Слово в защиту графоманов

Галина Райхерт
На полях не сеют, на лугах не рвут… –  Способ самовыражения. – Породы графоманов. –Графоманы и плагиат. Клей и ножницы. –  Если бы не крали! – О чем может написать каждый. 
               
                «Бездарен не тот, кто не умеет писать 
               
                повестей, а тот, кто их пишет и не умеет 
               
                скрывать этого».
               
                А. П.Чехов, «Ионыч»

   … Пишет человек себе и пишет, кто ему запретит? Нравится емуэто занятие, и оно не хуже, а даже лучше многих!. Например, писать – гораздо полезнее, нежели пить водку и играть в азартные игры. Правда, история подсказывает, что одно другому не мешает.
   Ключевое слово: «себе», для себя. При стремлении навязать другим сомнительной ценности написанное, можно получить ярлык «графоман», хотя это и резко, и далеко не всегда справедливо. Лишь в крайнем состоянии графомания – болезнь, а чаще – довольно невинная слабость, если не сопровождается настойчивостью.
   Деликатное «дилетант» чуть менее обидно, но не отражает всей сути.
   Размытостью понятия графомании умело пользовалась советская власть, расширив толкование термина. Удобно было лепить такой ярлык (он же клеймо, а порой диагноз!) тем, кто не плыл по течению соцреализма и вообще нестандартно мыслил.
   В основе неудержимого желания писать и публиковать – стремление к самовыражению, самореализации. А это и есть основной инстинкт. То, что принято под этим понимать, всего лишь способ реализовать себя как представителя вида, рода. Сложнее выразить себя как личность самобытную, неповторимую.
   Писательство осознается занятием не самым сложным, легко ведущим к цели…Сегодня этому способствует и утрата многих ремесел, и появление новых неопределенных профессий, и техническая доступность самого процесса писания, и возможность широкого обнародования своих трудов…
   Графомания существовала всегда, но не в таких масштабах и в других видах.
   Редкий исторический пример графомании – граф Н.Е.Струйский (1749—1796 г.г.), в собственной типографии печатавший свои творения… Издания его роскошные, к сожалению, были малосодержательны.
Ляпис-Трубецкой (И.Ильф и Е.Петров, «Двенадцать стульев») являет собой пример предприимчивого графомана, который приспособился зарабатывать на этом занятии.
   Хочет заработать и герой М.Зощенко, тонкая поэтическая натура, который «Тучку понимал, ветерок, бычка…» («Крестьянский самородок»).
   Вот такие породы графоманов описал Е.Шатько:
   «Если его энергию сконцентрировать в лучи вроде лазерных, она может растопить …льды. Он олицетворяет самый яркий тип графомана, графомана-бойца. (…)
   Есть графоманы-интеллектуалы, вооруженные теорией и докторскими званиями.(…)
   В провинции творят стоики, которые носят береты и курят трубки, и создают философские психодрамы. (…).
   Есть графоманы тихие, смущенные, совестливые, но неотступные, как осенний дождь. (…)
   Довольно распространен тип кондового графомана-грубияна, который воспевает росу и березовые почки и грозит устроить рецензенту темную» ( «Громокипящий поток»).
   Далее для обуздания этого потока предлагается создать союз графоманов и учредить журнал… К прискорбию, Е.Шатько рано ушел и не узнает, что его предложения с лихвой исполнились. . Написано в 1972 (!) году, а графоманов только прибавилось.
   Из опубликованных уже заметок ясно, что раньше издательства в лице редакторов от графоманов отбивались, а сейчас готовы их активно плодить и использовать: графоманы нетребовательны, им можно не платить – сплошная экономия! У них можно безнаказанно красть сюжеты и тексты для переделки, нередко уже украденные…
   К сожалению, графоманы и плагиат нередко связаны. Графоманы заимствуют идеи, содержание, слегка переделывают текст, поэтому их творения так напоминают пересказ и создают впечатление виденного-прочитанного… Если раньше такая деятельность скромно именовалась «клей и ножницы», то теперь прямо кипит работа целой пошивочной мастерской: из подола кроят заплатки, от жилетки рукава приметывают к гульфику, хлястик к вороту… Касаемо швейных процессов результат в народе именуют: «…ни пришей к п…е рукав».
   Те, кто желает заработать писательством деньги, все же не совсем графоманы. Они могут и не писать, но уловили, откуда и куда ветер дует, поэтому готовы изготовлять любые тексты на потребу рынка.
   Некоторые писатели, причем настоящие, не заботятся о том, что их произведения могут распространиться бесконтрольно. Такова, например, позиция С.Брутмана. Но речь должна идти о ЧТЕНИИ, а не о присвоении. Если бы не крали…Писатель мог бы порадоваться признанию своего труда.
   Графомания не очень глубоко изучена, хотя существуют небесспортные ее признаки. Впрочем, отбросим надоевшее слово, потому что есть поновей: обобщенное «аффтар», он же не вполне настоящий автор, и тем более не писатель.
   Итак, из первых признаков «аффтаров» надо отметить самонадеянную и полную уверенность в своих талантах вплоть до гениальности. Поэтому самое невинное замечание или совет вызывают возмущение. По той же причине «аффтар» не работает ни над темой, ни над текстом. У него все получается быстро и «само». Такую бы энергию да в правильное русло! Незаурядная трудоспособность воплощается в количество написанного, но не в качество.
Зачем изучать материал и учебники, рыться в справочниках, дневниках, воспоминаниях очевидцев (для примера), когда можно все списать с собственной персоны, а недостающее – выдумать! И плевать, что будет неубедительно и халтурно.
   Зачем сокращать, переписывать фразы, абзацы, подбирать слова? И плевать, если читатель сам не будет выбирать выражения и забросит произведение…
В числе признаков «аффтара» и его плодовитость. Бывает, что и писатель напишет книгу быстро, но это скорее исключение.
   И еще: «аффтары» бывают тяжелы в общении, потому что не наделены чувством юмора, с ними скучновато. Заученные байки, болтовня и анекдоты не в счет.
   Да, о настойчивости: она проявляется у «аффтаров» в продвижении, проталкивании, пропихивании, в распространении своих творений. Где-где, а в интернете их полно, и они умудряются даже какую-то копеечку за них получать с нетребовательных и неразборчивых покупателей подписчиков. Это – их личное дело.
   Все остальные признаки – вопрос восприятия и вкуса, сугубо субъктивный.
Можно сегодня возмущаться засильем плохих книг, но они были всегда, хоть и не в таком числе. Пока эта продукция будет востребована – она не уйдет с книжного рынка. И лишь когда к ней пропадет интерес, ее станет мало. «Аффтары» друг друга читать не будут, они вообще мало читают, поскольку не читатели, а писатели…

