Фалес. начало. аквацентризм

Алексей Коваленок
Традиционно первым западным философом в подлинном смысле этого слова (=ФИЛОСОФИЯ КАК МЫСЛЯЩЕЕ РАССМОТРЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ!) является Фалес (около 640 – 560 годов до новой эры или по другим данным – 625 - 547). Да, Фалес уже мыслит именно философски, поскольку «практически – жизненный горизонт мировосприятия не мешает ему, во – первых, прорвать этот горизонт, выйти за него и охватить мир как целое, в его всеобщности и полноте, а во – вторых, увидеть этот мир из одной единственной точки, полагаемой одновременно в качестве источника-первоначала существования самого мира» . Как отмечают авторы известного французского издания, посвященного греческой мысли, величие Фалеса в том, что он «помыслил самую возможность исследовать начала явленного людям мира; он рассудил, что начала эти должны быть внутренними по отношению к миру; он счел, что здесь соблюдена величайшая экономия (существует, полагал он, лишь одно – единственное начало); и, наконец… он попытался сделать свое начало системным. Фрагментарно известное нам учение Фалеса своеобразно и даже странно. Однако за внешней странностью его суждений мы видим человека, который первым выразил научные умозрения и мыслил природу рациональным образом» . Остановимся теперь на характеристике его философских идей. Он был первым, кто поставил проблему первоначала (архе), то есть задумался над вопросом: из чего произошло все? Ответ Фалеса был: архе – это вода. Вот такой своеобразный аквацентризм. Но здесь, конечно, надо иметь в виду, что вода Фалеса – это вовсе не то, что мы пьем, что течет в наших водоемах, это не обычная, эмпирическая вода – нет, вода Фалеса – это жидкая, текучая, божественная философски понятая первосубстанция, первоначало, которое обволакивает собой все, содержит некую энергию, передающуюся всему остальному. Она производит все вещи, обособляет их из себя, дает им существование, но по истечении определенного срока вновь растворяет их в себе. По этому поводу вспоминаются стихи Тютчева, которые могли бы послужить прекрасным эпиграфом к учению Фалеса о воде:
Когда пробьет последний час природы, состав частей разрушится земных
Все зримое опять покроют воды, и божий лик отобразится в них.
А вот со страниц гетевского «Фауста» сам Фалес восклицает:
Вся жизнь из воды происходит.
Вода все хранит, производит.
Когда б не скоплялся туман,
И туч не рождал океан,
И дождь не струился ручьями,
И реки, наполнившись, сами
Опять не впадали в моря,
Где были бы горы со льдами,
Долины и все мирозданье?
Вода из себя все творя,
Все зиждет, вся жизнь в океане!
Очевидно, что здесь имеется в виду не просто эмпирическая, конкретная, определенная вода, но вода как «материнское лоно всех вещей», как субстанциональное первоначало, которое скрыто в круговороте открыто проявляющихся стихий, которое оплодотворяет своей энергией все сущее и дает этому сущему силу воспроизводиться вновь и вновь в бесконечных формах и проявлениях. Вот такой вот своеобразный аквацентризм, где вода выступает в качестве философски осмысленного, живительного, творческого, мирообразующего, все собой оплодотворяющего начала. Вода здесь, по сути, прообраз материи, бесконечной и неисчерпаемой, неистощимой в своих бесчисленных индивидуациях, модусах и проявлениях.
