М. М. Кириллов Неудовлетворённость Размышления

Михаил Кириллов
 

М.М.КИРИЛЛОВ

НЕУДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ

Размышления

      Последнее время я часто ловлю себя на ощущении постоянного жизненного неблагополучия большинства людей и, возникающей, вследствие этого, и собственной неудовлетворённости.
      Продолжающийся уже второй год мировой ковидный кризис, конечно, существенно повлиял на всех нас, а особенно, ставшее уже ежедневным ожидание и подтверждение его нескончаемости и фатальности. Это подтверждает только что начавшаяся, ещё более опасная, уже 3-я, июньская, волна пандемии в нашей стране. Теперь это ощущают уже все.
      Известно, что наш, российский, народ привык, особенно за последнее столетие, к многолетнему общенациональному терпению (война, девяностые годы, социальные невзгоды последнего времени, репрессии, повсеместный коррупционный пресс). Но всё-таки ранее, в доковидное время, здоровое, оптимистическое, ядро нашей народной психологии всегда преобладало в трудные для народа времена, укрепляя его душу, придавая силы, и даже позволяя побеждать немалые общие и личные трудности.
      Я пережил это и сам, начиная ещё с эвакуации в Казахстан в начале войны, и хорошо это помню. А сейчас, особенно в ковидные годы, многое радикально изменилось к худшему, и жизнь общества в целом стала гораздо более ущербной, особенно в области социальной справедливости и в возможностях самореализации, да и просто выживания граждан. Поэтому у миллионов людей и возникло, знакомое уже всем, ощущение коллективной безнадёжности и депрессии. Особенно среди пожилых людей и стариков, социально наиболее обделённых.
     Живёт трудовой народ теперь всё больше своим прежним, советским, прошлым, его настоящее - скудно (у большинства), а будущего нет ни у кого, и оно не предвидится. Настоящей радости не стало. А гордости за страну и вовсе. Это и есть объективная основа охватывающей ныне людей неудовлетворённости жизнью. Так что, я здесь - не исключение и размышления мои не случайны.
     Особенность ещё и в том, что ни одну из причин деградации современной жизни общества России, превращённой за последние 30 лет рыночной жизни, образно говоря, из проточной реки в стоячее болото. Быстро устранить невозможно, если возможно вообще. Тем более, в современную эпоху нарастающей борьбы империалистических, буржуазных, элит за своё мировое господство. Это дополнительно затрудняет наше развитие и усложняет его перспективы.
      Я тут, как-то, даже предложил свой образ нашей жизни как пребывание в зале ожидания некоего аэропорта, из которого уже не летают самолёты. То есть, образ общества, у которого нет будущего. Даже книгу с таким названием издал. Вероятно, это уже не столько констатация отсутствия возможностей, сколько его реальное предвидение.
     В условиях почти тотальной самоизоляции и неизбежных экономических и социальных ограничений большинство из нас уже ничего не ждёт. А что может ждать, скажем, ещё живую муху, посаженную на иглу пандемии? Виноватых-то - нет, игла ведь категория не социальная, а инфекционная. Здесь не может сработать социальная революция, как бывало прежде, а только вакцинация, хотя и всё равно, в последующем, с неизбежным преимуществом для богатых, как более подготовленных к любым возникающим трудностям. Поэтому с сугубо классово ориентированной программой действий в борьбе с самой пандемией выступать невозможно, но с её неблагоприятными социальными последствиями, преимущественно для бедноты, выступить придётся обязательно. И это-то и должно быть естественной задачей, прежде всего, для коммунистов.
      Но дело ведь не только в самой пандемии. Неблагополучие жизни большинства народа значительно шире и долговечнее. Экономическое неравенство, хроническая бедность большей части населения, массовая безработица, снижение рождаемости, систематическое подавление советской истории и культуры, как завоевания народа и т.д. Всё это хорошо известно, и настроения не поднимает. К этому только добавились инфекционная опасность, вынужденная жестокая самоизоляция людей и их длительное разобщение.
     Несомненные успехи в обеспечении обороноспособности странны в последнее время, помощь народам Сирии, Белоруссии, Киргизии, Армении, Донбасса, Южной Осетии и Абхазии, поддержка детства, решение проблем с вакцинацией очевидны и одобряются народом России, хотя и даются нашей стране с напряжением в условиях перманентной злобной русофобии буржуазных элит Запада. Сделано немало, в том числе отечественной медициной.
      Забирают силы и непростые, а иногда далеко непрочные отношения даже с нашими, казалось бы, «верными друзьями», а, тем более, с временными попутчиками. Утомляют отношения с теми из них, о которых в народе говорят «и не друг, и не враг, а так». Примеры известны. Не трудов наших жалко, за державу обидно! Какое уж тут удовлетворение!
     Трудно переносится и подчас вынужденный уход от активной борьбы за интересы трудового народа части своих былых единомышленников, инкапсуляция многих из них в собственном, благоприятном и якобы спасительном, нейтралитете, ставших, в целях самосохранения, своеобразными «единоличниками», как если бы это могло сделать их счастливыми среди миллионов бедствующих. Какое уж тут счастье!
      Есть и нетерпеливые, незрелые, забегающие в протестном движении вперёд, и оттого только вредящие делу. Хорошо ещё, если не провокаторы. Беспокоят и участившиеся в последние время расколы в и без того обескровленном рабочем и коммунистическом движении. Всё это тоже подпитывает неудовлетворённость происходящим.
    Таким образом, природа нынешней неудовлетворённости очень широка. Редкие успехи и достижения устранить её не могут. Особенно угнетает беспомощность одиноких людей, в сущности, брошенных и обществом, и, часто, даже родными. Доброхотство и ранее общепринятая пролетарская, товарищеская, поддержка ещё случаются, на личной основе, но и это теперь редкость. Практически возможна только платная помощь. Теперь ведь всё решают именно деньги. Время такое. Черствеют люди. И альтернативы этому нет. Долгожители, переживающие подчас свои семьи, а это в прошлом теперь нередко дети войны, вообще никому не нужны. Это - страшный финиш.
      Неудовлетворённость – это мягко сказано, на самом деле, это невидимые миру слёзы. «Социальные аппараты ИВЛ» (!) для самых мудрых людей на Земле ещё не придуманы. Геронтология в её социальном измерении – вне государственных программ. А ведь именно старики – подлинная Соль Земли, бесценная память народа. О них - и моя печаль.
     А как Вам живётся?