***
   Теперь серьезно. Авторов и «аффторов», которые во что бы то ни стало желают увидеть свою книгу «на бумаге» и на прилавке, можно обязать сдать определенное количество макулатуры, и немалое! И никакого денежного эквивалента. Тем более что бумага дорожает и ее не прибавляется.
Тем не менее писать может каждый! Вопрос: для кого и о чем?
   Когда-то была традиция вести дневники. Сегодня она отчасти трансформировалась в размещение своих страниц, ведение блогов и т.п. Отчасти это помогает и отвлекает. Однако человек можеи понимать, что таким способом он не оставит следа в истории даже своей семьи…
   Писать нужно для своих детей, внуков, других родных и близких, хороших друзей и знакомых… Писать:
   -дневники, только включать в них интересные эпизоды, впечатления, черновики писем, – чем хотелось бы поделиться с близкими, но не получается;
   -историю своей семьи, предков;
   -историю своей жизни, даже если она еще короткая – есть воспоминания о детстве, учебе, а со временем многое забудется;
   -историю своего города, края, но для этого придется собрать свой материал, а не переписывать учебники и путеводители; и хорошую книгу издадут (к примеру, Ю.Пахотин, «Колыма моего детства»);
   -стихи, песни, сказки, рассказы для своих детей (и внуков).
   Хочется увидеть книгу напечатанной? Как уже говорили, издаваться за свои кровные –решение неправильное. Правильней будет НАПЕЧАТАТЬ нужное количество экземпляров для себя, родных и близких просто в ТИПОГРАФИИ, без посредников-«издатов». С версткой там могут помочь, обложку собрать в интернете несложно самому, а над текстом придется поработать, не прибегая к помощи редактора...    Сейчас и в издательствах хорошего редактора не сыщешь, что видно по вышедшим из печати книгам. Можно попросить о помощи опытного преподавателя-филолога.
   Почему бы не создать рукописную книгу? Возможно, для подарка? Культура рукописных книг еще не окончательно утрачена! В Казани, наример, есть Музей рукописной книги.
   К слову, и рукописные листочки любого формата можно отдать в переплет или сделать обложку, обратившись в центр полиграфии.
Когда пишущий ясно представляет своего читателя, он и к труду своему будет относиться серьезно и бережно, не так ли?.

***
   «Его новая проза была  не лучше прежней, но я не сказал ему ни одного плохого слова: всякое постоянство достойно уважения.Так и надо: надо цвести изо всех сил и плодоносить, даже если рождаешь оскоминные яблоки, которые никто не рвёт. В конце концов, с чего вы взяли, что яблоня в парке старается для вас? Просто она – яблоня» (С.Брутман, «Как яблоня»).

Апрель-май 2021 г.               
                г.Гирне, Северный Кипр