ИКРА

Сергей Кузнечихин
Дальневосточники любят рассказывать байку: будто кто-то отправил на Запад посылку с кетой и красной икрой, а потом получил письмо –– спасибо, мол, за кету, а клюква, к сожалению, испортилась, рыбой провоняла.
Хорошие люди дальневосточники, но даже в шутках не могут обойтись без хвастовства. Я согласен, что их кедровые шишки в два раза крупнее сибирских. Согласен, что женьшень намного полезнее золотого корня. Согласен, что самая большая рыба водится в Амуре. Но чтобы красная икра была величиной с клюкву... Это уже перебор. С бруснику — вот так, пожалуй, ближе к истине.
На Енисее народец намного скромнее. Там не каждый второй привирает и хвастается, а каждый четвертый, а может и всего-навсего каждый пятый. А черная икра, между прочим, там нисколько не хуже амурской. Правда, редко кто ее пробует, но это уже другой разговор.
Деляга один, из тех, кто сам ничего не производит, но достать может почти все, пообещал мне лодку с надувным днищем. Есть такие лодочки из красной резины — и удобные, и надежные, и выносливые — через любые пороги могут пронести. Пообещал, значит, но потребовал за нее, кроме денег, пару стерлядок, и обязательно непотрошеных. Кто-то ему наплел, что у стерляди очень целебные внутренности. Визига вроде как мужскую силу поддерживает лучше, чем крабы, печенка от склероза спасает, селезенка — от ревматизма и еще что-то — от облысения. Может это и так — я не знаю, а чего не знаю — утверждать не берусь.
Поймать стерлядку на Енисее проще, чем калугу — в Амуре. Процентов на пять, пожалуй, проще. Но если я за всю свою жизнь поймал единственную калугу, и то — случайно, и  маленькую, которую пришлось отпускать, чтобы не нарваться на крупный штраф... Пока надеешься на такой случай, останешься без обещанной лодки с надувным днищем. А чтобы наверняка — надо иметь сети и знать места. Места я немного знал, а сетей у меня не было.
Но были друзья.
Выклянчил пару хвостов. Хорошие такие стерлядочки достались. Каждая килограмма по четыре.
Отнес деляге этих рыбин. Он посюсюкал над ними:
 "Ах, вы мои красавицы, ах, вы мои золотенькие..." — а за лодкой велел зайти через недельку.
Прихожу через неделю. А он весь в задумчивости.
"Засолил я, — говорит, — баночку черной икры, но странная какая-то икра получилась, и блеска у нее почему-то нет, и на вкус какая-то интересная, и запах не совсем понятный".
Я его и спрашиваю, а как ты ее готовил?
"А что ее готовить, — удивляется, — вспорол брюхо,  вижу, икра в черной пленке, выдавил ее оттуда, посолил, вот и вся премудрость!"
И банку достает.
Глянул я на икру, которую он из черной пленки давил, и все понял.
Значит, невкусная — спрашиваю.
"Не то чтобы невкусная, — отвечает, — но какая-то специфическая".
Так ты, говорю, эту икру из кишок надавил...
Я думал, что его выполощет после этого, но все обошлось. Расстроился, конечно, но самую малость, удивления больше было. Потом задумался, лысину почесал и поставил свою икру обратно в холодильник. Может, не поверил мне, а может решил  сплавить какому-нибудь простаку. В этом деле он был специалист. Мне он тоже вместо обещанной лодки чуть было "нырок" не подсунул. А что стоит "нырок"?  На самом плохоньком пороге его сразу же захлестнет. На нем разве что в крытом бассейне рыбачить. А в плавательных бассейнах рыбалка несколько иная. Сами знаете,  какая там рыба ловится.