Жизнь без прикрас 8

Анна Боднарук
                ***
     Вторую фотографию сын прислал гораздо позже, и это тоже из коллекции садовых приключений.
     Участок у него небольшой, всего четыре сотки. Но и на этом клочке земли много чего происходит. Так получилось, что хозяева садов, соседствующих с садом сына, покинули этот мир. Земля стала зарастать дикорастущими травами, которые имеют сильно разветвлённые корни, А корни границ не признают. Пришлось ему вкапывать в землю листы шифера, чтоб спасти свой огород от этой напасти. Наземная часть этих растений тоже не подарок. Защитой от них высокий забор. А забор – это граница. И эту границу все уважают, кроме кошек и птиц. И те, и другие вреда не приносят, скорее наоборот – с ними как-то веселее.
     Вот, однажды, когда подросли маленькие воробушки и вылетели из гнезда, облюбовали они Гришин забор. Пищат, чирикают и, как водится – дерутся между собой. Урезонить эту крикливую ватагу даже родителям не удаётся. А хозяевам огорода наблюдать за ними одно удовольствие, да ещё заснять, если удастся поймать момент удачи. Среди присланных фотографий есть одна. Драчливые воробушки бывают очень агрессивные. А верхний край забора – это всего лишь узкая деревянная полоска. Вот один другого столкнул с забора. Мать, спасая малыша в последнюю долю секунды, поймала клювом его за пёрышко крылышка. Он и висит, цепляясь скользящими лапками по крашеной поверхности штакетника. Что было дальше мне, конечно, не ведомо, но этот момент остался в кадре. Одно ясно: мамы везде одинаковы, бросаются на помощь детям. Жаль, что дети об этом быстро забывают.

                ***
      Рябина, рябина! Это дерево возле каждого садового дома растёт. О ней стихи слагают, песни поют. Она - родная, в грусти и в радости рядом. Красивое дерево, но не сказать, что «свет божий затмевает», но всё же. Осенью все краски в себя вобрала её листва: и тебе жёлтые, и оранжевые, и красновато-бурые, а что зелёные, так, какой листик ни возьми, другого такого по цвету не подберёшь. Веточки гладенькие, она даже безлистая хороша, ни шипов, ни корявины. Ну, плоды, конечно, на любителя. Да и то сказать, на безрыбье и рак - рыба. Это тебе не вишня с черешнею. Сибирь, как ни как. Но гроздочки красивые. Для красоты несколько веточек на балконе разложу. Всю зиму в окно смотрю, лето вспоминаю. Даже листики не так, чтоб очень форму потеряли. Синички клювиками в стекло стучат, мол, что зажилила? Поделись! Не тебе одной Природа такую красоту вырастила…
     Прямо скажу: - рябина – дерево не строительное, но душе радость несёт, а это дорогого стоит.

                ***
     Медленно и тяжело, по крайней мере, для меня, тянулись семидесятые годы. В нашей семье подрастали два сына. А ещё был сад и множество всякой домашней работы, помимо работы на производстве, которая считалась моей обязанностью. Если какую-то работу мои руки не успевали сделать, то мой муженёк строго спрашивал: «А чо у тебя это не сделано?» И это значило, что я плохая хозяйка и он разочарован во мне, и тут уж он позволял себе это «горе» залить спиртным…Обычно в выходные дни, мой Николаша с самого утра искал повод к чему бы придраться, доводил меня до слёз и, хлопнув дверью, уходил искать приключений на свою толстую задницу. Я же, переделав всё и вся дома, собирала детей  и ехала с ними в сад. Грядки – это тоже была моя обязанность. Сыночки мои тогда были садикового возраста и пешком идти до сада для них казалось далеко и утомительно. Мне было жалко их, о себе я уже молчу, поэтому, каждый раз старалась вести детей по другой улочке. Дети заглядывали в чужие дворы и так, шаг за шагом, всё ближе и ближе к нашему саду, чтоб потом, через каких-то пол часа они начинали спрашивать: «Когда домой пойдём?» А домой мне идти не хотелось. Ничего доброго меня там не ожидало, а терпеть выходки пьяного идиота, мне до крайности надоело. Однако моё деревенское воспитание заставляло меня терпеть, дескать – судьба такая. Понимала, что ждать и надеяться на что-то лучшее уже не приходилось, но у меня двое детей и ради них везла семейный воз. И так день за днём. Работа на производстве, домашняя работа, работа в саду, дети и вечно пьяный муж со своими придирками, ибо он – хозяин жизни, я – типа бесплатной прислуги, а дети не смели даже вслух плакать…
     Однажды, в самый прекрасный день, когда, почти в каждом саду цвела яблоня, шли мы, я и дети, в свой сад, уже и не припомню какой улочкой шли. Я несла тяжёлые сумки, а дети то капризничали, то отставали, то убегали вперёд, чего я боялась больше всего на свете. А вдруг из-за какой-то калитки выбежит собака или случится ещё какая-то неожиданность… До сада ещё далеко, (автобусы тогда ещё не ходили и грунтовая дорога – ухабы да лужи), а руки от тяжести уже устали, хотелось сесть и заплакать, но я бы наверное так и сделала, если бы это хоть немного облегчило мою жизнь… Просто шла и шла, потеряв ко всему всякий интерес. Вдруг дети чем-то заинтересовались, резко сорвались с места и побежали вперёд. Где-то, в конце улицы, на дороге стояло несколько человек и через низкий штакетник, смотрели в огород. Дети добежали до того места и тоже начали туда смотреть. Наконец и я дотелипалась со своими сумками к тому месту. Уронила сумки прямо на дорогу, стою, растираю затекшие пальцы и пытаюсь понять, что в этом огороде такого интересного, что даже мои галчата рты раззявили. Рядом стояли и другие дети, только немного старше моих. А у калитки стоял мужик «навеселе» и убедительно, и в то же время бессовестно врал слушателям – неопытным в житейских вопросах детям. И весь его рассказ сводился к тому, что: грачи весной прилетают, скворцы и ласточки из тёплых стран прилетают. А вот сегодня, в наши края коты прилетели. Вот, мол, они, сидят на ветках цветущей яблони и отдыхают, после трудного перелёта. Дети, которые постарше, сомневались в правильности его суждений, дескать,  коты не умеют летать, да и крыльев у них нет. Младшие верили в сказку… это особенные коты и прилетели они из-за моря. Этого моря никто в их возрасте не видел, поэтому верили, ведь им постоянно твердили: взрослых надо слушаться и не уточняли, что взрослые не всегда это именно те люди, которые могут научить чему-то хорошему.
     Я постояла, отдохнула и пошла с детьми дальше. Мои мальчишки строили догадки, что может быть и в наш сад прилетят коты. А ещё спорили: из чего сделаны их крылья и какие у котов должны быть перья?.. Я их слушала и молчала, не хотелось мне их разочаровывать. Да и как-то стыдно мне было перед этими малышами за то, что взрослый дядька беззастенчиво врёт… Про себя же думала: сколько яблонь в садах, а вот, поди ж ты, именно эту яблоню они облюбовали. Котов же было больше десятка и все светленькие с небольшими пятнышками. Этакий весенний букет – коты и праздник цветения яблони. Всё самое красивое в одном месте.

                ***