Встреча

Ольга Бунина 3
2013 году мне довелось отдыхать и лечиться в местном санатории города Хабаровска. Надо сказать, что компания подобралась отличная. Нас объединяло то, что сидели мы за одним столом и как-то сразу подружились, почувствовали симпатию друг к другу. Несмотря на возраст, а мы были все пенсионеры, то решили, как можно лучше использовать время для активного отдыха: ходьба в любую погоду, занятия на тренажерах, по мере сил и возможностей, или щадящая физкультура. В наш квинтет входили два учителя – английского и русского языка, я – преподаватель музыкальной школы и семейная пара – Николай и Калерия Николаевна, врач. Надо ли говорить о том, что лидером нашей группы стала Калерия Николаевна.
До завтрака и после каждый из нас спешил на медицинские процедуры, приходя в спортивной форме и с пакетами, ну уж к обеду все появлялись при полном параде, что заставляло и других отдыхающих подтягиваться, глядя на  нашу компанию.
Моя соседка, Лиля Дмитриевна, и семейная пара были жителями Хабаровска. К Лиле часто приезжал муж и привозил свежие овощи, что было очень кстати. Калерия Николаевна с мужем жили в районе Бычиха и, приехав на своей машине в санаторий, они навезли столько вещей, что превратили больничный номер в уютную комнату – здесь всё было заполнено домашними вещами так, как будто и не уезжали никуда. Я бы сказала: всё моё беру с собой. Всякие спортивные тренажеры, «скандинавские палки», массажёры, домашние безделушки и салфеточки, даже гардероб  обоих супругов был заполнен на все случаи жизни, а ещё книги, много книг.
Мы часто собирались в этой уютной, семейной комнате, где каждому находилось дело. Было весело и интересно.
Однажды Калерия Николаевна протянула мне тоненькую книжечку «Я полюбил страдание».
 – Возьми в номер, можешь несколько дней поддержать».
 – Да я её за час прочитаю.
 – Не спеши, – добавив, – потом поговорим,- и показала ещё иконку с ликом Святого.
Так я впервые узнала это имя – Святитель Архиепископ ЛУКА (Симферопольский и Крымский), выдающийся хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий.
Врач и священник очень скромно описал свой жизненный путь, но больше всего я почерпнула из сносок редактора. Редакторский текст довольно подробно расшифровывал все недосказанные мысли автора, его мытарства, ссылки и страдания, славу великого хирурга, учёного и священника, и, что очень важно,  всенародную любовь. Пояснения редактора оказались более объёмные и, если судить по книжке, то редакторского текста оказалось на много больше. Я читала и перечитывала раз за разом, слёзы мешали мне читать. Потрясённая судьбой такого необыкновенного человека, я долго не могла успокоиться…
Через три дня я возвратила книжку. Калерия Николаевна, в свою очередь, поведала мне свою историю знакомства со Святым Лукой.
Она, как врач, знала имя учёного и врача Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого. Его учебник по «Гнойной хирургии» актуален и по сей день. Благодаря его методу лечения во время войны, удалось спасти раненых красноармейцев, казалось бы, безнадёжных. Когда у неё появилась эта книжка, она не помнит. По всей вероятности купила по случаю, увидев знакомое имя, и тоже, как и я, была потрясена испытаниям, выпавших на долю такого уникального человека. Для неё это было открытие. Довольно интересная история с иконкой Святого. Как-то отдыхая в Крыму, и, проходя мимо разрушенного дома, где очищали для будущей постройки участок, молодой солдатик извлёк из хлама иконку со Святым, не зная, что с ней делать, просто отдал её Калерии Николаевне. Именно ей, а никому другому. С тех пор эта иконка  и книжка всегда с ней.
Прошёл год. Получив приглашение из Ставропольского края на юбилей от зятя, мы стали собираться в дорогу. После распада Союза как-то не получалась у нас побывать на западе. Выживали, приспосабливались к новым переменам, осваивали новые профессии. А так хотелось повидать всех: друзей, родных. Почти  тридцать лет не виделись, а многие ещё раньше уехали из города. И это приглашение оказалось кстати – оно просто подтолкнуло  нас к действию. У мужа родственники в Крыму, у меня в Ставропольском крае, да и однокашники его и мои жили в тех краях, как раз по пути. Решили уехать чуть раньше. Наметили маршрут: до Хабаровска автобусом дня на два, потом в Москве задержаться на 3-4 дня, включая Пушкино. Ставрополь и Михайловск – это основной пункт поездки, а так как до юбилея остаются свободные дни, то проехать автобусом до Керчи, побыть там дня  три и обратно в Михайловск. Как раз успеваем на торжество.
