Эмпедокл. плюрализм. некоторые размышления

Алексей Коваленок
Здесь в этих своих заметках я хотел бы высказать некоторые соображения, посвященные философскому творчеству Эмпедокла (около 490 – 430 годов до новой эры) .
 А. В. Семушкин в своем очень интересном и глубоком, оригинальном эссе об Эмпедокле видит его заслугу в поисках новых путей философского служения, в попытке утвердить философское слово в качестве полноправной Музы рядом с девятью прочими, сделать из него способ творчески – деятельного, нравственно – художественно – мировоззренческого преображения универсума. У Эмпедокла – особое гуманизированное бытие, мыслящее, чувствующее, выразительное и говорящее бытие.  Философское новаторство Эмпедокла заключается в том, что он всеми фибрами своей души и своей мысли хотел сделать философию общедоступным способом непосредственно – жизненного переживания человеком своей космической и личной судьбы, своего вселенского и бытового назначения. Ф. Ницше изрек о нем, что «нет суждений более ценных для всех будущих эпох, как те, которые высказаны были Эмпедоклом». У него и онтология, и физика, и космология наполняются человеческим содержанием.  Это особо выделяет его из всех досократиков.  Семушкин А. В. Избранные сочинения. Т. 1. – М.: РУДН, 2009. – С. 282 – 283. Этот же автор указывает, что в космосе Эмпедокл ищет обнадеживающих, спасительных гарантий как для существования самого космоса, так и для существования человека. Космос для этого мыслителя – не только предмет естественно – научного знания, но и религиозно – нравственная ценность, ибо человек родственно укоренен в нем и связан с ним единством происхождения. Отыскать для космоса неизменные и надежные константы – значит не только оправдать его судьбу; это еще значит и человеку дать надежду и перспективу. Космогония для него – моральная задача, а не астрономическая и физическая. Идею физического развития мира он ставит в связь с идеей совершенствования и развития человека; космогонию и естествознание он объединяет с антропологией = этикой. В этом – своеобразие, специфичность Эмпедокловой физики.  Главный объект его философии (что делает его специфичным мыслителем среди досократиков) – не космос сам по себе, а человеческая укорененность в нем, судьба души в мировом процессе. Его философия пронизана личностной оригинальностью, энергичным духом творческого философско – художнического дерзания. Еще и еще раз важно: Бытие Эмпедокла не просто объективная данность, противостоящая субъекту познания, оно хранит тайну самого человека, болеет его болями и радуется его радостями. Физическая реальность имеет у него нравственные характеристики. Там же. С. 338, 343, 447.  Вообще, заметим, что эссе А. В. Семушкина об Эмпедокле – одна из очень немногих попыток в нашей отечественной литературе дать реконструкцию взглядов и философских исканий этого необычного мыслителя, который не слишком – то избалован вниманием со стороны исследователей. И попытка эта, на наш взгляд, очень талантливая, оригинальная, глубокая и интересная. Поэтому мы и приводим его оценки и суждения здесь в качестве информации к размышлению для вдумчивого читателя. 
 
Итак, Эмпедокл. Он - плюралист. Как было замечено, его натурфилософия – это синтез ионийской физики, элейской метафизики бытия и пифагорейского учения о пропорции . Это – не поверхностная эклектика, а именно творческий синтез! Он в рамках своего плюрализма признает четыре начала или корня вещей, элемента, стихии, все они равноправны, и все вещи состоят из них. Это – вода, земля, огонь и воздух. По сути, он ввел понятие элемента – чего – то исходного, качественно неизменного.  На этот момент обращал внимание еще В. Виндельбанд, указавший, что «Эмпедоклу, как кажется, принадлежит первенство в образовании столь важного для развития естествоведения понятия об элементе, как об однородном веществе, качественно неизменяемом и доступном только изменениям состояний движения и механическим делениям» . Правда, по поводу этих эмпедокловых элементов тандем современных исследователей замечает, что философу «не удалось полностью преодолеть гилозоизм, так как о своих элементах он часто говорит, как если бы они были живыми существами или богами; гилозоизм будет окончательно преодолен лишь у атомистов» . Замечание вполне справедливое, и его надобно держать в уме. Так вот далее еще заметим, что наиболее равномерно все эти начала, по мнению Эмпедокла, перемешаны в человеческой крови. Сами по себе они пассивны, бездеятельны, не способны к какой – либо целенаправленной и энергичной активности. Но есть две силы – Гармония (Любовь) и Ненависть (Вражда), которые активизируют эти элементы, заставляют их вступать в некие отношения друг с другом. Так, Любовь соединяет разнородное и разделяет однородное, а Ненависть напротив соединяет однородное и разъединяет разнородное. Любовь – это космическая причина единства и добра, а Ненависть – это причина множества и зла. Существуют в вечном круговращении четыре фазы космического процесса – смотря по тому, что в данной фазе преобладает – Ненависть или Любовь. Когда побеждает Любовь, то все стихии соединяются воедино и мир