Филон александрийский. основные искания и идеи

Алексей Коваленок
Здесь в этих наших заметках мы хотели бы обратиться к некоторым граням и аспектам  философского творчества Филона Александрийского (ок.25 – 15 до новой эры – 50 новой эры). Его философское наследие весьма внушительно, до нас в более или менее полном виде дошли 37 его сочинений. Вот, телеграфно кратко, основные идеи, заслуживающие внимания.
1. Концепция Бога и Логоса.  Логос – это посредник в творении – это уже явный переход в христианскую традицию толкования Библии . По поводу этого аспекта творчества Филона уже цитировавшиеся не раз по разным поводам  нами ранее французские историки философии замечают, что Филон пытается установить отношение между Богом и чувственным миром; при этом он сталкивается со следующей трудностью: если материя была создана Богом, то как объяснить тогда зло? И вот, чтобы установить отношение, существующее между Богом и чувственным миром, Филон вводит ряд посредствующих реальностей, отражающих различные аспекты божественной природы и божественной мысли. Благодаря этим реальностям Бог оказывается открытым для общения, но только при посредничестве Логоса, отличного от самого Бога. Слово «Логос» связано с восприятием существования Бога как чистого мышления, тогда как слово «Бог» обозначает его сущность как чистое бытие.  Очень важный момент, различающий две эти ипостаси Божественного. Цель человека – в том, дабы сообразоваться с волей Божией, не только повинуясь Закону, но и созерцая самого Бога, что достигается лишь в состоянии экстаза. Но посредством культа и при условии своей чистоты человек все же может стать сопричастным Богу.   Об этом -    М. Канто-Спербер, Дж. Барнз, Л. Бриссон, Ж. Брюнсвиг, Г. Властос. Греческая философия. Т 2. – М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2008. – С. 782.


2. Концепция высших потенций. Высший Бог обладает бесконечным количеством проявлений своей активности, но все они объединены в две основные активности: 1) елохима – творческая потенция, с помощью которой Бог творит мир; 2) иегова – потенция правящая, благодаря коей Бог управляет миром.  И вот Филон много страниц потратил на выяснение иерархических отношений между Логосом и этими двумя высшими потенциями.
3. Антропология Филона. Человек есть комбинация трех элементов – тела, души и духа, что нисходит от Бога.
4. Филон описывает итинерарии – пути к Богу, то, как человек может контактировать с Богом.
А.С. Богомолов , анализируя и комментируя философские искания Филона, указывает, что он пытался совместить трудносовместимое: Ветхий завет и идеи греческой философии ( платонизм и стоицизм в особенности). Отсюда для системы Филона неизбежно вытекает роковое, имманентное, внутренне ей присущее, подрывающее ее базис изнутри противоречие: абсолютную внемировую личность божества Библии, Господа, помимо которого ничто не может существовать, он пытался уяснить и интерпретировать, описать с помощью понятийного и категориального аппарата эллинской философии. Однако этот инструментарий оказался непригодным. Вот уж воистину «в одну телегу впрячь неможно коня и трепетную лань». Эллинская мысль, даже в самых своих изощренных идеалистических вариантах была настолько далека от понятия Бога как Субъекта, как Персоны, как Личности, как Духа, настолько пронизана телесными, вещественными, природными интуициями, настолько именно «вещественна», что личность внеприродного божества в ее терминах просто невыразима. Трудно сказать, насколько сам мыслитель ощущал это противоречие, но удовлетворительно разрешить его до конца он так и не смог. Тут нужна была новая терминология, новый философский, понятийный, концептуальный аппарат, более пригодный для описания спиритуалистической, трансцендентной, персоналистической божественной реальности, активной выработкой которого займутся уже мыслители позднейшей средневековой эпохи. Хотя, разумеется, при этом все вышесказанное отнюдь не означает, что труды Филона оказались полностью напрасными и  пропали всуе. В истории мысли так  не бывает. О так называемых «недостатках, противоречиях и трудностях» выдающихся мыслителей надо говорить осторожно, не допуская при этом излишней тенденциозности и категоричности. Все это очень относительно. Даже противоречия и затруднения великих умов могут сыграть своего рода катализирующую и творческую роль в развитии последующих доктрин, вызвать приток творческих и интересных идей при попытках означенные противоречия и апории разрешить. Это же самое касается и Филона.
