Химичка

Светлана Осипова
1. НАТ. ШКОЛЬНЫЙ ДВОР. ДЕНЬ
Настя (30 лет) идёт от входа в школьный двор к двери школы. Навстречу ей - учителя и ученики. Идёт дождь, Настя несёт в руках зонт. Сумка висит на плече. Звонит телефон. Она пытается достать его из сумки, у нее падает зонт. Она достаёт телефон, поднимает зонт, смотрит на экран телефона, видит «МАМА», роняет телефон, наклоняется его поднять, задевает зонтом кого-то из проходящих мимо неё.
НАСТЯ. Извините пожалуйста.
Настя поднимает телефон и отвечает на звонок.
НАСТЯ. Алло, привет, мам. (Пауза) В школу вхожу. (Пауза) Надо. Дело есть. (Пауза) Маам. (Пауза) Хорошо. У меня сегодня кружок, дети все подготовили, скоро будем подавать заявку на твой конкурс. (Пауза). Ну не твой. Ваш. Ладно, мам. (Пауза) Сошла, да, сошла. Пока.
НАСТЯ. (бормочет, убирая телефон карман) Сошла. Да. Сошла. (копируя интонацию матери) С ума ты сошла. Делать тебе нечего, вот и возишься с юными химиками. (Своим голосом, тихо, почти спокойно) Надо, конечно, с неюными. Возиться. Вообще все надо, как надо тебе. Ой, мама.
Настя открывает дверь школьного здания и налетает на директора школы.
ДИРЕКТОР. Настасья Петровна, добрый день. (с улыбкой) Или недобрый? Как наши дела с конкурсом?
НАСТЯ. Добрый день, Лариса Викторовна, нормально. Наши дела с конкурсом нормально, вот бегу к ребятам, сейчас еще немного поработаем и будем отправлять заявку. Я пойду?
Настя поспешно входит в здание, директор провожает ее взглядом.

2. ИНТ. ПОДСОБКА В КАБИНЕТЕ ХИМИИ. ДЕНЬ
Настя заходит в подсобку, привычным движением включает свет, закрывает за собой дверь, подходит к двери, ведущей в класс, прислушивается, потом вешает пальто на вешалку, включает чайник, берет из шкафчика чашку и чайный пакетик, стоит, смотрит на чайник, чайник отщелкивает, Настя заваривает в чашке чай, отламывает кусок шоколадки, кладёт его в рот, подходит к окну, пьёт чай и ест шоколад, глядя в окно. За кадром звуки открывающейся и закрывающейся несколько раз двери, шаги, слова приветствия, несколько раз звучит слово «Настюша», другие звуки: ученики-участники кружка - собираются в классе, болтают. Тон разговоров постепенно становится тревожным.
СОЛОМЫКИН (16 лет) (за кадром) Да где она? Я же ее вчера вот тут оставил!
БОЧКАНОВА (16 лет) (за кадром) Если б ты ее тут оставил, она бы тут и была. Вечно ты все теряешь, тебе вообще ничего доверить нельзя.
ПАЧИН (16 лет) (за кадром) Погоди ты, распищалась. Серега, вспоминай. Где ты ее оставил?
СОЛОМЫКИН (пока он говорит за кадром, Настя ставит чашку с чаем на стол, подходит к двери, ведущей в класс, открывает ее и уходит в класс) Да говорю же. Я еще раз проверил вчера все термины, потом сложил все в папку, папку положил на стол к Настасье Петровне.

