Три портрета-копии генерала А. А. Тучкова

Владимир Варнек
1. Джорж Доу. Портрет генерал-майора А.А. Тучкова. Х.м. 70х62,5. Между 1822 и 1823. ГЭ [1,2].
2. Клюквин И.А. Портрет генерал-майора А.А. Тучкова. Х.м. 68х56,5. ГИМ. [2,3].
3. Неизв. художник. Портрет генерал-майора А.А. Тучкова Х.м. 33,3х28,6. Музей-панорама «Бородинская битва» [2,4].

Высказав в предыдущей миниатюре от 19.06.2021 г. свою гипотезу о том, когда и как был выполнен художником Александром Варнеком первый портрет героя Отечественной войны 1812 года генерал-майора Александра Тучкова, считаю целесообразным рассказать читателям о тех трех копиях с данного портрета, которые появились в последующие годы.

При этом замечу вначале, что о всех портретах генерала, включая исходный, находящийся в собрании музея "Бородинское поле" [5], практически нет сведений о том, каким образом в руках как художника Варнека, так и всех последующих копиистов оказывались те портреты, с которых они выполняли заказы. Нет практически сведений и о заказчиках данных портретов, исключая заказчика самой первой копии.   

Им стал император Александр I, пригласивший в Россию английского живописца Джорджа  Доу (08.02.1781 – 15.10.1829)  для создания в Зимнем дворце галереи портретов генералов-участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813 – 1814 гг.  Почему и когда данный заказ император сделал именно ему, неизвестно. Но известно, что работал Дж. Доу в Петербурге над выполнением заказа с 1819 по 1829 гг., написав за этот период времени 329  портретов отличившихся в боевых действиях генералов. При этом портрет генерала А.А. Тучкова с размерами 70х62,5 см. был написан им в период между 19 июля 1822  и 32 июля 1823 гг. [1]. (см. Википедию).

В отличие от портрета работы А.Г. Варнека, Александр Тучков на портрете Дж. Доу запечатлен в однобортном генеральском мундире, введенном для пехотных генералов 7 мая 1817 года, на плечи его наброшена шинель. На шее кресты орденов Св. Владимира   3-й степени и Св. Анны 2-й степени с алмазами; слева на груди крест  ордена Св. Георгия 4-го класса и серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 года»  на Андреевской ленте, которую Александр Тучков получить на самом деле не успел, т.к. погиб.

Замечу, что в марте 1824 года А.Г. Варнек «по высочайшему повелению» был определен в Эрмитаж, где  стал хранителем эстампов и рисунков старых мастеров [6]. Работая здесь, он хорошо познакомился с Дж. Доу, с утраченного портрета-оригинала работы которого, с изображением М.М. Сперанского, «успел» до этой утраты выполнить в 1824 году свою известную ныне неполную копию портрета государственного деятеля [7]. И, можно думать, что оба портрета генерала А.А. Тучкова, находившихся одновременно в тот период времени в Эрмитаже, художники наверняка пообсуждали и «сверили по ним свои точки зрения».

Удивительно, что о портрете Александра Тучкова работы Варнека, находившемся в это время в Эрмитаже, забыли на долгое время  абсолютно все, и «эрмитажные служащие», не вернувшие данный портрет своевременно вдове генерала  Маргарите Михайловне,  ни другие члены семейства Тучковых.  Хотя держать данный портрет в Эрмитаже после того, как Дж. Доу выполнил с него свою копию, не имело никакого смысла. 

Вероятно, основной причиной этому явилось поначалу то, что все люди, имеющие какое-то отношение к портретам, доставленным в Эрмитаж для срисовки с них английским живописцем копий для галереи, после декабрьских событий  1824 года и смене власти в России, надолго  забыли о портретах, хранившихся в Эрмитаже.

А в дальнейшем, в 1837 году, случился грандиозный пожар в  Эрмитаже, после которого вновь никому уже не было дела до данных портретов, хранившихся здесь в одной из комнат, и частично подгоревших, хотя их и пытались спасти. И как-то досадно, что портрет работы Варнека, также «подгоревший и помятый», так и не вернули вдове генерала до конца ее жизни, хотя и передали его спустя столетие на основании передаточного акта ГЭ №408 от 12.09.1945 года  в Государственный Бородинский военно-исторический музей, где он был реставрирован в  1953 – 1954 гг. [2].