Вот, например, такой глубокий исследователь, как Г. Г. Майоров, указывает, что, безусловно, трудности при совмещении библейских идей и античных философских концептов у Филона были, но при всем том многое и удалось. Филон, согласно Г. Г. Майорову, «впервые отождествил важнейшее в греческой философии понятие «Логос» с миросозидающим и мироустрояющим божественным Словом «Книги Бытия». Поставив перед собой задачу апологетическую – доказать просвещенным грекам, что за простотой и кажущейся наивностью библейского повествования скрывается глубокий духовный и философский смысл, Филон прибег к знакомому еще Платону и стоикам , а особенно александрийским филологам методу аллегорезы – к методу, который станет, спустя полтора – два столетия, основным продуктивным методом христианского философствования. Стоит также отметить, что Филон первым заявил о прямой преемственности между двумя традициями: библейской духовной и греческой философско – интеллектуальной, провозгласив, что Платон и его великие предшественники, такие как Фалес и Пифагор, посещавшие Египет и Ближний Восток, почерпнули свою мудрость из библейских источников, и что Платон был тем же для греков, кем был Моисей для евреев. Наконец, отметим и еще одну важную заслугу Филона. Опережая на два века Плотина и следуя, возможно, по стопам Гераклита и Платона, Филон по – своему учил о совпадении двух путей: «пути вниз» и «пути вверх». Первый путь -  это путь творения Единым Богом мира через посредство Своего Слова – Логоса и происходящих от него семенных «логосов» всех вещей и душ. Второй путь – это путь возвращения сотворенных душ к своему истоку Богу – Творцу через нравственный катарсис, познание, веру и любовь; причем познание, согласно Филону, проходя все свои этапы, завершается вступлением познающей души в область непознаваемого – в область того «божественного мрака», в который вступил Моисей при своей встрече с Богом на Синайской горе…. Филон толкует этот знаменитый пассаж… как аллегорию непостижимости божественной сущности, то есть – иными словами – непостижимости Абсолюта. То, что Филон понимает Бога как Абсолют, подтверждается и его учением о безусловной и неограниченной божественной свободе, которая не позволяет человеческому уму проникнуть в мотивы божественных действий, а следовательно, и приблизиться к пониманию сущности Божьей… Встреча с Богом – Абсолютом в силу его непостижимости совершается у человека не через познание, а через признание – через веру и любовь. Таким образом, - подытоживает Г. Г. Майоров, - Филон Александрийский достаточно ясно выразил свое понимание философии как последней ступени в восхождении человеческого духа к Абсолюту, выше которой уже расположена сфера сверхразумного единения с Богом через просветленную веру и любовь, через успокоение в божественной Премудрости (Софии). Следовательно, Филон понимал философию именно как любомудрие и движение души к Абсолюту, то есть понимал ее софийно, ставя ее ниже самой Мудрости,  но выше всякой науки. Труды Филона Александрийского были отвергнуты ортодоксальным иудаизмом, однако спустя полтора столетия ими воспользовались христианские апологеты и богословы, восприняв из них метод аллегорического толкования Священного Писания». То есть, по сути, творчество Филона пришлось на эпоху смены парадигм – античная парадигма уступала место парадигме христианской. Это была эпоха великого духовно – интеллектуального разлома, сдвига, перехода. Старый концептуально – понятийный аппарат (античный) уже не мог во всей полноте и непротиворечивости отразить новую реальность, реальность Трансцендентного = Божественного. Нужны были новые термины, дефиниции, новые категории, новые концепты, новые осмысления, новые понятия и подходы. Это – важная и неотъемлемая компонента философского процесса – обновление философского языка, создание новых философских категорий и понятий, более адекватно выражающих суть новой эпохи. При этом старый = античный категориально – философский аппарат частично активно использовался, привлекался к решению этой задачи. И вот творчество Филона во всей своей противоречивости  и неоднозначности результатов как раз отражает один из этапов этого очень сложного и важного философского процесса – процесса обновления философского тезауруса, без коего творческое развитие философии как системы знания невозможно .  (Полезно, заметим в скобках,  также иметь в виду, что философское значение Филона определяется теми результатами, которые дало наложение на образы и темы Ветхого Завета известной Филону версии платонизма, обогащенной и подкрепленной темами современной ему иудейской литературы, в дальнешем утратившей свое былое значение и потому известной нам лишь фрагментарно и иногда по вторичным переводам. И еще важно помнить, что труд по реконструкции словаря философских понятий Филона еще далеко не выполнен, а между тем он должен будет прояснить и существенно уточнить наши представления об александрийском платонизме рубежа эпох.   Об этом -  Античная философия: Энциклопедический словарь. – М.: Прогресс – Традиция, 2008. – С. 772.).  Все это, все эти замечания и размышления надобно иметь в виду, оценивая в целом философское творчество Филона.