Бонавентура. несколько размышлений

Алексей Коваленок
Теперь же коснемся здесь в этих заметках ряда аспектов философского творчества Бонавентуры ( Джованни Фиданца)  (1217 – 1274). Он был наследником Франциска Ассизского. В 1482 канонизирован. С 1587 – один из величайших учителей церкви в католицизме. Он проповедовал нестяжательство в рамках католической церкви. Остановимся на некоторых, наиболее важных его философских интуициях. 
Так он пытался создать концепцию прочтения метафизики Аристотеля в стиле мистического реализма и метафизики света. Он разработал концепцию сигнатур – печатей Божьих. Суть ее в том, что вещь есть комбинация и сущности, и формы, и процесса существования. Все это вместе скрепляется в одно целое сигнатурой. Сигнатура, если угодно, есть эмблема в каждой вещи, форма истечения (эманации) Божественного акта в этот мир, отголосок первотворческого акта самого Бога ( наподобие того, как кварки есть отголоски Большого взрыва). Сущность вещи нематериальна, невещественна, но и неумственна, недуховна. Ее сущность – это свет = особый тип субстанции, нечто промежуточные между материальным и духовным, вещественным и невещественным, этическим и неэтическим. Свет = это и граница, и субстанция одновременно.
Бонавентура подчеркивает, что сигнатура рождается из света, но сам свет может быть и вне сигнатур. Благодаря свету происходит общее оформление материи, в то время как оформление частное – благодаря элементарным, смешанным и душевным формам. Поэтому, кстати, он полагает, что в любом сущем присутствует множество форм. Формы возникают из зародышевых причин, в начале творения заложенных в материю Богом. Путь познания ведет человека через тварный мир, в котором он видит присутствие Бога. При этом в качестве ступеней познания Бонавентура различает содержания, являющиеся тенями, следами или образами Божьими.  Истинность неизменных начал человек  (подверженное переменам существо)  постигает лишь в том случае, если просветлен божественным светом ( явные реминисценции из августиновской теории иллюминации).
Для Бонавентуры очень важна проблема индивидуации, то есть возникновения многого из единого. Бог есть тождество и субъекта и объекта одновременно. Он имеет полностью адекватное и абсолютное знание о самом себе. Но это знание Бога о самом себе есть подобие Бога, и есть Слово, манифестирующее себя как всеполнота идей, по которым Бог творит мир. Бонавентура различает два типа подобий: 1) имитация = подобие твари Богу; 2) и экземплярность ( индивидуация) = подобие Бога твари. И с этими двумя типами подобий связаны и два вида знания: 1) восходящее от каждой твари к Богу – есть множественность в познающем тварном разуме; 2) основывающееся на подобии твари Богу, то есть Единая всепорождающая причина вещей, заключающая в себе божественные идеи обо все существующем (подобия, образы, экземпляры). Идеи эти неотличимы от Божественной субстанции и, по сути, тождественны с Богом. Это и есть суть теории экземпляризма. 
В  своем «Путеводителе души к Богу» Бонавентура развернул семь стадий преображения человека на пути к постижению истины. Показана лестница мистического восхождения души к Богу. На последней, седьмой, стадии деятельность разума полностью прекращается, и душа полностью растворяется в Боге (так называемая коинтуиция, то есть озарение свыше, соучастие в интуиции Бога).
И, завершая предпринятый нами здесь обзор философского творчества Бонавентуры, обратимся к оценкам оного, данным С. Аверинцевым в своем словаре «София-Логос» в статье, посвященной идеям данного мыслителя. Думается, оценки эти глубоки и содержательны и заслуживают того, дабы к ним обратиться. Итак, С. Аверинцев нашел, что философия Бонавентуры есть августиновский платонизм, вобравший опыт Сен-Викторской школы 12 века и обновленный в соответствии с запросами эпохи. Бонавентура использовал некоторые мотивы поднимавшегося на его глазах христианского аристотелизма, но эта тенденция, эта струя была для него вторичной, боковой, отнюдь неопределяющей. От современных ему католических аристотеликов, прежде всего, от Фомы Аквинского, собственно Бонавентуру отличало не только принципиальное предпочтение платонической традиции (опосредованной учением Августина) как более духовной и более отвечающей задачам обоснования христианского вероучения, нежели аристотелевский рационализм, но и значительно менее оптимистичный взгляд на познавательные возможности «естественного» человеческого разума, а значит, - языческой мысли как таковой. Учение Бонавентуры, продолжавшее традиции августинианства, положило начало францисканскому направлению в средневековой схоластике, противостоявшему томизму. Вместе с тем наметившаяся уже у Бонавентуры и его ближайших учеников тенденция к ассимиляции некоторых аристотелевских идей (при подчеркивании принципиального несогласия с позицией томистов в целом) получила развитие у более поздних францисканских мыслителей (сделавшись преобладающей у Дунса Скота). Однако и после подъема и торжества томизма в западной схоластике к учению Бонавентуры неизбежно обращались католические философы и теологи мистической ориентации, выступавшие против экспансии рационализма.