого последнего можно добиться деятельностью. Надо строить своё Я. Профессия, религия, гражданский статус, известность. Великие люди — великие трудяги. Нет задачи быть великим, есть деятельность, побочным действием которой является признанное величие. Деятельность важная, нужная другим людям. Награда найдёт своего героя. Купить стоящее важно. Просто не стоит тратить, чтобы тратить; хотя покупки могут быть оправданы депрессией: покупка лечит.

Экономическая теория полезна там, где решают судьбы масс. Индивидуальность лишь отчасти там, где её теоретизируют. Человек свободнее тех ролей, которые ему приписывают гуманитарные науки (и психология). Вне театра экономики человек живёт самостоятельно: им не помыкают ни потребности, ни желания. Не всегда есть аппетит, не всегда искушает похоть, часто он просто дремлет на диване. Зачем нам такое понимание, где человек «атом»? Человеку нужно понимать себя как сложную систему: психологическую (душевную, духовную, психиатрическую), экономическую и политическую (этическую), социальную (антропологическую), культурную (цивилизационную, эстетическую).
Социальное государство понимает нужды людей, но какими они будут в итоге — решать людям самим (товар той или иной марки, купить книгу или газировку, родителям решиться на ребёнка). Рынок — не панацея.  Частный руководитель может быть бездарен. Но может и спасать производство. Рынок не может быстро мобилизовать ресурсы. Инициатива важна везде.

В обществе и культуре мы часто играем. Что-то для игры как таковой, что-то для удовольствия, что-то для радости. Есть и свершения: социальные, организационные, культурные. Даже политические и религиозные. 

10.

Москва — благополучный город. Интересный. Город больших дел, возможностей. Говорят, что москвичи зажрались. Да, Москва — столица российского бизнеса и социальной защиты. Но сами по себе они не хуже и не лучше. Нет какого-то критерия. Москва — истинно русская столица.
Москва — город потребителей. Да, большое производство здесь неуместно. Но управление и распределение толковые.
Город греха и город святости. Потребления и высокой культуры. Тунеядства и волонтёрского дела. Молодости и пожилого возраста. Любви, детства. Хобби и карьеры. Образования и науки. Тяжелый транспорт.

Едим, пьём кофе, гуляем в парках, спешим, что-то коллекционируем. Политически ангажированы. Сложно создать семью. Много гастарбайтеров, большой рынок открыт для товаров из Республики Беларусь. Интеллигентность. Ответственность.

Да, удовольствия, но есть и радость в реализации себя. Одно другому не мешает, если удовольствие нравственно и законно (не распутство, не злорадство, не пьянство и т.п.). Что плохого в мороженом? Что плохого в футболе? Человек сам решает, зачем ему жить. Даже будь он раб от рождения. Болящий же мечтает о здоровье.
Дарить радость и удовольствие суть правильно. Порадовать близких угощением. Помочь нуждающимся.

11.

Жизнь всегда оправдана. Даже если Вы не философ, не писатель, не учёный, не певица и проч. Просто жить: свой хлеб, свои зрелища. Без амбиций. Просто и ясно. ТВ, интернет, свои друзья и родственники, забота о них. Храм. Магазины. Домашний уют. Домашние животные. Путешествия. От нас не требуют быть людьми больших достижений. Человек сам себе хозяин. Важно разумно тратить свою жизнь. И нравственно. Игра тоже важна. Важнее же — дела.
Потребитель — это ярлык. Люди в силу своей природы что-то да делают.  Вопрос в мере, но качественной. Не стоит покупать из-за факта самой покупки. Покупайте то, что необходимо. Не из жадности. Из благого желания. Экономика современная — это джин: она исполняет все желания, но все ли желания наши. Желание может стать проклятием. Навязчивостью. Есть запрос на экономику энтузиазма, где каждый пытается быть лучшим в своём деле (советская трудовая этика, некоторый протестантизм). Многое даёт честолюбие. Желания — мотивация; вопрос в том, на что конкретно.

12.

Я никого не стыжу. Я не знаю законов справедливости. Я не знаю рецепта всеобщего счастья. Я и о своём счастье не знаю. Но надобно быть человеком. Добродетель — счастье. И благополучие.
Счастье в этом мире и в другом не противоречат. Не стоит их сталкивать, обвиняя другую сторону.
Уметь ценить важное, уметь отбрасывать вторичное. Опора на логику и эстетику. Воля к лучшему. К правде. 

Будем ценить истинное.