Султан, визирь и прочие

Мел-Ок
(сказка)

Отец прогонял из дома сына, не способного ни к какой работе: «Иди и ищи работу, которая тебе будет по плечу. Мне – потомственному башмачнику кормить сына-бездельника стыдно и обидно».
Пошел парнишка искать работу вне дома. Он  побыл и пастухом, и пахарем, и пекарем. Его как-то даже наняли воевать с соседями. Да только толку, парень развел тары-бары с «врагами» и сел с ними чай пить. Потом он еще попытался  охранять чужой сад. Но и это дело стало для него зряшным.  Получалось, всё зазря. На его пашне остались цвести васильки, пироги его подгорали, а  его оружье так и не выстрелило ни разу. Что уж говорить о чужом стаде и саде соседа, который этот парень охранял.  Заболтавшись с ним, пастухи потеряли овцу, а вороньё в первую же ночь его  караула склевали треть урожая соседа!  «Иди отсюда, непутёвый ты парень! Руки твои не из того места выросли», - кричали ему в след наниматели.
Парень оглядывал свои руки: «Руки, как руки. Как у всех из плеч растут. Что не так с ними?» - И в раздумьях отправлялся в другой дом, в  другие места поисках работы.
«Что же мне делать? Чем заработать себе на жизнь», - думал парнишка, а дорога незаметно привела его к воротам  земель султана. «Дворец султана! Вот это удача! Там живут тысячи людей, они исполняют тысячи разных работ при дворе. Может быть, и я найду там работу по своему плечу».
Но почерневшему от зноя босяку в лохмотьях тут же преградила путь стража. – Куда?!
-Я иду  послужить султану. Почему вы не впускаете меня?»- закричал парень. Один из стражников сердито оттолкнул грязного босяка от ворот: «Уходи! Ты не торговец, не циркач, не лекарь, не астролог. Так чего лезешь в пределы двора султана?!»
Проходивший мимо торговец коврами укорил охрану за грубость: «Если бы он сказал, что ищет работу у торговца, циркача, лекаря или астролога, ты был бы прав, уважаемый. Но ты ударил человека, который сказал, что идёт на службу к султану. Что будет, если султан узнает об этом?» - Сказав, торговец кивнул стражнику и важно провел своего нагруженного товаром верблюда в границы базарной площади при дворце.
Испугался охранник, что поторопился оттолкнуть парня в лохмотьях. И придержал свои кулаки. – Ладно, проходи. Но учти, я буду следить за тобой. И, если ты пришел, чтобы что-нибудь украсть, я сам лично отрублю тебе руку! Проходи!
И парень вошел в ворота владений султана.
Был день базара. На площади собралось много людей. Кто торговал, кто устраивал цирк и гадания, кто промышлял воровством между зеваками.
А парень тут же стал оглядываться в поисках какой-нибудь работы. А чтоб не умереть с голоду, на последнюю монетку в его кармане он решил купить себе  яблоко. Монетка была малой, парень очень ею дорожил. Он решил поискать на прилавках базара  самое крупное и красивое яблоко. Выбрав такое, заплатив за него, он вымыл яблоко и, положив его на каменный уступ фонтанчика, решил умыться сам. А когда поднял голову, увидел, что какой-то человек взял его яблоко. И, что особенно обидно, вор, не обращая на умывающегося никакого внимания, тут же принялся смачно грызть яблоко! 
Этим беззастенчивым человеком был султан. Проверяя дела на своей земле, переодетый в простые одежды он часто вместе со своим визирем обходил весь базар. А вот прямо сейчас,  увидев на каменном уступе у фонтана ничейное чистое яблоко, он тут же взял его, чуть потер о халат и надкусил.
Парнишка стал громко возмущаться: «Почему  ты взял моё яблоко?! Оно моё! Я заплатил за него! Торговец, подтверди!»
Услышав шум, к фонтану приблизилось много торговцев. Один из них узнал и парнишку, и своё яблоко. Торговец кивнул: «Да, уважаемый, - обратился он к человеку, откусившему яблоко, - он заплатил мне за это яблоко. Это его яблоко, подтверждаю».
Поднялся шум. Стала собираться толпа. Все обступили человека, забравшего яблоко у бедного парнишки. Толпа стала стыдить и грозно давить на переодетого султана. Кто-то закричал: «Держи вора!!» Но визирь тут же переломил ситуацию. Он открыл своё лицо и, подняв грозно свой кинжал, тут же пришел хозяину на помощь. – Прочь! Прочь, люди! Я визирь султана, прочь!»
