Письмо Сухомлинскому (одиннадцатое)
Василий Александрович, вновь у меня выпускной класс и вновь душа просит общения с Вами.
В старые добрые времена в советской школе одной из форм итоговой работы считался диспут, сегодняшние ГОСТы требуют любой урок заканчивать рефлексией. Рефлексировать - значит анализировать свои мысли, чувства и поступки, размышлять и копаться в себе.
На итоговом уроке по творчеству Бунина предложила одиннадцатому классу подумать над философским вопросом: «В чём смысл жизни? Меняется ли цель жизни людей, живущих в разные исторические эпохи?» Не в каждой молодёжной среде можно услышать откровенный ответ на поставленный вопрос, если он не касается моды, погоды или коллективного буллинга. Многие предпочитают сидеть тихо в углу за партой и бормотать: "Перед тем как излить душу, убедись, что «сосуд» не протекает". Это позиция пассивных «тинейджеров» - их молодежная рефлексия представляет собой право говорить непорядочно и поступать недобросовестно, это их законное право на социальную трусость.
К слову сказать, сегодняшняя жизнь в социуме – это калька стихийных бедствий: своего рода цунами, торнадо, тайфуны, смерчи, наводнения и т.д. Необходимо «удержаться в седле» и самому не погибнуть, как, например, пушкинскому Петруше Гринёву, отправившемуся на государственную службу и попавшему в БУРАН, который по мысли Автора олицетворял восстание, пугачёвский бунт.
Василий Александрович, я не осуждаю таких «осторожных» учеников, с которыми на уроке скучно и неинтересно. Благодарна тем, кто приходит на занятия учиться, готов работать и мыслить. К сожалению, меня разочаровали сочинения и тех, кем я восхищалась на уроках.
Итак, что я узнала о конечной цели существования и предназначения человека как биологического вида, об их смысле бытия? Оказывается, наши подростки, как и философы всех времён, отстаивают свою точку зрения, стремятся к определённым идеалам и создают собственные модели поведения. Как и в античном мире, считают смыслом человеческой жизни получение счастливых эмоций и удовольствий. Как философы средневековья, размышляют над увеличением богатства и изучением жизни предков. Как и мыслители 19 века, озабочены ростом благосостояния, считают, что надо взять от жизни все, что она может дать.
У большинства детей, живущих сегодня, в 21 веке, совершенно такие же цели, как в античности и средневековье, хотя мир не стоит на месте. Современная молодёжь ценит обычаи, традиции и устои, которые были модными много лет назад. И только несколько ребят (пять процентов из общего числа!) написали, что смысл жизни видят в СЛУЖЕНИИ людям, в СЛУЖЕНИИ своему будущему делу. Могу сделать вывод, что лишь эти пять процентов имели не только биологическую, но и духовную связь со своими близкими, воспитанными в СССР в 20 веке. Именно в это время и формировался Советский человек, ковался стержень советского мировоззрения.
Хочу познакомить Вас, Василий Александрович, с отрывками из сочинений, с рассуждениями учащихся моего 11 «А» класса и дать им оценку.
Антон Г. Произведение И.Бунина «Господин из Сан-Франциско» в корне изменило моё мнение о жизни. Мне близка позиция автора: нужно уметь получать удовольствие от жизни в любой ситуации. Нужно жить настоящим, не оглядываясь назад и не сильно надеясь на будущее. Жизнь коротка – и это её особенность! Для меня смысл жизни заключается в понимании всех тонкостей жизни.
Артём Ш. Многие учёные и философы пытались и до сих пор пытаются узнать, в чём смысл жизни. Попытаюсь это сделать и я.
Считаю, что причиной столь безуспешных поисков ответа на этот вопрос является то, что для каждого человека ответ будет индивидуальным.
Я хочу провести свою жизнь в удовольствиях. Для этого надо найти занятие, которое принесёт мне моральное (духовное) удовлетворение. Это и является моим смыслом жизни.
Пусть каждый человек проводит свою жизнь так, как хочет его душа, ведь жизнь даётся всего один раз.