Так или иначе, но Портретная  галерея героев 1812 года в Зимнем дворце была создана, в результате чего  в настоящее время имя генерала А.А. Тучкова  стало известно многим в России и за рубежом  из-за того, что портрет его выставлен на всеобщее рассмотрение. Причем этот портрет несомненно повидали миллионы людей, побывавших более чем за полтора столетия в Эрмитаже. Вот что говорится об этой работе английского живописца в красочно изданной книге «Военная галерея Зимнего дворца»:

«Портрет А.А. Тучкова – один из наиболее запоминающихся портретов в галерее. Он чужд картинной воинственности. Грустно задумчивое лицо молодого генерала, как бы предчувствующего свою раннюю смерть. Автору изображения, с которого писали в мастерской Доу этот портрет, удалось передать обаятельный романтический облик героя. Отметим, что, вероятно, по желанию вдовы генерала живописец изобразил на его мундире медаль за участие в войне 1812 года. Такие медали участники войны получили только в 1813 году, но Тучков бесспорно заслужил ее своей геройской смертью на Бородинском поле» [8, с. 169].   

В заключение этой части миниатюры процитирую автора «Очерков Бородинского сражения» Н.Ф. Глинку, давшего словесное описание обсуждаемого портрета А.А. Тучкова: «Видали ль вы в портрете, генерала молодого, со станом Аполлона, с чертами лица чрезвычайно привлекательными? В этих чертах есть ум, но вы не хотите любоваться одним умом, когда есть при этом что-то высшее, что-то гораздо более очаровательное, чем ум. В этих чертах, особенно на устах и в глазах, есть душа! По этим чертам можно догадаться, что человек, которому они принадлежат, имеет (теперь уже имел!) сердце, имеет воображение; умеет и в военном мундире мечтать и задумываться!

Посмотрите, как его красивая голова готова склониться на руку и предаться длинному, длинному ряду мыслей!.. Но в живом разговоре о судьбе отечества в нем закипала особая жизнь. И в пылу загудевшего боя он покидал свою европейскую образованность, свои тихие думы и шел наряду с колоннами, и был, с ружьем в руках, в эполетах русского генерала, чистым русским солдатом! Это генерал Тучков 4-й. 

Он погиб близ деревни Семеновской, у ручья, по названию Огника, под огнем ужасных батарей, Тучков закричал своему полку: «Ребята, вперед!» Солдаты, которым стегало в лицо свинцовым дождем, задумались. «Вы стоите? Я один пойду!» Схватил знамя — и кинулся вперед. Картечь расшибла ему грудь. Тело его не досталось в добычу неприятелю. Множество ядер и бомб, каким-то шипящим облаком, обрушилось на то место, где лежал убиенный, взрыло, взбуравило землю и взброшенными глыбами погребло тело генерала» [9, с. 42].

О второй копии портрета генерала А.А Тучкова с портрета  работы  А.Г. Варнека, находящейся с 1928 года  в собрании ГИМа, обстоятельно рассказала в своей публикации историк-искусствовед Татьяна Андреевна Селинова [2].  Автором ее является малоизвестный художник Клюквин Иван Абрамович (04.02.1818 – 1868), включенный в справочник «Единый художественный рейтинг». Рейтинг художника - 4В означает, что был он состоявшимся профессиональным художником, востребованным художественным рынком. В свою очередь, в [2] было отмечено, что  с 1834 года он являлся вольноприходящим учеником Академии художеств и получил в 1840 году звание неклассного художника живописи исторической.

Согласно версии Т.А. Селиновой, портрет генерала А.А. Тучкова, изображенного в генеральском мундире, расстегнутом у ворота, с шинелью на плечах и орденами Георгия 4-й степени, Владимира 3-й степени и Анны 2-й степени, был выполнен художником  во второй половине XIX века, однако доказательств этому в публикации нет.

Представляя в статье данный портрет, искусствовед отмечает, что он «отличается хорошо построенной композицией и прекрасным рисунком, но живопись жесткая, сухая, почти локальная. Темный зеленовато-оливковый колорит (мундир, шинель, фон), оживленный  ярко-красным цветом воротника, манжет и лацканов, а также сиянием золотых эполет и шитья, создает яркую гамму тонов, которая кажется еще более интенсивной благодаря блеску орденов, изображенных на фоне красного лацкана. Живопись, особенно лица, выдает руку копииста (внутренняя пассивность, механичность мазка и т.д.)».