Визиря узнали. Посторонились. Но кто-то упрямо  стал заглядывать  за полотно, свисавшее с тюрбана и прикрывавшее лицо человека, который стоял с ним рядом. В толпе прошел шепоток с предположением, что возможно, перед ними человек из дворца султана. И люди чуть расступились. Но не разошлись, ситуация их заинтересовала.
Султан, был и смущен, и взбешен сборищем. От неожиданности, не зная, как поступить, он машинально передал надкушенное яблоко визирю. Он просто сунул его ему в руки. Визирь не растерялся. Он обернулся к парнишке и миролюбиво произнес, пряча кинжал за полы своего халата: «Прости нас, юноша. Мы с моим господином не знали, что это яблоко твоё. Мы заплатим тебе за него.  Сколько ты за него хочешь?.. Этого хватил?» - И визирь протянул парню золотую монету».
В толпе, разглядев золотой, тут же пошел шепоток: «Он сказал «мы», он сказал «мой господин». Он предложил за одно яблоко целый золотой. Так возможно, рядом с ним наш султан?»
Парень поглядел на монету. Оценил её. Потом посмотрел на человека, прятавшего свое лицо за опущенное с тюрбана полотно. Парень оглядел господина с головы до ног. И заметил, что на нём выцветший тюрбан, линялый серый халат, но  весьма дорогие сандалии.
И понятно! Султан, играя в свои игры, мог натянуть на могучие плечи выгоревший на солнце халат, но ходить в неудобной обуви - он бы не смог!
Парень  руки к монете визиря не протянул. – Мне не нужны деньги. Но я ищу здесь работу. Возьми моё яблоко, - сказал он хозяину дорогих сандалий, - а взамен найми меня на какую-нибудь работу.
Теперь был смущен и удивлен визирь. Он, молча, переглянулся с переодетым султаном, потом снова и уже с интересом посмотрел на парня. – Ты просишь за это яблоко… работу? Э…хорошо.  - Визирь спрятал свою монету в полы халата.
А парень ответил ему: «Ну да! Я пришел сюда, чтоб послужить султану».
-Вот как?! – ещё больше удивился визирь и снова переглянулся с султаном.
Последний был удивлен ответом юноши. Он оглядел его с головы до ног. И, конечно же, никого в нём не признав, не заметив какой-то особой удали, отвернулся.
Тогда визирь снова обратился к парню: «Ты  - воин? Хочешь наняться на службу?»
-Нет, - ответил парень, - я человек точно не военный.
-Ты лекарь?
-Нет.
-Так может ты астролог?
-Не  астролог, не фокусник и не торговец. Я - человек, который хочет послужить великому султану, - громко произнес парень.
Султан  и визирь снова переглянулись. Ситуация принимала странный оборот.
Визирь, наклонившись к голове султана, тихо произнес: «Возможно, он болен, мой господин. Однако пока трудно найти повод, чтобы отрубить наглецу голову».
-Но он отказался от монеты, на которой отчеканен мой профиль! - громко возмутился султан.
Люди узнали голос своего повелителя и тотчас стали падать на колени, образовав вокруг пары некий круг. То есть, они не разбежались в страхе, они как  бы заключили царственную парочку в круг.
Визирь огляделся. И пожалел, что позволил султану выйти из дворца без охраны. – Мой господин, думаю, в этом случае, не стоит горячиться. Слишком много свидетелей, которые могут неверно понять ситуацию.    
Обернувшись снова к парню, визирь миролюбиво произнес: «Мы правильно тебя поняли, ты просишь за яблоко работу?»
-Да, - ответил парнишка.
-Хорошо, - кивнул визирь. -  Мы готовы дать тебе её. Ты согласен, пойти с нами во дворец?
Визирь заглянул султану в глаза и, хитро сморгнув, улыбнулся.
Султан поморщился, поняв мысль визиря и, вынужденно, кивнул.  Согласился.
Парень же на вопрос визиря лишь пожал плечами. – Могу пойти.
-Значит, яблоко уже наше?
Парень снова пожал плечами. – Хорошо. Бери.
Султан быстро развернулся в сторону дворца. Он откинул ткань тюрбана с лица и открыто пошел в свои владения.
Люди  с уважением расступались и склонялись  перед ним.
