На Курской дуге

Алла Сторожева
                Посвящается
                моей бабушке,
                Варваре Михайловне.


      К вечеру стихла канонада, начавшаяся с раннего утра, земля не содрогалась от взрывов. Варвара осторожно выбралась из погреба,  где несколько дней пряталась
с детьми.  Летний вечер угасал в дыму и гари, земля и небо слились воедино серой
мрачной пеленой.  С горки, на которой стояло её подворье, видны столбы  дыма и
огня на лугу, и далее за рекой. Густой, удушающий дым поднимался и с другой стороны, с поля,  застилая всё вокруг. И невозможно понять, где наши, а где немцы. 
 
     Варя взяла лопату, и пригнувшись, пошла в огород за картошкой.  Вдруг из
зарослей вишняка кто-то окликнул её слабым голосом:
   -Мать, не бойся подойди, мне нужна помощь. Свой я, наш советский.
Подойдя ближе, увидела молодого бойца, он сидел, привалившись к стволу вишни,
обгоревший, в ссадинах и крови. Левой рукой  зажимал рану в правом предплечье
   -Ослаб я, много крови потерял, не могу подняться.
Варя помогла ему встать и медленно повела к дому.
   -Как звать -то тебя, сынок?
   -Васей.
   -Мой старший, тоже Васенька,  воюет где-то на Севере. Лётчик он.

    Уложив бойца на кровать, сноровисто растопила печь, поставила два чугуна с водой и картошкой. Умыла его, и обработав рану самогоном, присыпала толчёным стрептоцидом, перевязала чистым рушником. Метнулась в сарай за травами, чтобы приготовить целебный отвар. Варя была известной на всю округу травницей, как и её
бабушка-знахарка, в своё время. Накормила Василия картошкой с салом, напоила
отваром трав и он заснул крепким сном. К утру, почувствовав себя лучше, засобирался уходить.

    -Опасно мне тут находиться, да и вас с детьми, не дай бог, подставлю.
    -Да куда ж ты, голубчик, погоди до темноты, видно всё, как на ладони,
убьют же.- Запричитала Варя.
    -Прости, мать, не могу ждать. Мне, умри, надо к своим пробиваться. Вот только бы до зарослей, что под горой добраться.- Обнял её здоровой рукой и сказал:
    -Спасибо Варя за всё! Жив буду, не забуду вовек!
Улыбнулся и медленно побрёл под горку. Варя прильнула к окошку. Сердечко её бешено колотилось, молила бога, чтобы дошёл. Но он вдруг раскинул руки и упал, как подкошенный. Всего несколько метров, не дойдя до спасительной полосы.