3. ИНТ. КАБИНЕТ ХИМИИ. ДЕНЬ
Настя входит в класс. Видит 5 учеников - 2 девочки и 3 мальчика.
НАСТЯ Что случилось?
БОЧКАНОВА Здрасьте, Анастасия Петровна, Соломыкин папку потерял!
НАСТЯ Как потерял?
СОЛОМЫКИН Да не терял я ее! Я ее вот тут оставил, на вашем столе. Ушёл, класс закрыл на ключ.
ПАЧИН Спокойно, Серега, разберёмся. Анастасия Петровна, а вы потом ее никуда не убирали?
НАСТЯ (взволнованно) Да у меня сегодня уроков утром не было, в класс никто зайти не мог... (тихо) Как же так, там же все, что мы сделали. Завтра же заявку отправлять.
ПАЧИН Да не переживайте вы, Настасья Петровна, если не найдем, то просто все заново распечатаем да и всё.
НАСТЯ А подписи? Директора завтра не будет, а это последний день подачи заявок.
ПАЧИН Ну какие проблемы? Давайте позвоним вашей маме, она же разрешит нам опоздать?
НАСТЯ Пачин, позвони СВОЕЙ маме. Так, ребята, надо искать. Все ищем папку. Соломыкин, где конкретно ты ее положил?
СОЛОМЫКИН (подходит к учительскому столу) Вот тут.
Настя обходит стол, осматривает место, на которое указал Соломыкин, просматривает все бумаги, которые там есть, открывает ящики, ищет там, заглядывает под стол, задерживается на секунду, присаживается на корточки, поднимает с пола зажигалку с надписью «Коле от Насти», смотрит на нее, быстро убирает ее в карман, медленно переводит взгляд на Соломыкина, потом опять на зажигалку, сжимает губы и выбегает из класса.
РАССКАЗОВ (16 лет) Куда это она рванула?
ЕРМИЛОВА (16 лет) Как тут понять? Это же Настюша. Придумала что-то.
ПАЧИН Ага. Что-то быстро она это что-то придумала.
Ермилова закатывает глаза и качает головой, Соломыкин подходит к двери и выглядывает в коридор.
БОЧКАНОВА А если папка не найдется? Что тогда?
Ермилова идет к окну. За окном дождь.
ПАЧИН Не каркай ты. Серьезно, ребят, двадцать первый век, распечатаем все заново да и все.
СОЛОМЫКИН (стоя у двери) Она к биологу побежала.
ЕРМИЛОВА (глядя в окно, тихо) Он давно на нее смотрит.
БОЧКАНОВА Как смотрит?
ЕРМИЛОВА (резко разворачиваясь к Бочкановой) Как? Так!

4. НАТ. ШКОЛЬНЫЙ ДВОР. ДЕНЬ
Дождь идет стеной. С деревьев падают желтые листья. Ели, рябины, спортивные снаряды, детская площадка – все мокрое. Все входящие и выходящие в школу и из школы пытаются защититься от ливня зонтиками, капюшонами и пр.

