Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 124

Василий Азоронок
(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)



ПРЫГАЮЩАЯ ВОДА. ВЗГЛЯД ИЗ ЗАВИДИЧ

Немирам приписывается возведение чуть ли не первого католического храма на территории современной Беларуси (в гродненском Любече). По необъяснимому стечению обстоятельств, название того храма повторилось на лепельской земле, когда канцлер Сапега обустраивал заполученный Лепль.

Их совместная деятельность знаменательна. Как писал польский геральдист и историк Адам Бонецкий, Андрей Немирович служил маршалком (заместителем воеводы) при дворе Глебовича (1555 год).

Сапеги шли рядом. Как установил тот же Бонецкий, «князь (на самом деле титул приписанный, - авт.) Семен Богданович (Сапега, - авт.) в 1532 году получил ekspektatywu (надежду, - авт.) на староство Лубошанское po Niemirowiczu (после Немировича, - авт.)»

Последующие события – это не только новое поколение магнатских родов, но и духовное перерождение. Переход от одного столетия к другому оставил глубокий след и перевернул сознание. Последовала череда обстоятельств, приведшая к почитанию других качеств, преклонению пред Богом. Сначала произошла Ливонская война, затем 16-летнее пребывание Грозного в междуречье и объединительный процесс – слияние Великого княжества Литовского с Короной. Вслед за тем - бесславный поход на Москву: экспансионистский план по завоеванию востока. И апофеоз - вселенская чума в виде Смутного времени…

После того не было других вариантов, как преклонить колени и сказать: «Боже, спаси наши души!»

Только этим можно объяснить пристальное внимание к религиозной сфере и поиск взаимопонимания на основе униатских идей. Только этим можно руководствоваться, рассматривая первоочередные планы канцлера Великого княжества Литовского по оборудованию на центральном европейском озере богоугодного заведения.

Связь с Любечем тоже не случайна. Историки отмечают, что его владельцем был полоцкий воевода Довойна, сыгравший, как вы помните (мы писали об этом) примечательную роль в земельном конфликте между «лепунцами» и «белянцами» при первом вхождении Сапег на Лепельское побережье. Теперь о конфликтах не могло быть и речи.

Но как объединить разнородные полюса, чем заинтересовать население?

Лядненский полуостров, с необычным озером-источником, чистым ключом – был весьма кстати. И что же, плебанское хозяйство, с корчемным уклоном, было единственной возможностью усмирить людской пыл, превратить их помыслы в зависимость от расслабляющих питий? Неужели близость монивидовского поместья с застольными преимуществами - «чашниками» и «подчашими» - был единственным выходом?

Был ли другой вариант?

Оказывается, надо различать два одноименных местечка Немиров. Об одном из них – современном алкогольном центре, мы рассказали в предыдущей главе. Второй – это Рава-Русская, названная так, чтобы различать с Равой-Мазовецкой в Польше. История того поселения (Львовская область) удивительным образом совпала с историей улльской «чаши». Местечко входило в состав Белзского воеводства и было знаменито первородными промышленными фабриками, среди которых называлась «huta szklanna» и бумажная фабрика. Как тут не вспомнить Гущин Прудок в завидичском ключе да бумагоделательное производство в Чашниках!

Но самое примечательное, что выделяет львовский Немиров – это уникальная вода: ценный минеральный источник. Еще Стефан Баторий обратил внимание на ту местность, выписав привилей одному из своих приближенных. Позже уникальное место перешло в магнатское подчинение, и граф Мощенский занялся освоением целебных преимуществ. Он создал там центр лечебных ванн. В начале XIX туда прибывало до 200 посетителей. Источник считался одним из лучших в Галиции.

Анализ воды, исполненный тогдашними специалистами, показал, что немировская вода богата сульфатными минералами и полезна для пития.

Давайте на этом заострим внимание. Кто знаком с предыдущими моими повествованиями, тот помнит, что в Лепельской округе тоже были обнаружены ценные минеральные воды, и некоторые из них поставлялись в царский двор. В Государственном историческом архиве Латвии есть статистические отчеты Витебской губернии за царское время. Читая те документы, я обратил внимание на производственную отрасль Лепельского уезда. В выписках за начальный период XX столетия отмечались «химические» предприятия на территории Лепельщины. По данным за 1901-й год, их было 6.

Карандашным почерком пояснялось, что это выпуск «сельтерной» воды. Сумма произведенной продукции составляла 500 рублей в год. Это немного в сравнении с алкогольной продукцией, что предопределило судьбу «изделия». Производство воды прекратилось.

Я писал, как ту же отрасль прагматично использовали в Германии. Еще римляне применяли минеральную воду, называя ее «аqua saltare», что в переводе с латинского - «прыгающая вода», или «saltrissa»: «подъём соли». Колодцы, откуда она черпалась, упоминались в монастырских документах.

Немецкая «selterswasser» добывается с 1536 года, и ее источники стали основой для функционирования современного широко известного бальнеологического курорта.

Лядненский полуостров сейчас в руках частной фирмы «Лодэ», и там оборудован оздоровительный комплекс. Будут ли возобновлены источники, не слыхивать. Пока никаких шагов в том направлении не предпринимается.

(Продолжение следует).

На снимке (из интернета): вид курортного Немирова много лет назад.


22.06/21