Эмоции переполняли нас от ожидания встреч. Собрали чемодан, подарки, по обычаю посидели минутку на дорожку, и с Богом в путь. Только отъехали от дома, как обнаружили, что обуваясь, повесили на вешалку барсетку с документами. Пришлось вернуться, но как-то сразу стало тревожно и неспокойно на душе.
Погостив в Хабаровске, Москве, Пушкино (согласно нашему плану), далее через Москву – в Ставрополь. И где бы мы ни появлялись, нас встречали радостно, душевно, и все мои тревоги рассеялись, как дым.
Оставался последний пункт нашего плана – Керчь. Билет до Керчи купили с большим трудом, и только в один конец. Но вот незадача – наши места заняты. Мы стоим, нервничаем, не знаем, как нам быть – досадно и неприятно. Когда автобус заполнился людьми, то нашлись и наши места.
 Хорошие дороги, зелень, цветы и полоса фруктовых деревьев вдоль трассы оставляли приятное впечатление, улучшая наше настроение. С интересом рассматривая незнакомый нам край, комментируя увиденное, мы не сразу обратили внимания на ропот пассажиров. Как потом выяснилось, у водителя это был первый рейс по новому маршруту, и, не зная точного направления, а может быть и прозевал повороты, он сбился с пути и колесил туда-сюда по просторам Краснодарского края. Потеряв уйму времени, в поиске нужной трассы, уставшие и измученные, мы только поздно вечером  подъехали к паромной переправе через Керченский пролив. Паспортная проверка закончила это утомительное путешествие, и только прохладный морской ветер освежил наши силы.
Крымская ночь благоухала южными запахами цветов и деревьев. Когда нас подвезли к автовокзалу, было уже поздно ехать к родным, поэтому решили остаться на вокзале, тем более что билетов на обратную дорогу у нас не было и это очень беспокоило. Кассы открывались в шесть утра, так что провести четыре часа на вокзале не огорчило нас.
Купив утром билеты, мы с облегчением вздохнули. Ура! Отдыхаем свободно целых три дня!
Море! Какое оно? Да разное. Как и человеческий характер. Тихое и ворчливое, нежное и сердитое, а цвета – от серого с кудрявой сединой то темного, от ярко – синего до лучисто-красного. Нам повезло! Море встретило дальневосточников с ласковыми объятиями и добродушным ворчанием. Каждое утро купание в море, затем знакомство с городом, а вечером опять  в море.
Знакомясь с городом, мы вышли на набережную и уже хотели повернуть на другие улицы, но что-то тянуло меня дальше. Пройдя немного, увидели церковь. Эта была действующая церковь. Но что меня поразило, так это мемориальная доска: Здесь жил и работал Святой Лука (Крымский) В.Ф. Войно-Ясенецкий. Я сейчас не могу дословно вспомнить, что написано на Доске, но что здесь и по сей день обитает дух человека, которого я успела понять и полюбить. Вот так встреча!! Вхожу. Что вижу? Что чувствую? Память напомнила о прочитанной книге «Я полюбил страдания». Стою возле иконы и молюсь о близких, о бедной Украине. Молюсь тихо, про себя, но от всей души, и чувствую такую душевную теплоту, такую любовь ко всему, что рядом. С таким ощущением и вышла из церкви. Состояние тишины и покоя не уходили весь день. А вечером появились какие-то рифмы, слова цеплялись друг за друга, передавая моё эмоциональное возбуждение от этой встречи.
Пришло время прощаться. Надо спешить в Михайловск на юбилей.
И вот тут, буквально, навалился ряд неприятностей. До этого как бы были цветочки, а вот и ягодки поспели. У нас всё было рассчитано по графику, по времени. А случилось вот что. В намеченное время, 21.00, проходящий автобус Севастополь – Керчь – Ставрополь не пришёл, сломался. Только в два часа ночи мы подъехали к паромной переправе. А что здесь творилось, трудно передать словами. Двигались двумя потоками: поток людей, поток машин. Людей скопилось столько в узком проходе к пропускному пункту на паром, что не выйти, не зайти в это людское русло со стороны, было просто невозможно. Плотность людей, стоящих в очереди, была невероятная. Простояв четыре часа, мы только в семь утра «вползли» на паром. Сил не было никаких!! Даже прохлада морского утра не радовала людей. У многих были рейсы на самолёт из Краснодара, да и нам не мешало бы поторопиться.
