Северный ветер

Олег Сенатов
Действие нового фильма Ренаты Литвиновой «Северный ветер» проходит в некой местности, именуемой «Северные поля», причем в середине фильма выясняется, что на самой ее высокой точке из дремучего ельника высовывается Спасская башня Кремля. Время действия простирается на тридцать лет «эпохи матриархата» (согласно дизайна бытовой техники – это период от 1910-х до 1940-х), причем из всех этих  лет выхвачены лишь новогодние ночи, когда собирается весь клан, которым единолично руководит Маргарита – ее играет сама Литвинова. В том, что здесь мною отмечено, имеется сходство с фильмом «Мальмкрог» румынского режиссера Кристи Пую, тоже вышедшего в 2020 году (там только место действия другое – обобщенная Европа), из чего следует, что «идеи носятся в воздухе». Однако сходство ограничивается вышеперечисленным, так как фильм Пую – классическая притча, а у Литвиновой - поэтическое фэнтези. За боем кремлевских курантов следует 13-й (25-й) час, когда происходят всевозможные чудеса; именно  это дополнительное  время и предстает на экране, благодаря чему зритель погружается в волшебную сказку – довольно-таки мрачную. Дело в том, что с течением времени в Северных полях все постепенно приходит в упадок: дом разрушается; его комнаты зарастают кустарником; деньги, закопанные в кладах, гниют, теряя ценность. Роскошная гостиная со столом, уставленным винами и заваленная яствами, по мере развертыванья действия скукоживается до комнаты в коммуналке, в которой на маленьком столике водружен примус. Но не это самое страшное: ужасно то, что все члены клана жаждут любви, но ее не получают. Это относится и к главной героине - Маргарите. В каждый тринадцатый час она ждет телефонного звонка, - не позвонит ли Он, но Он не звонит.
И вот при приближении финала, наконец, Маргарите назначили свидание в 13-м часу на «Тринадцатой станции» Метрополитена. Под музыку и пение Земфиры Маргарита мчится в безлюдном поезде метро… Это – самая волнующая сцена фильма, достойная войти в золотой фонд мирового кинематографа.
Этот фильм делает шедевром его стилистика, в которой содержание, текст, кастинг, костюмы, декорации, тесно между собою увязаны; для меня всегда на первом месте была эстетика, и во время сеанса я буквально плавился от эстетического удовольствия, а финальная сцена, в которой Маргарита, в центре станции метро приняла ритуальную позу –символ Вечной женственности -  вызвала катарсис.
Когда фильм только начинался, я, как старый синефил, искал его аналоги в истории кинематографа. Сначала мне вспомнился фильм Феллини «Джульетта и духи», но вскоре я понял, что фильм Литвиновой – не маскулинный, а стопроцентно женский. Вместе с тем, чем дальше я его смотрел, тем больше в нем ощущалось влияние поздней Киры Муратовой; я угадал: именно ей посвятила свой фильм Рената Литвинова.
«Северный ветер» – высшее достижение Ренаты Литвиновой; чтобы взять эту высоту, она даже вышла за свои пределы, что особенно заметно по Литвиновой – актрисе; чем же она нас поразит дальше? Даже вообразить как-то боязно!
                Февраль 2021 г.