Весь базар наблюдал, как султан в простом халате гордо шествует в свой дворец.
И всё же султан был смущен. И чтобы скрыть это, он  взял с нескольких лотков по яблоку. Разумеется, уже ни с кем  не расплачиваясь. Он с хрустом кусал яблоки, а, откусив раз, морщился и отбрасывал  в сторону. Плоды оказывались то не сладкими, то приторно сладкими, то вялыми, не сочными. И это явно расстраивало султана.
Визирь, предугадав недовольство владыки, тут же вернул ему первое яблоко. То, что принадлежало парнишке.
Султан остановился. Взял надкушенный им плод. Медленно откусил, пожевал,… но не смог найти никаких недостатков в яблоке. Оно было «избранным». Плод был прелестно красив, свеж, в меру сладок и сочен.
Недовольно султан  посмотрел на парня, шедшего за ними по пятам. И, откинув в сторону огрызок, быстро произнес: «Ладно! Дай ему работу. Но если не справится, пусть ему отрубят голову».
Визирь кинул. – Будет  сделано с удовольствием, мой господин.
И царственная парочка поспешила укрыться в границах дворца. А за нею туда прошмыгнул и парнишка.
Султанский дворец его восхитил. А особенно удивил сад, где ему предложили ждать ответа. Разумеется, к султану его уже больше не допустили. Но к поджидавшему предложений парнишке вышел сам визирь.
Он оглядел пышный сад, где цвело всё: и цветы, и кусты, и деревья; где спокойно гуляли все: и  красивый павлин, и гордый тигр, и царственная лань, и произнес, обернувшись к парню: «Ты пришел издалека?»
-Да, - ответил парнишка.
-Что за работу ты мечтал здесь получить? Ты знаешь грамоту?
-Да. Меня учил отец. Он известный башмачник. Его зовут…
Визирь перебил: «Не знаю такого! Так ты мечтаешь быть башмачником?
-Нет. Поэтому мне пришлось уйти из дома отца.
-Так какую ты работу ищешь?
-Я сам не знаю.
Визирь усмехнулся. – Слишком дорого ты спрашиваешь за свое яблоко, молодой человек.
Парнишка признался, что был и никудышным солдатом, и пекарем. – И сторожем я тоже плохо сработал. В ту ночь как раз налетела стая ворон… - тут  парень вспомнил о словах, сказанных султаном, о том, что за плохую службу во дворце ему тут же отрубят голову и, протяжно вздохнув, закончил, - э-хе, не спрашивайте уважаемый, я пока и сам не знаю, где бы я пригодился.  Простите, мой господин, но одному Аллаху известно…
Визирь перебил его, сокрушенно покачал головой. – Мысли Аллаха насчет тебя – нам не известны.  …Ай, ай. А ведь тебе немало лет. Ты уже не ребенок.  Надо уметь понимать хотя бы себя самого.
Снова оглядевшись, будто поискав работу грязному оборванцу в чистом царственном саду, визирь, вздохнув, произнес: «Тогда так, юноша,  сутки даю тебе на раздумье. Но после, если ты не скажешь, какую работу ты просишь за свое яблоко, тебе отрубят голову за то, что ты …- визирь миролюбиво улыбнулся, - прилюдно оскорбил султана, отказавшись взять оплату за своё яблоко.
Сказав, визирь смял улыбку, важно кивнул головой, как бы подводя черту разговору, и быстро удалился. Скрылся за высокими дверями комнат дворца.
А перед смутившимся и перепуганным парнем тут же появились проворные слуги султана. Они повели глупого несчастного неумеху мыться, переодеваться и подкрепиться…перед казнью.
Парень помылся в чистой теплой бане, переоделся в красивый, расшитый шелком халат, наелся до отвала и …прилег на скамейку в саду отдохнуть.
Хотя какой отдых! Сон не шел. Парень все придумывал, какую бы работу в ханском дворце выбрать, чтоб была ему по силам. «Может банщиком? Натирать спину маслами – я, пожалуй, смог бы». Но парень вспомнил о хорошем массаже, сделанном ему банщиком, и засомневался в своих силах. «Тогда камердинером. Надевать халат на чьи-то плечи – что же тут сложного?» Но парень задумался: «А какой халат выбрать? Они разные в гардеробе. Какой-то халат надевают в баню, какой-то - на прием? Откуда мне знать, какой выбрать?»