Кстати, много позже публикации Селиновой была издана книга Сурминой И.О., посвященная самым знаменитым героям России [11], в которой  на глаза мне попалась репродукция  портрета А.А. Тучкова, выполненного Клюквиным, под которой были слова «Неизвестный художник. 1-я половина XIX века». Здесь замечу, что имя художника уже было известно задолго до издания книги, а с тем, что портрет генерала Тучкова был выполнен не во второй, а в первой половине XIX века, полностью согласен. 

Мой аргумент основан на том, что портрет-оригинал, с которого Клюквиным была выполнена копия, находился долгое время на хранении в Эрмитаже и пострадал во время пожара 1837 года.  Думаю, что художник успел снять копию с данного портрета до этого года, когда он еще не закончил учебу в Академии художеств. Скорее всего, контактировал Клюквин в это время с самим А.Г. Варнеком, который был в это время уже заслуженным профессором ИАХ и совмещал свою работу преподавателя Академии художеств  с работой в Эрмитаже.

В настоящее время пытаюсь найти дополнительные аргументы своей версии и переключаюсь на третий портрет-копию генерала А.А. Тучкова из музея-панорамы «Бородинская битва», приложенный к миниатюре, на котором генерал в отличие от других рассмотренных трех его портретов выглядит романтическим  белолицем красавцем.

Замечу вначале, что уже много лет тому назад я побывал в музее-панораме «Бородинская битва» и пообщался на портретные темы со смотрителем музея Езерской Ириной Андреевной, которая подарила мне тогда файл с портретом генерала из собрания музея. Изображение с этого файла я и приложил к миниатюре. Информация о данном портрете у меня довольно скудная. Скажу, прежде всего, что в своей публикации о портретах генерала А.А. Тучкова   Селинова Т.А. уделила ему всего несколько строк.

Сообщила, что портрет этот «уменьшенного» размера работы неизвестного художника был приобретен Историческим музеем  у Л.Д. Афанасьевой в 1971 году.  Моя попытка найти какую-то другую информацию о портрете в интернете почти ничего не дала, исключая то, что на одном из сайтов увидел дату написания его (1810-е), с которой не согласился. 

А не согласился после того, как произвел тщательное сопоставление изображений на этом портрете и на портретах работы Варнека и Клюквина, в результате чего пришел к любопытному выводу.  Оказалось, что  элементов сходства изображений  заметно больше, когда сопоставляем обсуждаемый «портретик» с портретом кисти Клюквина, чем при сопоставлении его с портретом работы Варнека. Не буду вдаваться в детали, поскольку портрет работы Варнека был воспроизведен в предыдущей миниатюре, и надеюсь, что читатель поверит мне. 

А из этого следует простой вывод – «портретик» из музея-панорамы «Бородинская битва» был списан с портрета работы Клюквина из ГИМа. И выходит тогда, что выполнен он был  после 1837 года, возможно даже, в XX веке.   

ПРИМЕЧАНИЯ
1.  Портрет Александра Алексеевича Тучкова – Википедия.
2. Селинова Т.А. Неизвестные прижизненные портреты участника Отечественной войны 1812 года А.А. Тучкова. Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1985. М. Наука. 1987. С. 264 – 269. 
3. Портрет генерал-майора Александра Алексеевича Тучкова (4-го). ГИМ (Интернет).
4. Портрет генерал-майора Александра Алексеевича Тучкова (4-го). Музей-панорама «Бородинское поле» (Интернет). 
5. Анфилатов В.Е., Громова Т. Государственный музей-заповедник «Бородинское поле». - М. : Белый город, 2007.
6. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство,1985.–168 с.
7. Варнек В.А.  Штрихи к портретам Сперанского. Антикварное обозрение. 2010.№5. С.48.
8. Глинка В.М., Помарнацкий А.В. Военная галерея Зимнего дворца. - Л. : Искусство, 1981. ,
9. Глинка Ф.Н. Очерки Бородинского сражения: (Воспоминания о 1812 годе). В двух частях. - М., 1839. Ч. 2.
10. Единый художественный рейтинг. Справочник. Выпуск 12. – М.: Алев-В, 2006.
11. Сурмина И.О. Самые знаменитые герои России. - М. : Вече, 2003.

22.06.2021.