Почему именно вода была избрана Фалесом в качестве первосубстанции? Очевидно, что Фалес, как внимательный и наблюдательный мыслитель, «фисиолог», не мог не заметить, что в основе всей жизни лежит именно вода: пища содержит воду, сперма всех живых существ влажная, что все живое рождается из воды и живет за ее счет. Ну и, кроме того, не следует забывать, что Греция была морской державой, талассократией, что море, водная стихия, водные просторы играли в ее экономической и социально – политической жизни, в менталитете и самосознании древних греков очень важную роль. (Кстати, Милет – родной город Фалеса, был крупным портовым городом, где море играло и огромную социально-экономическую роль в плане торговли, хозяйственного, финансового обмена). Это обстоятельство тоже не следует упускать из виду. И недаром уже у древних поэтов, рапсодов, мудрецов звучала тема рождения всего сущего из Океана = могучей водной стихии. Фалес, вполне возможно, лишь углубил, систематизировал, теоретизировал эту мысль, сделал ее предметом специальной философской рефлексии. Можно согласиться также и с тем, что вода Фалеса – это «инстанция весьма особая. Это невидимая живописная мирообразующая пластика, которая выступает под видом различных стихий, вовлекающихся в круговорот, а потом возвращающихся к первооснове», что она означает и являет «глубинный изначальный опыт бытия», саму «плоть бытия». Вода – «это одновременно материальная субстанция, обобщенное рассудочное понятие, мифологическая инстанция, богиня, высшее присутствие, великая мать, плоть бытия, интуиция холоса. Вода – первооснова проявления… Вода проявляет себя через жизнь. Жизнь проступает сквозь формы, тела и существ тотально и целостно. В мире нет пустот, есть только вода – явная и скрытая. Это вода души, из которой слеплены тонкие аспекты людей, зверей, богов, предметов, сил… Души – струи божественной воды, которые движут тела, питают их внутренней самодержавной энергией. Вода – двигатель мира, движение вещей – ее след» . Единственное, в чем мы, например, не можем согласиться с этим цитировавшимся выше исследователем, так это с тем его заявлением, что в фигуре Фалеса нет будто ничего, что позволяло бы считать его философом, абсолютно ничего, считает А. Г . Дугин. Фалес – мудрец, прорицатель, жрец, носитель сакрального опыта, но никак не философ. Мы с такой категоричной оценкой все же не согласны, и мы как раз доказывали и обосновывали выше, что Фалес своим «ослепительным приглашением к мышлению о воде» (А. Г. Дугин) уже принадлежит совершенно иной – философской традиции осмысления бытия, хотя, конечно, тени мифопоэтического прошлого витают и над ним.
Космосом, согласно Фалесу, управляет Божественный разум – Бог или его сын (Зевс). Однако здесь Фалес противоречит сам себе: ведь он говорит, что древнее всего Бог, ибо он никем не рожден. Но тогда непонятно, что же все – таки древнее, что же является первоначалом – Бог или вода. Но возможно, что вода – это и есть само Божество, что они тождественны, и, может быть, именно в этом смысле и следует понимать слова Фалеса о том, что все вокруг полно Богов, то есть это значит, что все пропитано Божественным первоначалом = водой. Хотя, этот вопрос остается дискуссионным и до конца нерешенным . Так, авторы одного справочного фундаментального издания находят, что панпсихическое божество Фалеса можно истолковать как демиургический принцип (нус), оформивший первоначальный водный хаос в упорядоченный мир и «пронизывающий» его в виде дыхания = пневмы (какие-то стоические реминисценции – А.К.). Эти же авторы указывают, что эта система имеет весьма близкие параллели в других ближневосточных космогониях и, вероятно, генетически связана с древнеегипетской фиванской теологией Амуна (творящего земной диск из первобытного океана Нун и пронизывающего весь мир как некое «жизненное дыхание»), переосмысленной и переработанной в духе милетского натурализма и рационализма. А вообще, заключают они, в основе архаической биоморфной онтологии Фалеса лежит отождествление понятий «бытия» и «жизни»: все, что есть, живет; жизнь необходимо предполагает дыхание и питание; первую функцию выполняет псюхе (божество), вторую (тофическую) – вода. Таким образом, материя здесь понимается как пища или семя космического организма. Эта традиция биоморфного космотеизма идет от Фалеса, через Анаксимена, Гераклита – к стоикам.  Об этом -  Античная философия: Энциклопедический словарь. – М.: Прогресс – Традиция, 2008. – С. 744. Но опять же встает вопрос: насколько все эти интерпретации аутентичны собственно фалесовскому пониманию, а насколько отражают мировидение позднейших толкователей и комментаторов? На наш взгляд, толкование Фалеса в духе терминов и интенций стоической доктрины спорно и нуждается тогда уж в дополнительном раскрытии и обосновании.
