* * *
Евгению Иванову
Вот он – Христос – в цепях и розах
За решеткой моей тюрьмы.
Вот агнец кроткий в белых ризах
Пришел и смотрит в окно тюрьмы.
В простом окладе синего неба
Его икона смотрит в окно.
Убогий художник создал небо.
Но лик и синее небо – одно.
Единый, светлый, немного грустный –
За ним восходит хлебный злак,
На пригорке лежит огород капустный,
И березки и елки бегут в овраг.
И всё так близко и так далёко,
Что, стоя рядом, достичь нельзя,
И не постигнешь синего ока,
Пока не станешь сам как стезя...
Пока такой же нищий не будешь,
Не ляжешь, истоптан, в глухой овраг,
Обо всем не забудешь, и всего не разлюбишь,
И не поблекнешь, как мертвый злак.
10 октября 1905
Евгений Иванов – практически ровесник Блока, в 910-х – его ближайший друг.
В 1905 г. окончил юридический факультет Петербургского университета.
В 1903—1904 гг. публиковался в журнале «Новый Путь»,
в 1905 г. — в «Вопросах жизни».
В 1907 г. — в альманахе «Белые ночи»
Член Петроградского религиозно-философского Общества и «Вольфилы».
C 1917 по 1928 г. — член Кружка «Воскресение» А. А. Мейера .
Арестован по делу «Воскресения» 11 декабря 1929 г. как "участник к/р церковно-монархической организации А. А. Мейера «Воскресение».
4 января 1942 г., шестидесятилетний, умер в блокадном Ленинграде от голода.
«Википедия»
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока
«…Посвящение.– Ближайший друг Блока Е.П. Иванов постоянно беседовал с ним на религиозные темы; одним из самых острых в этих беседах был вопрос о Христе. По складу характера человек кроткий и незлобивый, Иванов был всецело предан идеям христианской покорности и всепрощения, которые не могли удовлетворить Блока (см.: Максимов Д.Е. Александр Блок и Евгений Иванов /1 БС-1. С. 354-355).»
- "За решеткой моей тюрьмы..." – за той стороной решетки. Лирический герой стихотворения в тюрьме, а Христос заглядывает к нему, являя собой икону в «простом окладе синего неба». А за ним – русский пейзаж.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока
«…В примечаниях к II2 [Блок А. Собрание стихотворений. Кн. 2. Нечаянная Радость (1904-1906). 2-е изд., дол. М.: Мусагет, 1912.](1912) Блок указал:
"Стихотворение навеяно теми чертами русского пейзажа, которые нашли себе лучшее выражение у Нестерова".»
Андрей Белый заметил в этих стихах другое (Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока):
«Страшно, страшно, идти больше некуда в отчаянии, когда… из огорода капустного приходит к поэту все тот же оборотень "Единый, Светлый -немного грустный", когда такую картину рисует поэт своей нечаянной радости» (Перевал. 1907 . .N'2 4. Февр. С. 60)
Для него «Христос – в цепях и розах» – оборотень из капустного огорода. Очевидно, нечто вроде того, кому молились “чертенята и карлики” из «Пузырей земли»:
«…Униженно в траве кувыркаются,
Поднимают копытцами пыль:
«Ты прости нас, старушка ты божия,
Не бери нас в Святые Места!
Мы и здесь лобызаем подножия
Своего, полевого Христа…
Июль 1905»
(Иллюстрация:
Путник.
Михаил Васильевич Нестеров. 1921 г. Холст, масло. 81 x 92.
Государственная Третьяковская галерея
Инв. номер: ЖС-1243
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=1081