В чём смысл жизни? Письмо Сухомлинскому 11

Котенко Татьяна
Письмо Сухомлинскому (одиннадцатое)

    Василий Александрович, вновь у меня выпускной класс и вновь душа просит общения с Вами.
В старые добрые времена в советской школе одной из форм итоговой работы считался диспут, сегодняшние ГОСТы требуют любой урок заканчивать рефлексией.  Рефлексировать - значит анализировать свои мысли, чувства и поступки, размышлять и копаться в себе.
    На итоговом уроке по творчеству Бунина  предложила одиннадцатому классу подумать над философским вопросом: «В чём смысл жизни? Меняется ли  цель жизни  людей, живущих в разные исторические эпохи?»  Не в каждой молодёжной среде можно услышать откровенный ответ на поставленный  вопрос, если он не касается моды, погоды или коллективного буллинга. Многие предпочитают сидеть тихо в углу за партой и  бормотать: "Перед тем как излить душу, убедись, что «сосуд» не протекает".  Это позиция  пассивных «тинейджеров» - их молодежная  рефлексия представляет собой право говорить непорядочно и поступать недобросовестно, это их законное право на социальную трусость.
 
    К слову сказать, сегодняшняя жизнь в социуме  – это  калька стихийных бедствий: своего рода  цунами,  торнадо, тайфуны, смерчи, наводнения  и т.д. Необходимо «удержаться в седле»   и самому не погибнуть, как, например,  пушкинскому Петруше Гринёву, отправившемуся на государственную службу и попавшему в БУРАН, который по мысли Автора олицетворял восстание, пугачёвский бунт.
    Василий Александрович, я не осуждаю таких «осторожных» учеников, с которыми на уроке скучно и неинтересно. Благодарна тем, кто приходит на занятия учиться, готов работать и мыслить. К сожалению, меня разочаровали сочинения и тех, кем я восхищалась на уроках.
   
    Итак, что я узнала о конечной цели существования и предназначения человека как биологического вида, об их смысле бытия? Оказывается, наши подростки, как и философы всех времён,  отстаивают свою точку зрения, стремятся к определённым идеалам и создают собственные модели поведения. Как и в античном мире, считают смыслом человеческой жизни получение счастливых эмоций  и удовольствий. Как  философы средневековья, размышляют над увеличением богатства и изучением жизни предков. Как и мыслители 19 века, озабочены ростом благосостояния, считают,  что надо взять от жизни все, что она может дать.
    У большинства детей,  живущих сегодня,  в 21 веке, совершенно такие же цели,  как в античности и средневековье, хотя мир не стоит на месте. Современная молодёжь ценит  обычаи, традиции и устои, которые были модными много лет назад. И только несколько ребят (пять процентов из общего числа!) написали, что смысл жизни видят в СЛУЖЕНИИ людям, в СЛУЖЕНИИ своему будущему делу. Могу сделать вывод, что лишь эти пять процентов имели не только биологическую, но и духовную связь со своими близкими, воспитанными в СССР в 20 веке. Именно в это время и формировался Советский человек, ковался стержень советского мировоззрения.
 
    Хочу познакомить Вас, Василий Александрович,  с  отрывками из сочинений, с рассуждениями  учащихся моего 11 «А» класса и дать им оценку.
 
    Антон Г. Произведение И.Бунина «Господин из Сан-Франциско» в корне изменило моё мнение о жизни. Мне близка позиция автора: нужно уметь получать удовольствие от жизни в любой ситуации. Нужно жить настоящим, не оглядываясь назад и не сильно надеясь на будущее. Жизнь коротка – и это её особенность! Для меня смысл жизни заключается в понимании всех тонкостей жизни.

    Артём Ш. Многие учёные и философы пытались и до сих пор пытаются узнать,  в чём смысл жизни. Попытаюсь это сделать и я.
Считаю, что  причиной столь безуспешных поисков ответа на этот вопрос является то, что для каждого человека ответ будет индивидуальным.
Я хочу провести свою жизнь в удовольствиях. Для этого надо найти занятие, которое принесёт мне моральное (духовное) удовлетворение. Это и является моим смыслом жизни.
Пусть каждый человек проводит свою жизнь так, как хочет его душа, ведь жизнь даётся всего один раз.