Г. В. Хлебников, к примеру, находит, что Фалес уже вполне осознал и артикулировал основные атрибуты божества, которые станут общепринятыми в западной философской теологии: не имеющий ни начала, ни конца нерожденный бог, справедливый Создатель мира (а это значит, что мир – сотворен), который Он наделил красотой. При этом создаваемый мир, Космос (и все, что в нем) оказывается артефактом, который затем (уже в платоновском «Тимее») будет фактически признан искусственно созданным разумным существом. Фалес называл Бога Ум, тем самым также отчеканив как термин, так и основной атрибут Абсолюта. Так полагает Хлебников. А дальше исследователь прямо заявляет, что, по его мнению, Фалес вовсе не был гилозоистом, гилопсихистом, анимистом, но был он …. теистом, утверждавшим прямое влияние бога на мир и признававшим Универсум созданием божества. И в подкрепление своей мысли Хлебников ссылается на авторитет П. Флоренского, заявлявшего, что  вся античная философия начиная с Фалеса и заканчивая поздним платонизмом вела к богу, но только переломным, надрывным путем . Интенция мысли данного автора вполне понятна и имеет, безусловно, право на существование. Он всю античную философию рассматривает как теологию. Но все - таки нужна осторожность в обращении с дошедшими до нас фрагментами и с интерпретацией содержащихся там концептов (в частности – понятие Бога). При всем уважении к Г. В. Хлебникову, по нашему скромному мнению, из дошедших скупых фрагментов Фалеса (если только не допускать над ними целенаправленного насилия) никак не следует, что он был теистом. Из авторитетных философских словарей следует, что теизм – это философское направление, признающее существование личного и единственного Бога = персоны, находящегося вне мира, абсолютно трансцендентного миру, сотворившего его актом своей свободной воли и могущего в любой момент вмешаться в ход его событий. Из дошедших до нас высказываний Фалеса никак нельзя сделать столь далеко идущие и экстравагантные выводы. Мы все же придерживаемся традиционной точки зрения, полагая, что Фалес склонялся к пантеизму, и что приписывать ему более позднее теистическое и даже монотеистическое, персоналистское толкование и понимание Бога нет никаких оснований. (Впрочем, в скобках еще и еще раз подчеркнем: вопрос о том, что такое Бог у Фалеса, в каких отношениях он находится с Универсумом является (и, вероятно, еще долго будет являться) дискуссионным и предполагающим самые разные трактовки и прочтения. И это нормально, но важно только стараться не допускать ненужного насилия над дошедшими текстами, не подгонять их под свою, заранее сочиненную концепцию, и не выдавать свою, имеющую право быть, точку зрения, свое мировидение за будто бы стопроцентно установленное мировидение древнего мыслителя. Мы уже и ранее обращали на это внимание, когда говорили о попытках трактовать Фалеса с позиций стоицизма). Фалес также, по нашему мнению, был как раз панпсихист, то есть считал одушевленными все, даже неживые предметы (так, он приписывал душу магниту). Он задумывался над устройством Земли и полагал, что Земля – это плоский диск, покоящийся на воде. Когда вода колеблется, то Земля приходит в движение, и происходят землетрясения. Фалес занимался также и астрономией и предсказал солнечное затмение, которое действительно произошло 28 мая 585 года до новой эры. С Фалесом связана также одна весьма забавная и в то же время поучительная история. Сограждане посмеивались над чудаковатым и витающим где – то в облаках философом. И тогда Фалес решил преподнести им предметный урок, показать, что и философия может быть полезна. В один год он по известным ему астрономическим и климатическим приметам  вычислил, что на будущее лето будет хороший урожай маслин и скупил по дешевке все маслодельни в городе, которые сограждане с радостью ему продали, так как в данный год урожай был очень плохой , и эти маслодельни простаивали без дела, и никто даже и подумать не мог, что через год эти маслодельни весьма и весьма пригодятся. По прошествии года, действительно, был небывалый урожай маслин, но обрабатывать эти плоды люди могли только в маслодельнях, которые были собственностью Фалеса (он был монополистом в этой области). Он же брал за пользование этими своими предприятиями очень большие деньги, и многие владельцы маслиновых плантаций просто разорились. Затем Фалес потратил все вырученные таким путем деньги на нужды своего родного города, так как, конечно же, не жажда обогащения двигала им. Просто он хотел этим показать, что и философы могли бы обогатиться, если бы их взор не был бы направлен на более возвышенные вещи. На сограждан Фалеса вся эта история произвела неизгладимое впечатление, и его авторитет небывало возрос. Итак, с Фалесом человеческий логос отправился в бурное плавание по волнам мысли, которое, начавшись две с половиной тысячи лет назад, не прекращается и по сей день. Именно он впервые подошел к проблеме субстанции, сформулировав вопрос о начале мира уже совершенно иначе по сравнению со своими предшественниками предфилософами: если они спрашивали – кто родил мир, то Фалес отказывается от примитивного антропоморфизма и ставит вопрос совершенно иначе: из чего все произошло, то есть у него вода – это начало не генетическое, но онтологическое, некий элемент, субстанция, лежащая в основе вещей, то, что объединяет все многообразие предметов (ведь субстанция буквально по – гречески означает «под – лежащее или лежащее под»). В этом заключается огромное и непреходящее значение Фалеса для истории мировой философии, в анналах которой он навсегда остался как первый европейский философ и мыслитель.