Несколько тезисов о псевдо-дионисии ареопагите

Алексей Коваленок
Здесь в этом тексте мы хотели бы высказать некоторые соображения по поводу учения так называемого Псевдо-Дионисия Ареопагита. Возможно, эти соображения окажутся небесполезными для тех, кто изучает историю средневековой, да и вообще мировой философии. В ареопагитский корпус традиционно включают четыре текста: «Мистическое богословие»,  «Иерархии сущего», «Письма», «Послания». Авторство их до сих пор точно не установлено и является предметом дискуссий (разные догадки здесь высказывали и А. Ф. Лосев и Г. Г. Майоров, и многие другие), в которые мы сейчас не будем углубляться.
Какие же там манифестируются основные идеи? Думается, что это следующие положения:
1) Концепция христианской иерархии мира. Выделены 44 (!) уровня – все они истолкованы, проинтерпретированы. Много говорится об ангелологии, о символах, об их восприятии. Вообще описывается совокупность посредствующих звеньев, обеспечивающих в самом нисхождении (эманации) многообразное и упорядоченное обращение, вследствие которого все постепенно вновь приводится к Богу и совершается обожение сотворенного. Псевдо – Дионисий рассматривает чувственный мир как область символов, которые могут и должны вводить умы человеческие в мир умопостигаемый: это жизнь Церкви, ангельские сущности и Божество .
2) Творец един и всемогущ. Не существует никаких иных причин кроме Бога. Демиург и иные второстепенные божества, управляющие миром материальным или миром умопостигаемым, исключаются, что знаменует существенный отход от неоплатонизма, ревизию его. Но идея творения не исчерпывается созидательной функцией Бога. Акт творения приобретает новое значение, включающее в себя обоживающее действование, создание условий для христианского борения, учреждения священных ритуалов, очищение умов. Иначе говоря, созидательная функция объединяет, синтезирует в Боге атрибуты Творца и атрибуты Спасителя. Поэтому космология и сотериология (учение о спасении) становятся неотторжимыми друг от друга. Гностический дуализм смягчается. Связь двух миров – духовного и чувственного – обнаруживается, прежде всего, в том, что чувственный мир предназначен для явления божественных тайн .
3) Апофатическая теология = отрицательная теология (в противовес катафатической = утвердительной), которая провозглашает, что Бог = НИЧТО , больше, чем все, познание Бога – это понимание того, чем он не является. Бог непознаваем и невербализуем в человеческой речи.
4) Концепция божественных энергий ( апоройа, эманация = истечение, излияние, испускание ). Этим термином, кстати, активно пользовался Плотин. Бог существует как единение и различение. Причем единение – это непроницаемые и несообщаемые сущности, ведомые лишь Богу, а различение – это энергии этих сущностей. Вот они – то познаваемы, сообщаемы в творении, воспринимаемы в инобытии. Сущность = непроявленное, непознаваемое, тайное. Энергия = проявленное, познаваемое, явное, некая теофания Бога. Причем сущность и энергии Бога нераздельны. ( Можно сказать еще и так, что есть энергии сущности (полностью непознаваемое), а есть энергии, исходящие от сущности, вот последние то и могут быть обнаружены в нашем тварном мире как знак присутствия в нем Бога).
5) Концепции символа. Символ – это способность Бога являть себя в тварном мире.  Бог являет себя как: 1) Апофатическое – целое как целое – мы этого никогда не поймем и не увидим; 2) апоройа  (эманация) = энергии – иногда некоторые, немногие из нас ( особо достойные) могут их созерцать. Это трансценденталии – благо, красота, свет, любовь, истина; 3) символическое – в мириадах единичных, эмпирических вещей, где энергии даны в разной степени интенсивности.
Эти идеи далее серьезно повлияли и на концепцию исихазма, и на другие направления средневековой мысли. Говоря о влиянии этих текстов на последующую философскую мысль, Г. Г. Майоров, к примеру, особо подчеркивает, что «значение «Ареопагитик» в истории философии трудно переоценить. В Византии и славянском мире это был на протяжении веков высший эталон богословской и философской мысли . Все крупнейшие византийские теологи, начиная с Максима Исповедника и кончая Григорием Паламой, опирались на их авторитет. Трактаты Дионисия стали первыми философскими трудами, переведенными на древнерусский язык. Они существенно повлияли в недавние времена на таких русских философов, как В. Соловьев, П. Флоренский, С. Булгаков, В Лосский и другие. В Западной Европе они стали известны только в IX веке, когда были переведены на латынь Эриугеной, перенесшим многие идеи «Ареопагитик» в свой труд «О разделении природы». В XIII веке они получили на Западе всеобщее признание. Их высоко чтил Фома Аквинский, ими вдохновлялся Экхарт. Особенно сильное воздействие они оказали на Николая Кузанского». Этой весьма всеобъемлющей и обстоятельной характеристикой я и позволю себе завершить разговор о концепции Псевдо – Дионисия Ареопагита и о ее значении для судеб и путей дальнейшего философствования как на Западе, так и на Востоке.