Эскиз нравственности

Евгений Бриммерберг
  Поскольку человек должен владеть собой, он должен владеть собой и в другом человеке. Так человек становится объектом покорения. Другой человек тоже должен владеть мной, поскольку я другой по отношению к нему. Но поскольку никто не хочет, чтобы им владел другой, отношения людей конфликтны. Конфликт есть состояние общества, в котором каждый исчерпывает свою власть над каждым. Кто-то господствует, кто-то покоряется. Но это несовершенное состояние общества. Оно было свойственно древнему Риму, в котором еще не было человека, где каждый обретал силу в борьбе с каждым. Это первая свобода, которая гарантирована  бесстрашным разумом, а не истинной нравственностью.
   Любить же самого себя в другом человеке еще более невероятно, чем видеть в нем соперника. Ведь любит в нем человек самого себя, а не того другого, каким этот человек есть. Такая любовь безжалостна и беспощадна, поскольку бесчеловечна: каждый другой остается в ней за пределами внимания и понимания, общество таких людей подозрительно и поверхностно. Любая внешняя причина может разрушить любовь и вызвать распад общества. Люди мгновенно могут возненавидеть друг друга и в состоянии блаженного помешательства приступить ко взаимному истреблению. Века насильственной христианской любви показали это.
  Так что необходимо понимание друг друга. То есть: в другом обнаружить себя другим. Это и есть подлинное состояние общества и его свобода. Но чтобы обнаружить другого себя в другом, надо отречься от себя в себе, не потеряв себя. Ведь если я обнаружу себя в другом, став другим не в себе, а в нем, и потеряв себя в себе, я стану рабом другого себя, а не свободным собой. Необходимо что-то такое, в чем каждый стал бы другим собой в другом, не изменив себе. Это третье есть Бог, в котором каждый обретает понимание себя, не посягая на другого. В Боге каждый может быть кем угодно, поскольку он есть только то, что он есть в любом другом, и любое другое в нем, становясь им, остается собой. Так что это совершенное, свободное общество, где каждый на основе взаимной любви вступает в конфликт друг с другом, обретая понимание и взаимное уважение. Признание другого в себе в качестве другого и себя в другом в качестве себя есть мир, установленный Богом, без которого не было бы человека, ибо человек есть взаимное согласие в установлении разного перед лицом Единого, в котором каждый обретает душу и смысл бытия. Единодушие же основано на ценности субъективного различия, на взаимном признании и любви противоположного.