5. ИНТ. КАБИНЕТ БИОЛОГИИ. ДЕНЬ
За учительским столом сидит Николай (30-35 лет). Он работает за компьютером. Стол завален бумагами, тетрадями, листами. На электронной доске изображен лес. Настя распахивает дверь и вбегает в класс.
НИКОЛАЙ (оторвавшись от компьютера, удивленно и фальшиво улыбаясь) Ба! Настасья Петровна! Какая честь!
Настя быстро подходит к нему и протягивает зажигалку.
НАСТЯ Это не вы потеряли, Николай Васильевич?
Лицо Николая становится серьезным.
НИКОЛАЙ Где вы это взяли?
НАСТЯ Там, где вы это оставили.
НИКОЛАЙ В далеком прошлом?
НАСТЯ В печальном настоящем. Как ты мог?! Зачем тебе это?! Объясни!
НИКОЛАЙ (берет зажигалку из рук Насти, продолжает юродствовать) Затем, чтобы всегда помнить о тебе, дитя мое.
НАСТЯ Я не об этом.
НИКОЛАЙ А я – об этом.
НАСТЯ Хорошо. Не хочешь говорить – не говори, но верни мне папку. Там же все-все, над чем мы с ребятами работали весь прошлый год! Все оформлено, подписано, нам завтра нужно отвозить заявку в администрацию.
НИКОЛАЙ С мамой повидаться поедешь?
НАСТЯ Прекрати!
НИКОЛАЙ А что «прекрати»? У тебя же все схвачено! Мама в администрации, там же ЕЩЕ половина клана, зачем тебе вообще подавать эту заявку? Просто позвони маме и получи главный приз!
НАСТЯ Я тебя в последний раз прошу: прекрати!
НИКОЛАЙ А то что? Я тебя тоже когда-то просил.
НАСТЯ Это разные вещи.
НИКОЛАЙ Ну да.
НАСТЯ Коля, что происходит? Тебя как будто подменили. Зачем ты украл эту папку? Это же на тебя совсем не похоже. Что тебе это даёт? Участие в каком-то странном и никому не нужном конкурсе? Зачем это тебе?
НИКОЛАЙ Затем, что ты мне надоела! Ты всегда самая лучшая, самая умная, самая талантливая. А я всегда Коля, я всегда там, где ты, я всегда рядом, а тебе наплевать! Вот даже сейчас. Ты подашь заявку на этот конкурс, выиграешь его, конечно, и весь город будет о тебе говорить! Кстати, с чем мы выступаем? (достаёт из дипломата папку) О! «Использование биоразлагаемого сырья для производства бытового пластика и влияние биоразлагаемого пластика на экологию планеты». Конечно! Нам надо спасать планету! До Коли ли нам?! Я все пять лет института таскался за тобой как пёс.
НАСТЯ (напуганно) Я тебя об этом не просила.
НИКОЛАЙ Нет, не просила. Тебе это было не нужно, ты ведь кроме себя и своей химии больше ничего и никого не любишь. (презрительно) Химичка. Ты просто милостиво позволяла быть рядом с тобой, или не замечала, или подпускала поближе, когда хотела.
НАСТЯ Коля, это был обычный студенческий роман, каких тысячи. Что с тобой?
НИКОЛАЙ Да я всю жизнь под тебя подстроил! Лишь бы быть там, где ты! Лишь бы видеть! Лишь бы помочь, если что. Вдруг ты оценишь. Я устал, Настя. Хватит. Пусть хоть что-нибудь будет так, как хочу я.
НАСТЯ (громко) Но папка-то здесь при чем? Как все ЭТО может изменить школьный научный конкурс? Это же смешно!(взяв себя в руки, тихо) Коля, подумай, ведь это только наше с тобой дело, дети же здесь не при чем. Это ведь год их жизни. Отдай папку пожалуйста.
НИКОЛАЙ (быстрым движением кладёт папку в дипломат и застегивает его) До свидания. (идёт к двери)
НАСТЯ Это смешно. Кража папки в средней школе. Это даже на преступление не тянет. Наверное, теперь нам надо выкрасть ее из твоего супердипломата.
НИКОЛАЙ (останавливается, поворачивается к Насте, его лицо приобретает преувеличенно радостное выражение) Он с кодовым замком. Ничего не выйдет. (идёт дальше)
НАСТЯ Стой! А хочешь, я открою этот кодовый замок?
Николай останавливается.
НИКОЛАЙ Да? И как? Рубанешь топором? Ты же у нас все можешь, да?
НАСТЯ Давай договоримся. Если я сейчас угадываю код и открываю этот чемодан, то я забираю папку.
Николай подходит к Насте и протягивает ей дипломат. Настя набирает код, пытается открыть дипломат, но он не поддаётся. Она бросает его Николаю и идёт к двери.
НАСТЯ До свидания.
НИКОЛАЙ Стой! А что ты набрала, интересно?
НАСТЯ 200706.
Николай меняется в лице. Настя подходит к нему.
НАСТЯ Это день, когда я приехала в Симферополь, а ты встречал меня на вокзале.
Настя быстро уходит, Николай медленно опускается на стул.

6. ИНТ. ШКОЛЬНЫЙ КОРИДОР. ДЕНЬ
Настя выходит из кабинета биологии и видит ребят.
НАСТЯ Это не он. (идёт по коридору к кабинету химии)
БОЧКАНОВА Настасья Петровна, вы куда? Что нам делать-то?
Ученики идут за Настей. У двери в кабинет химии Настя останавливается и поворачивается к ребятам.
НАСТЯ Ребята, идите домой. Сегодняшнее занятие отменяется, я должна подумать. У нас с вами завтра первый урок, вот и поговорим. Идите.
Настя уходит в класс, ученики продолжают молча стоять на месте.