Долго возился спиной на лавке парень, все никак не мог выбрать, кем бы ему тут, во дворце устроиться. «А вот! Я мог бы подавать еду! Да! Что ж сложного-то тарелки таскать?» Но, полежав, еще немного подумав, парень снова засомневался: «Вот какую еду подать сперва, а какую после? Это же надо знать. И кому первому, кому второму? Голову потеряешь, пока разберешь, кто тут второй после султана».
И вдруг среди кустов роз  заметил парнишка художника. Тот, сидя на низкой скамеечке выводил на холсте образ прекрасной розы. Его краски были яркими, они играли оттенками, однако, художник был явно не доволен своей работой.
«А! Вот и работа!»- вскричал про себя обрадованный случаем парнишка. – Здравствуйте! Какую прекрасную розу вы нарисовали. Просто не отвести взгляд!
Художник хмуро оборвал комплимент: «Ты льстец, молодой человек. То, что я уже нарисовал – роза мёртвая. Я никак не могу вдохнуть в неё жизнь».
«Ап! – Снова задумался парень. – А я-то подумал, вот оно, нашлась работа!» - И, уже немного  грустнее, спросил. – И давно вы пытаетесь это сделать?
-Скоро лепестки полетят с моей розы. А я всё никак…
-А тогда может, вам нужен помощник для мытья кистей. Я бы смог.
 Художник наконец оторвал взгляд от розы на холсте. Оглядел парнишку. – Ты что здесь делаешь?
-Ищу работу. До полудня завтрашнего дня я должен её найти. Иначе мне отрубят голову.
-За что? За то, что не знаешь чем покрыть безделье?
-Получается, так. Но на самом деле, за то, что отказался продать султану яблоко.
Художник усмехнулся. – Что, мало давал?
-Давал много. Только я большего хочу.
-Так ты жаден, бездельник?
-Нет. Думаю, я не жадный. И не уверен, что я – бездельник. Я просто ищу работу по душе. Но пока никак не найду. – Парень опустил голову. – Думал, визирь подскажет. Он же султану подсказывает, как поступить. Но…мы не друзья.
Художник отложил кисть и от души рассмеялся. И пригласил парня поужинать.  А после совместной трапезы и разговоров, он согласился, чтоб парнишка помыл ему кисти.
И парень выполнил работу. И художник вновь принялся рисовать свою розу. Кисти были чистыми, мазки шли то широко и ровно, то утонченно и прерывисто. И к самому закату картина как будто получилась.
Роза на картине действительно ожила.
Художник долго любовался ею. Потом вздохнул, потянулся, хрустнув уставшей спиной, и посмотрел на затихшего рядом парнишку. С работой он и забыл о нём.
Парень не дремал. Он любовался алым закатом.
-Что, нравится закат?
Парень ответил: «Уходя из дома, я шел навстречу рассвету. И любовался, как красиво Солнце приходит. А сейчас за двенадцать часов до казни, я любуюсь, как же красиво оно уходит. – Парень посмотрел художнику в глаза. – Скажи, почему же я не могу и не хочу смотреть на Солнце в зените?
Художник улыбнулся и погладил его по щеке. – О, парень, да ты поэт. Вот и скажи об этом своему недругу, ага?
Так сын башмачника стал придворным поэтом. Султан, чтоб не потерять расположения своего народа, не посмел ему в том отказать.
-Мы отрубим ему голову, если он надоест вам, мой господин, своими нелепыми стихами. – Сглаживал ситуацию визирь.
- Они уже нелепы?
- Не в склад ни в лад.
-А ну-ка, прочти, что он там сочинил.
Визирь прокашлялся и прочел с бумажки: «Ослеп мой глаз. Второй - всё видит криво. Куда ни глянь, всё вкривь да вкось. Совет кривому: «Закрой свой зрячий глаз. И  как, теперь всё мило? Темно и чёрненько? Тебе, знать, в самый раз? - Да нет, - кривой сказал,- уж лучше будь кривое, но солнечное и живое! Сказал, и тут же хныкать перестал»
- Точно. Не в склад ни в лад.
- Значит, рубим?
-Значит: пусть пишет. Время терпит. 
-Вот про розу ещё: «Художник  свят. В работе дней не замечает. И потому с его листа портрет и роза оживают».
-И то верно! – Сказал султан, - пойдём, хочу взглянуть на свой портрет у нашего художника.
Визирь был спокоен. Он уже видел портрет султана. «Как живой!»


Пермь 23.06.2021