   Евгений К. Вопрос о смысле жизни  - это  традиционно одна из философских и эстетических проблем всех времён и народов.  На этот вопрос можно смотреть под двумя «углами». Если смотреть глобально, то,  считаю, такой проблемы вообще нет. У человечества нет никакого предназначения  и нет никакой цели. Человечество не было создано кем-то, а появилось в процессе эволюции. Если смотреть субъективно, то человек сам может выбрать для себя цель своего существования.    Индивидуальный смысл моего существования  - желание прожить жизнь комфортно.  Иметь всё, что мне хочется, и чувствовать всё, чего мне захочется. В общем, прожить жизнь приятно, без каких-либо трудностей.

   Глеб Т. На данный момент я считаю и ощущаю, что мой смысл жизни заключается в  помощи человечеству. Конечно, сейчас, будучи учеником  одиннадцатого класса,  я мало что могу предложить людям, но я стараюсь  получить как можно больше знаний, которые пригодятся мне для достижения моей цели и желаемого результата и принесут пользу людям.

    Марина К. Моё понимание смысла жизни заключается в том, чтобы прожить полноценную жизнь, в которой будет много открытий, путешествий, знакомств. Ещё я считаю,  что моим смыслом жизни является  помощь людям. Мечтаю стать врачом и помогать  человечеству бороться с болезнями и смертью. И пусть даже мой статус в обществе будет не самым высоким,  я буду знать, что помогаю людям, и  буду счастлива.

    Дарья Р. Для меня смысл жизни заключается в саморазвитии и самореализации. Считаю, что прожить надо так, чтобы что-то полезное оставить после себя. Останавливаться на достигнутом нельзя. И ещё: хочу знать свой личный максимум.
    Также считаю, что смыслом моей жизни является  семья и все родные.
Мой смысл жизни отличается от смысла жизни Господина из Сан-Франциско. Для него главными в жизни были статус и деньги. Это  безликое безымянное существо, о котором после его смерти никто и не вспомнил. Я же хочу оставить после себя след «в чужой душе на много лет»,  принести миру пользу. Хочу жить, а не существовать.

    Алан М. В моём понимании смысл жизни – это принести в жизнь что-то новое, оригинальное, то, чего ещё не было. Это может быть что угодно:  стихи, книги, кинофильмы, открытия в области литературы и искусства. В общем, не хочу просто банально прожить жизнь, как это сделали миллионы.
Хочу переформатировать вопрос сочинения: не в чём смысл жизни, а есть ли смысл жить сегодня, в 20-е годы 21 века?  Чтобы получить образование, нужны деньги, а у меня одна мама. Чтобы  устроиться на работу после вуза,  нужны связи. Нужен такой человек, как Фамусов. А куда устроишься, если государственные предприятия все ликвидированы в перестроечные годы?! Устроиться на частное предприятие - нужны опять-таки знакомства, откаты и стаж работы по данной специальности. Ну, и какое будущее открывается в жизни у нас, провинциальной молодёжи?!  Так есть ли вообще СМЫСЛ  так  ЖИТЬ?!
      
    Василий Александрович, как видите, есть разные ребята. Хорошие и не очень.  Ребята,  которыми нужно гордиться и от которых можно ожидать полезных дел  семье и Отечеству. Хочется  знать и верить, что мой труд учителя не пропал даром. Как говорится, если жизнь преподнесла вам лимон, сделайте из него целебный напиток. Я старалась.  Особую тревогу вызывают, конечно,  «индивидуалисты» и «эгоисты». Вряд ли они будут готовы  сделать прорыв в своей жизни и шагнуть в неизвестность, потому что уже сейчас  отказались выйти из зоны комфорта. Родители,  которых взрастила  эпоха нашей перестройки и лихие девяностые, будут опорой  своим детям по собственным понятиям и собственным лекалам жизни.  А сами эти подростки являются, к сожалению,   порождением нашего идеологического  безвременья. Прав, на мой взгляд, японский классик: "Жизнь — не зебра из черных и белых полос, а шахматная доска. Здесь все зависит от твоего хода". Не будем отчаиваться!

До новых встреч!  С признательностью, Ваша коллега.
Июнь, 2021