7. НАТ. ДВОР ЖИЛОГО ДОМА. УТРО
Солнечное октябрьское утро в обычном провинциальном дворе. Дворник Алтынбек метёт дорожки, будит бомжа, спящего на скамейке, убирает пустые пакеты, банки, бутылки, оставленные здесь ночью очередной веселой компанией.

8. ИНТ. КУХНЯ В КВАРТИРЕ НАСТИ. УТРО
Настя в халатике и тюрбане из полотенца на голове сидит за столом, пьёт чай и смотрит в окно. Раздаётся звонок в дверь. Настя идёт открывать.

9. ИНТ. КОРИДОР В КВАРТИРЕ НАСТИ. УТРО
Настя открывает дверь. Входит мать (50-55) - энергичная, очень модно одетая женщина с идеальной прической. В ее руках сумки с продуктами.
МАТЬ (снимает пальто и обувь) Настя, тебе через 20 минут выходить, а ты все ходишь не одетая, не накрашенная. Опять пойдёшь в чем попало, как попало. О чем ты думаешь?
НАСТЯ Доброе утро, мама.
МАТЬ (целует Настю в лоб) Доброе утро. Настя, дочка, тебе уже тридцать. Надо что-то делать.
Настя уходит на кухню. Мать идёт за ней.

10. ИНТ. КУХНЯ В КВАРТИРЕ НАСТИ. УТРО
Настя садится за стол и продолжает пить чай.
НАСТЯ Давай будем что-то делать, мама. Что?
Мать ставит сумки на пол, оглядывает кухню. На ее лице недовольство. Она начинает разбирать сумки.
МАТЬ Опять не ешь ничего. Для начала – наряжаться! Ты замуж собираешься?
НАСТЯ Какая связь?
МАТЬ Настя! Твой ум со стороны не видно! Надо же как-то привлекать к себе внимание. Хочешь взять мое колье?
НАСТЯ (встаёт и несёт кружку к раковине) Мам, я пойду? Ребята ждут.
МАТЬ Опять ребята. Настя, за ребят замуж не выйдешь. Надо что-то делать, куда-то ходить, с кем-то встречаться. Кстати, ты помнишь, что сегодня ты должна принести мне заявку на конкурс? Помнишь, я говорила тебе, что у нас новый сотрудник? Виталик. Молодой. Очень симпатичный. Полноват, правда, но и что? Он сегодня тоже будет у меня. Ты когда придёшь?
НАСТЯ (прислоняется к дверному косяку) Мама, мы не будем участвовать.
МАТЬ Как это не будете?
НАСТЯ Кто-то стащил папку, в которой собраны все документы для заявки. Восстановить все за один день мы не успеем. Поэтому... поэтому я пошла. Ты закроешь? (уходит с кухни)
МАТЬ (продолжая разбирать продукты) Подожди, я тебя подвезу. Нет, как это не будете участвовать?
Настя возвращается.
НАСТЯ Это даже к лучшему. Никто не будет говорить, что ты меня пропихиваешь. Прости. Составляешь мне протекцию. Мне кажется, всех хлебом не корми, только дай напомнить мне, кто моя мама. Все к лучшему. (уходит с кухни)
МАТЬ Нет, подожди, как стащили? надо найти, надо же что-то делать! (идёт за Настей)


9. НАТ. ДВОР ЖИЛОГО ДОМА. УТРО
Настя выходит из подъезда в брюках, свитере, куртке, кроссовках, с рюкзаком, за ней выходит мать.
МАТЬ Ты точно не хочешь, чтобы я тебя подвезла?
НАСТЯ Точно, мам, пока!
Настя целует мать и идёт по двору. Мать стоит и смотрит ей вслед. Настя видит дворника, улыбается ему.
ДВОРНИК Доброе утро, Настасья Петровна. На работу?
НАСТЯ Доброе утро. Да. (вдыхает октябрьский воздух, как будто собираясь с силами) Пойду.

