Роман Камень одиночества Глава 24 Обмен

Татьяна Соснина
 Моя бабушка решила пойти на работу. Как будто у неё дома работы было мало!
Нет, дома у неё дел было очень много, но для пенсии ей не хватало нескольких лет стажа. Всем теперь нужно было привыкать к самостоятельности.

Когда у меня на глазах собирались родители, например, в кино, я весело махала им рукой, сидя с бабушкой на кухне: "Пока, родители!" Но когда я увидела , как на работу собирается моя бабушка, которая заменяла мне всех: родителей, друзей, игрушки и сказки, я просто взвыла от горя.
Бабушка уходила на ночное дежурство в магазин, и моей маме приходилось часа два меня успокаивать.Благодаря маминой изобретательности и её недюжинным педагогическим способностям, ей удавалось отвлечь своего ребёнка от страшных мыслей: что бабушка уйдёт навсегда. Мама кормила меня "пьяным" печеньем, она опускала обычное печенье в сладкий тёплый чай, печенье быстро становилось гибким,  его надо было быстро съесть, иначе, оно упадёт в стакан, испортит чай своей раскисшей мякотью. Мама мне рассказывала про Мальчика - с - пальчика, называла меня Рикки - хохолок, потому что у меня был непокорный чубчик. Укладываясь спать, я представляла свою храбрую бабушку с ружьём, обходившую магазин, а на шее у нее висит свисток.
 Родителям, иногда, приходилось оставлять меня одну в нашей маленькой квартире в Городке Водников. Они укладывали меня спать, закрывали комнату на ключ и убегали. Я сразу вставала и начинала исследовать пространство. Однажды, достала из тумбы пузырёк с фиолетовыми чернилами, попробовала на вкус, не очень разобралась и выпила всё. Напугала родителей, но всё обошлось, чернила тогда были хорошего качества и не нанесли моему желудку вреда! Мама и папа ещё некоторое время наблюдали в моём горшке жидкость фиолетового цвета.

После этого случая они стали брать меня с собой. Как - то взяли на вечерний сеанс в кино, смотрели "Железную маску". Так их выставили из зала, потому что я орала от ужаса, который смотрел на меня с экрана. Уговаривали, успокаивали, возвращались в зал, но я опять орала.

Взяли меня на Новогодний вечер и оставили под присмотром школьного сторожа, который жил здесь же , при интернате. Это была пожилая женщина, которая угощала меня конфетами и колбасой, а я развлекала её как могла: пела, танцевала, читала стихи. Хозяйка неосмотрительно сделала мне комплимент: "Как ты хорошо поёшь, Танечка!" Я уже лежала на сдвинутых стульях, но ободренная её похвалой , сказала: "Дай колбаски, ещё спою!" Мои слова были переданы моим родителям, которые забирали меня уже спящую домой.
Домой! Вопрос: где был этот дом?! Чаще всего мы жили в доме на улице Андриянова, чем в Городке Водников. Скоро в соседнем доме на улице Андриянова открылся детский сад. Три больших комнаты на первом этаже пятиэтажного дома, в которых стояли маленькие столики и стульчики, шкафы для игрушек, пианино. В одной комнате дети играли, ели, пели, танцевали и спали. Для дневного сна ставились раскладушки, их выносили из подсобного помещения, в них уже было свёрнуто постельное бельё.

 Свой "садик" я никогда не любила, но терпела. Мне нравилось, что он находился рядом с домом моей любимой бабушки, она ко мне часто приходила перед дежурством, приносила малину и чистое платье. Я любила особенно, когда бабушка приходила ко мне во время дневного сна, который ненавидела. Никогда не спала, лежала с закрытыми глазами и думала о своём.Я слышала, как ко мне подходили и начинали "будить": "Таня, вставай! К тебе бабушка пришла". Быстро вскакиваю и бегу в прихожую, шлёпаю босыми ногами по мокрому полу, который мыли нянечки, пока мы  "спим".
С "садиком" появилась проблема: кто будет меня вечером оттуда забирать?!Когда была свободна бабушка - всё было хорошо, и все были спокойны. Но наступало время её дежурства, и начиналась паника! Кто сможет забрать ребёнка из "садика"?! Мама до одиннадцати ночи в школе, папа в "плаванье", деда Исайю разбил инсульт.

