Идея портфолио-клуба для ВУЗов

Виталий Демешко
Публицистическое эссе

Знак информационной продукции: 12 +

1.

В системе высшего образования Российской Федерации за последние годы произошли различные изменения. Некоторые из них столь кардинальны, что полностью изменили профессиональную деятельность участников образовательного процесса. Но есть инициативы вполне соответствующие требованиям сегодняшнего дня и улучшающие результаты деятельности обучающихся. Одной из подобных инициатив я считаю введение студенческого портфолио.
Портфолио – это информационный ресурс, привязанный к порталу или сайту университета, в котором размещена основная информация, наградные документы, отчёты по практикам, курсовые и творческие работы, научные статьи студента, а так же иная информация о его заслугах и достижениях.
Несмотря на требование вести такие портфолио, некоторые образовательные учреждения или отдельные студенты относятся к его заполнению чисто формально, не считая чем-то особенно значимым. Хотя, по моему мнению, такая недооценка этого ресурса является необоснованной.
Вот некоторые цели, которые, на мой взгляд, достигаются посредством ведения портфолио:
1. Публичная демонстрация результатов вовлечения студентов в профессиональную, проектную и общественно-значимую деятельность;
2. Повышение самооценки студента;
3. Позитивное влияние на его социализацию;
4. Использование портфолио как формы отчётности для государственного экзамена, являющейся обязательной для некоторых специальностей (например, журналистики, педагогического образования, всех видов искусства и т.п.);
5. Подготовка к самопрезентации студента на рынке труда.
Конечно, не все эти цели реализуемы и обязательны. Но достаточно достижения хотя бы одной из них, чтобы посмотреть на портфолио как на позитивный опыт, достойный вложения времени, усилий и способный принести впоследствии вполне ощутимые результаты.
Помимо этого, портфолио студентов тщательно проверялись во время аккредитаций. Да и сами ВУЗы с их помощью демонстрировали потенциальным работодателям своих лучших выпускников. (Где-то я даже слышал идею, платного доступа работодателей к ВУЗовским портфолио для подбора необходимых кадров).
Так или иначе, наполнение портфолио – актуальная тема для ВУЗа, и в данном очерке я решил поделиться с читателями свой идеей о решении данного вопроса.

2.

Моя идея проста – создать факультетское (институтское), либо даже общеуниверситетское (для небольших ВУЗов) студенческое сообщество под условным названием «портфолио-клуб».
Его заседания целесообразно проводить не реже одного раза в месяц (но не чаще одного раза в две недели) в свободное от занятий время в учебной аудитории либо в библиотеке, оснащёнными средствами мультимедиа и выходом в Интернет. Заседания не должны быть долгими, дабы не наскучить студентам, и могут длиться от тридцати-сорока минут до полутора часов. Их посещение, а так же членство в клубе не должны быть принудительно-обязательными, а исключительно по желанию. Так как главная задача клуба – это помощь в наполнении студентами своего портфолио, то для многих он может выступать в качестве своеобразной «горячей линии» и «технической поддержки» по данному вопросу.
У клуба должен быть свой актив. Это представитель профессорско-преподавательского состава (ППС) (например, заместитель декана по воспитательной работе), а так же не менее двух студентов, заинтересованных в общественно-полезной деятельности. Представителю ППС не обязательно присутствовать на всех заседаниях. Во ряде случаях студенты могут самоорганизоваться, и проводить их самостоятельно.
Каждое заседание следует разделять на три-четыре части.
Вначале каждый из присутствующих говорит о своём портфолио и собственных достижениях, а так же связанных с этим проблемах, если таковые имеются. Затем все участники обсуждают прозвучавшие проблемы, дают советы. Если проблема неразрешима, то её решение откладывается на следующее заседание, а актив клуба обязуется провести по ней специальные консультации с ППС и другими сотрудниками ВУЗа.
Вторая часть заседания может быть посвящена творчеству студентов и может заключаться в презентации реализованных проектов участников клуба (о них – чуть далее).
В третьей части заседания обсуждаются общеорганизационные моменты, и озвучивается информация по времени и повестке следующего заседания.
После этого студенты, не включённые в проектную деятельность клуба, могут уходить, а на четвёртую часть заседания остаются только участники проектов.
Самое первое (сентябрьское) заседание клуба следует проводить в торжественной обстановке, с привлечением представителей ВУЗовского руководства, предварительно проведя комплекс подготовительных мероприятий: размещение информации о клубе на доске объявлений, в Интернет-пабликах и социальных сетях и университетской (факультетской) газете. При этом следует особо подчеркнуть значение портфолио-клуба для первокурсников. Желательно, чтобы они с первых недель обучения были включены в процесс работы над своим портфолио, и активно вливались в студенческую жизнь.

3.

Ради того, чтобы рассказать студентам о заполнении портфолио нет смысла создавать отдельный клуб, достаточно написать об этом на сайте университета. А потому важнейшая функция портфолио-клуба – реализация общественно-значимых и профессионально-направленных проектов.
Такие проекты должны отвечать трём условиям:
1. Они должны быть по силам студентам;
2. Реализация их должна соответствовать требованиям портфолио, и, при необходимости, гарантировать получение соответствующего документа (грамоты, сертификата, научного сборника, удостоверения и т.п.);
3. В проекте может принять участие каждый заинтересованный и обладающий необходимыми компетенциями студент.
Таким образом, клуб не только помогает заполнять портфолио, но и создаёт условия для наполнения его достойным содержанием. Для актива клуба сама работа в нём – это проект, который должен быть поощряем грамотами и сертификатами со стороны университетского руководства. Так же каждый представитель актива должен реализовать как минимум один проект в год с привлечением как можно большего количества студентов. Инициаторами проекта могут выступать и студенты, и преподаватели, и потенциальные работодатели, и представители общественных объединений, спонсоры, учреждения и т.д. и т.п. Как уже отмечалось выше, каждый проект должен быть либо общественно значимым, либо соответствовать профессиональной направленности участвующих в нём студентов.

4.

На мой взгляд, на отдельных (тематических) заседаниях портфолио-клуба так же должны подниматься вопросы правильного ведения паблика и личной страницы в социальных сетях с целью позиционирования своих профессиональных качеств; приобщения молодёжи к цифровой культуре; участие в грантах, конкурсах, соревнованиях, общественных организациях и объединениях.
Так же по желанию могут быть проведены мастер-классы от работодателей и успешных выпускников, или иные интересные студентам мероприятия.
Клуб должен быть хорошо представлен в Интернет-ресурсах ВУЗа. Не исключён его виртуальный формат на базе многочисленных цифровых коммуникаций: Ютуба, Инстаграма, Zoom, Mirapolis, BigBluBatton и т.п.

5.

Целевой аудиторией клуба являются студенты всех курсов, кураторы студенческих групп, а потенциально – и работодатели, и родители, и участники совместных проектов.
Я думаю, что подобная форма внеучебной деятельности поможет студентам не только улучшить профессиональные компетенции, но попробовать себя в общественной жизни, найти новых друзей и успешно реализовать собственные проекты. Ведь самореализация молодёжи в современном мире – сверхактуальная задача.

Рисунок – с сайта mypresentation.ru

20 июня 2021 г.

Полный список произведения автора – по ссылке http://proza.ru/avtor/demits