Евгений К. Вопрос о смысле жизни - это традиционно одна из философских и эстетических проблем всех времён и народов. На этот вопрос можно смотреть под двумя «углами». Если смотреть глобально, то, считаю, такой проблемы вообще нет. У человечества нет никакого предназначения и нет никакой цели. Человечество не было создано кем-то, а появилось в процессе эволюции. Если смотреть субъективно, то человек сам может выбрать для себя цель своего существования. Индивидуальный смысл моего существования - желание прожить жизнь комфортно. Иметь всё, что мне хочется, и чувствовать всё, чего мне захочется. В общем, прожить жизнь приятно, без каких-либо трудностей.
Глеб Т. На данный момент я считаю и ощущаю, что мой смысл жизни заключается в помощи человечеству. Конечно, сейчас, будучи учеником одиннадцатого класса, я мало что могу предложить людям, но я стараюсь получить как можно больше знаний, которые пригодятся мне для достижения моей цели и желаемого результата и принесут пользу людям.
Марина К. Моё понимание смысла жизни заключается в том, чтобы прожить полноценную жизнь, в которой будет много открытий, путешествий, знакомств. Ещё я считаю, что моим смыслом жизни является помощь людям. Мечтаю стать врачом и помогать человечеству бороться с болезнями и смертью. И пусть даже мой статус в обществе будет не самым высоким, я буду знать, что помогаю людям, и буду счастлива.
Дарья Р. Для меня смысл жизни заключается в саморазвитии и самореализации. Считаю, что прожить надо так, чтобы что-то полезное оставить после себя. Останавливаться на достигнутом нельзя. И ещё: хочу знать свой личный максимум.
Также считаю, что смыслом моей жизни является семья и все родные.
Мой смысл жизни отличается от смысла жизни Господина из Сан-Франциско. Для него главными в жизни были статус и деньги. Это безликое безымянное существо, о котором после его смерти никто и не вспомнил. Я же хочу оставить после себя след «в чужой душе на много лет», принести миру пользу. Хочу жить, а не существовать.
Алан М. В моём понимании смысл жизни – это принести в жизнь что-то новое, оригинальное, то, чего ещё не было. Это может быть что угодно: стихи, книги, кинофильмы, открытия в области литературы и искусства. В общем, не хочу просто банально прожить жизнь, как это сделали миллионы.
Хочу переформатировать вопрос сочинения: не в чём смысл жизни, а есть ли смысл жить сегодня, в 20-е годы 21 века? Чтобы получить образование, нужны деньги, а у меня одна мама. Чтобы устроиться на работу после вуза, нужны связи. Нужен такой человек, как Фамусов. А куда устроишься, если государственные предприятия все ликвидированы в перестроечные годы?! Устроиться на частное предприятие - нужны опять-таки знакомства, откаты и стаж работы по данной специальности. Ну, и какое будущее открывается в жизни у нас, провинциальной молодёжи?! Так есть ли вообще СМЫСЛ так ЖИТЬ?!
Василий Александрович, как видите, есть разные ребята. Хорошие и не очень. Ребята, которыми нужно гордиться и от которых можно ожидать полезных дел семье и Отечеству. Хочется знать и верить, что мой труд учителя не пропал даром. Как говорится, если жизнь преподнесла вам лимон, сделайте из него целебный напиток. Я старалась. Особую тревогу вызывают, конечно, «индивидуалисты» и «эгоисты». Вряд ли они будут готовы сделать прорыв в своей жизни и шагнуть в неизвестность, потому что уже сейчас отказались выйти из зоны комфорта. Родители, которых взрастила эпоха нашей перестройки и лихие девяностые, будут опорой своим детям по собственным понятиям и собственным лекалам жизни. А сами эти подростки являются, к сожалению, порождением нашего идеологического безвременья. Прав, на мой взгляд, японский классик: "Жизнь — не зебра из черных и белых полос, а шахматная доска. Здесь все зависит от твоего хода". Не будем отчаиваться!
До новых встреч! С признательностью, Ваша коллега.
Июнь, 2021