9. ИНТ. КАБИНЕТ ХИМИИ. УТРО
В классе собираются ученики. СОЛОМЫКИН, ПАЧИН, БОЧКАНОВА, ЕРМИЛОВА И РАССКАЗОВ сидят отдельно.
СОЛОМЫКИН Интересно, что нам сейчас скажет Настюша. Может, она нашла папку?
БОЧКАНОВА Я на это сильно надеюсь,  иначе что же, целый год псу под хвост?
ЕРМИЛОВА (иронично) Мы же хотели изменить мир к лучшему. Ага. Как же. Так нам и дали. Производство пластика - это бизнес. Его никто не запретит.
РАССКАЗОВ Да, конечно, конкуренты узнали о нашем гениальном плане, пробрались в школу и выкрали все материалы. Кому это надо?
СОЛОМЫКИН А я и правда хочу изменить мир. Вчера опять смотрел видео о мусорных островах. Это капец. Сплошной пластик. Надо найти папку. 
ПАЧИН Что-то тут не то. Настюша что-то нашла под столом. И она слишком легко сдалась, это на неё совсем не похоже.
Входит Настя.
СОЛОМЫКИН,ЕРМИЛОВА,РАССКАЗОВ, БОЧКАНОВА И ПАЧИН (вскакивают и хором орут) Здрррасьте, Настасья Петровна!
Настя улыбается.
СОЛОМЫКИН Ну что, Настасья Петровна, нашлась папка? Что делаем?
НАСТЯ Боюсь, что нет, Серёжа. Боюсь, что нам придётся забыть о конкурсе.
ПАЧИН Как забыть? Мы же так все это хотели сделать! Настасья Петровна, как вы так быстро сдаётесь? Почему? Это же ваша мечта! Вы же сами говорили! Давайте что-нибудь делать! Пойдёмте к директору.
БОЧКАНОВА Ее сегодня нет.
ПАЧИН Поехали к ней домой!
НАСТЯ Ваня, ты же знаешь, там есть документы, которые делаются несколько дней. Мы просто не успеем.
РАССКАЗОВ Но мы же не можем просто сдаться, оттого что какой-то урод решил спереть нашу заявку!
НАСТЯ Рассказов, держи себя в руках. Я сказала, это всё. Простите, ребята. Давайте начинать урок. Другие ни в чем не виноваты.
Рассказов хватает вещи и быстро выходит из класса. Все остальные смотрят на Настю. Она отворачивается к окну, потом уходит в подсобку.

10 НАТ. У ПРОДУКТОВОГО МАГАЗИНА. ВЕЧЕР
Настя выходит из магазина с сумкой продуктов, идёт по улице, сворачивает во двор.

11 НАТ. ДВОР ЖИЛОГО ДОМА. ВЕЧЕР
Настя входит во двор, подходит к подъезду, входит в подъезд.