предстает как некий единый Сфайрос= Шар (или иногда его трактуют как сферу), то есть, по сути, то бытие, о котором и писал еще Парменид и также отчасти Ксенофан. Но в некоторый момент начинает побеждать Вражда, тогда элементы разъединяются, и возникает множественность вещей. То, что нам представляется как уничтожение и возникновение, в действительности есть лишь соединение и разделение стихий. Через это смешение элементов и возникают, и исчезают конкретные, единичные вещи. Когда эти четыре фазы космического процесса минуют, то далее проносится космический вихрь, который уничтожает все, и весь цикл начинается сначала. Итак, Эмпедокл пытался соединить моменты изменчивости и неизменности в мироздании. Неизменны и вечны лишь четыре корня и круг времен, но сами отдельные вещи изменчивы и преходящи. Эмпедокл  в своей доктрине соединяет неизменность основ бытия и изменчивость отдельных вещей. Он предполагал, что мышление связано с кровью. В нас есть сочетание всех четырех элементов, а также ненависть и любовь. Мы можем, в идеале, познать все вещи, но в реальности для конкретного, обычного человека это невозможно. Эмпедокл впервые предложил и некую эволюционную гипотезу происхождения жизни. Вначале, по мнению мыслителя, на земле появляются отдельные части тела: руки, ноги, головы и так далее. В результате случайного, спонтанного соединения их возникают различные организмы, многие из которых неспособны выжить, ибо состоят из непропорционального количества членов, соединенных вместе абсолютно дисгармоничным, уродливым образом – сторукие чудовища, быки с человеческими головами и прочие монстры и мутанты. Выживают в итоге лишь те существа, которые могут размножаться, то есть современные двуполые животные. То есть речь идет о естественном отборе в природе . (В скобках подчеркнем, что один современный автор по этому поводу заметил: «При всей примитивности этой картины нельзя не отметить в ней рациональных представлений. Прежде всего тех, в которых гениально предвосхищалась идея естественного отбора. И у Эмпедокла, и у Дарвина решающая роль принадлежит случаю и отрицается телеологизм – принцип целесообразной направленности органического развития. У Эмпедокла наметилось понимание и фактора времени, и фактора среды как предпосылок идеи эволюции».  Найдыш В. М. Наука древнейших цивилизаций. Философский анализ. – М.: Альфа – М, 2012. – С. 374).
От Эмпедокла идет и основной принцип познания, которому будут следовать многие века – «подобное познается подобным». Эмпедокл также первым высказал предположение о том, что скорость света конечна. Традиция говорит об Эмпедокле как о человеке весьма разносторонне талантливом, помимо философии он успешно занимался ораторским искусством, риторикой, медициной, инженерией, поэзией. Известно, что как человек Эмпедокл был тщеславен и выдавал себя за божество, одевался в роскошные, чуть ли не царские одежды, держал себя надменно и величественно . (Правда, в скобках укажем, что по этому поводу бытует и та точка зрения, что Эмпедокл, восхваляя и превознося себя, одеваясь как царь, принимая славословия толпы (так по одной из версий, он был признан богом и его статуи почитались как в Акраганте, так и позднее в Риме), отдает должное вовсе не своей субъективной, индивидуальной природе, продолжающей находиться в цепочке перерождений, но самой природе вечной души, то есть человеку как таковому, всеобщему, субстанциональному в нем, тому, кем ему должно стать.  Об этом - Дугин А. Г. Ноомахия: войны ума. Эллинский Логос. Долина истины. – М.: Академический проект, 2016. – С. 336).
 Он хотел, чтобы люди думали, что боги взяли его живым на Олимп, а потому, чувствуя приближение смерти, бросился в кратер Этны. Однако вулкан выбросил на поверхность одну из его медных сандалий, и его замысел не удался. В истории мысли он остался как выдающийся философ  -  плюралист и натуралист досократовского периода. Его влияние распростерлось далеко за пределы эпохи, в которой он жил. Теория «четырех элементов», благодаря ее восприятию Аристотелем, оставалась фундаментом европейской физики вплоть до 17 века. Большое влияние, в том числе, на атомистов, Эпикура, Аристотеля оказала теория ощущений Эмпедокла, согласно коей, от воспринимаемого объекта непрерывно отделяются «материальные истечения», проникающие в «поры» органов чувств. (Сравните с теорией познания Демокрита: от вещей исходят тонкие уменьшенные материальные копии = эйдолы или видики, которые контактируют с нашими органами чувств, отпечатываются в них, благодаря чему и обеспечивается процесс познания вещей). Теория «пор и истечений» имела у Эмпедокла универсальный характер и объясняла также физические и физиологические процессы. Гален считал Эмпедокла основателем сицилийской медицинской школы; как учитель Горгия он стоит у истоков греческой риторики. Ревностным почитателем Эмпедокла был подражавший ему Лукреций. В Новое время его особо почитали представители романтизма – тот же Гельдерлин . После всего вышесказанного, думается, станет еще более понятен масштаб личности этого незаурядного мыслителя и человека, и то место в истории мысли, которое он себе обеспечил.