Это было на Троицу. В окно светило солнце, бабушка  со своей сестрой и дедом праздновали в комнате. Я сидела на кухне и смотрела в окно, тут ко мне дед заходит и пытается что - то сказать, но рот его перекошен, изо рта течёт слюна. Я кричу, зову бабушку. Они с сестрой держат деда под руки, ноги его тоже не слушаются, одна его нога угодила в банку с топлёным маслом, которая стояла на полу возле плиты. Дед ещё не отошёл от инсульта.
Один раз бабушка поручила забрать меня из сада своей невестке, которая жила в соседней квартире. Невестка забыла забрать ребёнка и спокойно сидела на лавочке у подъезда. "Надя, а где Танечка?!" "Ой, я забыла её забрать!" Бабушка бежит по дворам меня искать, но внучки нигде нет. Она так сильно сжимает зубы , что ломает передний зуб. И тут слышит мой голос, я стою на балконе третьего этажа, меня забрала из садика соседка. Она просто пожалела, одиноко сидевшего в сторонке ребёнка, а других детей вели за руку родители. Когда соседка увидела бабушкино лицо, её сломанный зуб - оставила все попытки забирать меня из детского садика.
Мама забирала меня очень поздно, уже звали ложиться спать в дежурную группу, но я всё ждала. Приходила мама, она говорила что - то тихим голосом сонной нянечке, извинялась. Мы шли ночевать к бабушке, к бабушке было ближе. Не зажигая свет, чтобы не разбудить деда, по - привычке опасаясь его гнева. После инсульта дед забыл все ругательные слова, кроме "деньги - мать!", вообще ничего не помнил, чем очень раздражал бабушку. Дед подолгу стоял на кухне и мямлил: "Уж это, деньги - мать то, как его!" Теперь бабушка на него ругалась: "Ну зачем ты сюда пришёл, горе ты моё!"Бедный дед чуть не плакал и махал на бабушку руками. Оказывается, он собрался в магазин за молоком, а как называется то , с чем ходят обычно за молоком - забыл. Бабушка даёт ему бидон и он уходит, гордо подняв седую голову.

Моя мама жалела деда, понимала, что он сейчас беззащитней ребёнка. Дед это чувствовал и хотел маме хоть чем - то помочь. Например, забирал меня из сада.За мной приходил старик в грубом кожаном пальто, в шапке - ушанке, надетой особым образом: одно "ухо" - вперёд, другое - назад. Странно смотрелась его фигура в кожане и ушанке, например, в мае месяце. Воспитатели спрашивали моих родителей, можно ли отдавать их ребёнка такому странному человеку? Родители в один голос отвечали : "Можно, можно!Это её дедушка!" Воспитатели очень удивлялись.

Вот такое странное семейство моя мама решила снова объединить!Объединение должно состояться на большей территории,задумывалась трёхкомнатная квартира. Квартира должна была находиться не далее одной остановки от моего садика. Если бы тогда строили четырёхкомнатные квартиры, мама бы нашла такую квартиру.Если были деньги - можно было вступить в кооператив и не трогать деда с бабушкой с их насиженного места. Но денег тоже не было. Поэтому мама занялась обменом нашей комнаты в коммуналке и квартиры на улице Андриянова на "трёшку".И обмен через несколько месяцев состоялся. Нашлась семья, которой срочно нужно было разъехаться.

Вся наша семья должна была уместиться в трёхкомнатной "хрущёвке" на улице Магистральной,которая как раз находилась за одну остановку от моего садика.Новая квартира была на втором этаже, у нас появился балкон, проходная комната, кладовка, перед ней маленький коридор, две спальни и кухня. Кухня была не очень маленькая. С годами мы поймём, что планировка ужасная ,и никто не захочет жить в проходной комнате, кроме меня.
Мы переехали в августе, папа , как всегда был в плаванье, Перевезли мебель из двух квартир, две комнаты были кое как обставлены, только маленькая спальня была пока пуста, в ней планировали спать мама с папой. До ноября ещё было время, чтобы купить мебель для спальни. Принялись за ремонт. Побелили стены в разные цвета. Бабушкина комната стала лимонной, комната родителей - розовой, а проходная - зелёной. Потом пригласили мастера, который делал модный узор - "накат".Эксперимент решили начать с проходной комнаты, я сидела на диване в центре "залы" и наблюдала за процессом очень внимательно. Мастер наливал из ведёрка серебряную краску на железную тарелку, возил валик по  этой тарелке, потом проводил этим валиком по стене, на стене появлялся узор. Когда мама пришла с работы, ей стены с серебристым узором не понравились, и решили "накат" в других комнатах не делать.
Дед выбрал себе "тёмную комнату", ему поставили туда железную кровать и перенесли его вещи: старый безмен, кожан, его любимые - кирзовые сапоги. Безменом дед будет нас взвешивать с Серёжей. посадив в большую кожаную сумку.
В начале ноября возвратился из плаванья отец, привёз рулон линолеума, которого хватило только на бабушкину комнату. В свою комнату родители быстро купили кровать с полированной спинкой и маленькую тумбочку, которая продавалась вместе с кроватью. А когда родители купили телевизор"Горизонт" и поставили в свою комнату, все смотрели у них "Голубые огоньки" по большим праздникам, художественные фильмы и концерты, в которых выступали Торопунька и Штепсель, Николай Сличенко. Людмила Зыкина. Только дед не смотрел телевизор