Две недели спустя

12. ИНТ. АКТОВЫЙ ЗАЛ В ШКОЛЕ. ДЕНЬ
Настя сидит в зрительном зале в окружении коллег, ни с кем не разговаривает. На сцене стол, покрытый зелёной тканью, директор, ещё несколько учителей.
ДИРЕКТОР. Коллеги, теперь о приятном. Позвольте мне поздравить с юбилеем нашу дорогую Марию Петровну. Николай Васильевич, принесите пожалуйста букет. Мария Петровна, будьте здоровы и будьте с нами! Сколько учеников прошло через ваши чуткие руки, вашу заботу, ваш профессионализм - не перечесть.
Николай выносит из-за кулис на сцену букет, спускается в зал, проходит и дарит букет пожилой учительнице, которая сидит недалеко от Насти. Настя смотрит на Николая, а Николай не смотрит на Настю.Настя переводит взгляд на сцену и от удивления подаётся вперёд. На сцену поднимается ее мать. Мать кивает учителям, сидящим на сцене за столом, подходит к микрофону.
МАТЬ. Коллеги, добрый день. Мое сегодняшнее появление здесь вызвано очень приятным событием. Все вы знаете причину моего особого отношения к вашей школе, и именно эта причина заставила меня приехать к вам сегодня лично. Не буду вас томить. Итак, в конкурсе научных проектов под названием «Наш город» победил проект «Использование биоразлагаемого сырья для производства бытового пластика и влияние биоразлагаемого пластика на экологию планеты». (Настя вцепляется в кресло) Его подготовили ученики 11 класса и учитель химии Носкова Анастасия Петровна. Анастасия Петровна, пройдите на сцену пожалуйста.
Раздаются аплодисменты. Ошеломлённая Настя идёт на сцену. Она становится рядом с матерью. Ее лицо выражает недоумение. Она сжалась от смущения.
МАТЬ. Конечно, на всю планету мы не замахнёмся, но  администрация приняла решение, что в масштабе города мы запускаем производство бытовых изделий из биоразлагаемого пластика. Документы о финансировании уже подписаны. Держите диплом, Анастасия Петровна. Я горжусь тобой, дочка.
Слёзы наворачиваются на глаза матери и Насти. Мать и Настя обнимаются. В дверях стоят ЕРМИЛОВА, БОЧКАНОВА, ПАЧИН, СОЛОМЫКИН, РАССКАЗОВ, счастливо улыбаются и аплодируют Насте вместе со всеми.

13. НАТ. ШКОЛЬНЫЙ ДВОР. ДЕНЬ
Окно одного из кабинетов на первом этаже открывается.

14. ИНТ. ПОДСОБКА В КАБИНЕТЕ ХИМИИ. ДЕНЬ
Настя открывает окно настежь и поворачивается к матери. Мать стоит у двери.
МАТЬ Настя, простынешь.
НАСТЯ Мама, подожди. Я слишком долго ждала от тебя этих слов. Дай мне ещё немного побыть в этом.
Мать садится за стол.
МАТЬ Хорошо. Я действительно горжусь тобой, дочка. Но окно все же закрой. Октябрь на дворе.
Настя закрывает окно, подходит к шкафу, достаёт чай, чашки, сахар, включает чайник, садится напротив матери.
НАСТЯ Мама, я все-таки не понимаю. Как это все случилось? Я ведь не подавала заявку на конкурс. У нас действительно украли папку со всеми документами.
МАТЬ (загадочно улыбаясь) Это странная история. В день подачи заявок мне позвонил какой-то мужчина и начал долго и громко рассказывать, что в одной из школ города есть потрясающий научный кружок и потрясающий научный проект по химии, но авторы не заявляют его к участию, потому что не верят в победу. Он был очень убедителен. Я согласилась принять проект без авторов. Вечером его кто-то оставил у нас на проходной. Охрана мне его передала.

15. ИНТ. ШКОЛЬНЫЙ КОРИДОР. ДЕНЬ
Настя и мать выходят из кабинета Насти и идут по коридору. Мать в пальто.
МАТЬ Настя, кто он? А вдруг поклонник?
НАСТЯ Ма-ма!
МАТЬ (смеется) Когда я утром открыла конверт и увидела папку с номером вашей школы и нашей фамилией, я пришла в недоумение. После того, что ты мне рассказала дома. Проект я, конечно, изучила, но я ведь не принимаю эти решения. Я отнесла папку в комиссию, а дальше уже все решилось без меня. Ты знаешь, этот мужчина был так настойчив и так громко кричал в трубку, что я до сих пор слышу его голос.
Они проходят мимо кабинета биологии. Оттуда слышен голос Николая.
НИКОЛАЙ Итак, живая природа. Богомолов, я говорю, живая природа. Ты помнишь, что это?
МАТЬ (удивленно останавливается) Вот он, этот голос. Опять.
Настя поднимает на неё глаза, секунду смотрит на неё и подходит к двери в кабинет биологии. Открывает дверь.

16. ИНТ. КАБИНЕТ БИОЛОГИИ. ДЕНЬ
Николай видит, как открывается дверь, и в класс входит Настя. За ее спиной он видит ее мать. Ученики встают. В классе возникает тишина. Николай молча смотрит на Настю. Настя молча смотрит на Николая.