Первая большая остановка «Воронежский разъезд» дала возможность людям перевести дух, отведать  «кухню» гостеприимного края, насладиться прохладой небольших фонтанов и цветущих клумб. Отзвонив в Михайловск, голодные и уставшие мы сели за столик,  заказав обед. Нам необходимо было успокоиться и как-то отвлечься. Я только сейчас понимаю, что наше нервное состояние от пережитой ночи с автовокзала Керчи и до переправы требовало какой-то разрядки – хорошо покушать. И она получилась. Да ещё какая!!!
Заказ принимала одна работница, приносила другая, а рассчитывала третья. Пока мы искали третью, наш автобус спокойно ушёл, оставив нас наслаждаться и дальше. Я даже и во сне не могла представить такую ситуацию. Два пожилых человека, без вещей, в незнакомом месте попали в такую историю. И что делать? Как быть? Паниковала сразу, не буду  скрывать, слёзы лились ручьём…
Но надо знать наш народ: добрый и отзывчивый, готовый принять участие словом и делом. А узнав, что мы с Дальнего Востока, то всем миром бросились помогать: дозвонились до диспетчера, усадили в попутную маршрутку, и, как могли, пытались успокоить. Автобус догнали, но мы ещё долго не могли успокоиться от пережитого.
Ставропольский автовокзал встретил нас раскаленным воздухом и многолюдным шумом. Где искать своих? Но то, что в Ставрополе  три автовокзала, мы узнали позднее. Зять с братом носятся по автовокзалам в поисках, да, как на беду, оставили в спешке свои телефоны дома. На наши звонки, естественно, не отвечают. Как в такой толпе найти друг друга? На каком вокзале? И только чистая случайность, а может Божий глас помог встретиться?
В Михайловск мы приехали во время. Через час, приведя себя в порядок, сидели со всеми за столом и поздравляли именинника.
Подошло время отъезда. А тут я заболела. Температура 39, меня лихорадит. Уж не знаю, чем меня поила сестра, но помогло.
Перелёт Ставрополь-Москва перенесла хорошо. Прилетели утром, но в Москве тоже пришлось поволноваться. Очень долго не могли найти наш багаж. Это хорошо, что рейс на Хабаровск был поздно вечером, но прогулка по Москве сорвалась. Проходим регистрацию – снова волнение. Одно место в начале салона, другое в конце. Наконец всё разрешилось к нашему удовольствию – сидим вместе.
И вдруг, что-то меня толкнуло взять бумагу, ручку и описать всё наше путешествие, прямо с самого начала: где были, с кем виделись, радости и волнения, разговоры и приключения. Было ощущение, что кто-то настойчиво внушал мне мысль: возьми и пиши, несмотря на усталость. И я стала писать, но не прозой, а стихами. Как-то само по себе строчки превращались в рифмы.
И так мы в самолёте
Летим к себе домой.
Как будто кто-то шепчет
И говорит со мной:
«Возьми бумагу, ручку
И начинай писать,
А будет ещё лучше
Всё записать в тетрадь:
Все встречи, впечатления,
Короче, весь маршрут.
А рифма, мысли ясные
К тебе и так придут».
Так незаметно пролетели семь часов полета. Когда проснулся муж, мною была написана поэма «Жаркая поездка в Ставропольский край» на семи страницах. Это было удивительно для него и не менее неожиданно для меня. Я не писала никогда стихов, а тут целая поэма!! Да когда сочинять стала? К старости застрочила стихами?!
И вот уже шесть лет я занимаюсь литературным творчеством. Пишу стихи, пробую себя в прозе. Это помогает мне преодолевать боли и несчастья, жить в таком прекрасном, но непростом мире, и радоваться каждому прожитому дню. Я до сих пор не могу понять, кто дал мне в руки ручку и заставил писать, кто помогал мне в том путешествии, кто оберегал меня тогда и сейчас. Но одно неоспоримо – это книга «Я полюбил страдания» помогла мне. Спасибо Святому Луке, жизнь которого научила меня терпению и состраданию, мудрости и доброте ближнему.
Я рада прожитому дню,
С улыбкой день встречаю,
А бог мне силы придаёт,
Я это замечаю.

20.06.2021г. Ольга Бунина.