В армии всё правильно. Глав двадцать вторая

Макар Кофеин
Капитан Агранович

Заместитель командира роты по политической части в мирное и военное время… главное внимание сосредоточивает на индивидуальной работе с каждым военнослужащим.
Из Устава внутренней службы Вооружённых Сил СССР.

  Лишь только рота вернулась с обеда, меня отыскал Руслан Донченко. Он нёс службу дежурного по роте.
- Слушай, Макс, тебя разыскивает замполит, капитан Агранович. Сказал, найти тебя и срочно к нему в канцелярию.
- Ты не в курсе, что за тема? – удивился я. Но тут же сообразил, что вопрос может быть в том, чтобы подготовить новую политинформацию.
- Ну, всё, пора готовиться к очередному поручению. Он явно навяжет мне тему новой политинформации, - я поделился удручающей мыслью с другом.
- А ты что думал, благодарности просто так объявляются? – Руслан похлопал меня по плечу и сурово продекламировал: - Будешь плохо служить – отчислим тебя из армии! Заберут тебя на гражданку. И будет твоя жизнь поломатая! Ладно, не тушуйся! Он не только тебя вызывает. На очереди ещё два человека из нашей роты.
- Тогда это не то, о чём я подумал.
- Всё, хватит язык разминать, дуй к замполиту и помни об айкидо-тактике. Не забыл учение?
- Как можно, Руслан? При таком учителе!
- Ладно, льстец, меня на болевой приём не возьмёшь. Давай в канцелярию, а то получу за тебя штрафные баллы от капитана! Мне ещё двоих нужно отыскать. – Руслан подтолкнул меня по направлению к канцелярии, а сам устремился в курсантскую массу.

- Разрешите войти, товарищ капитан?
- Входи ефрейтор, входи! Заждался я. Присаживайтесь.
Замполит роты достал мой рапорт из ящика стола и зачитал из него строку о КВВИРТУ.
- Хвалю ваше решение! Армии нужны грамотные дисциплинированные и волевые офицеры. Они вырастают из солдат и гражданской молодёжи. Почему решили поступать? – глядя на меня в упор, задал вопрос капитан. - Знаете, какие нужны документы?
– Характеристики служебная и комсомольская. Копия аттестата, - перечислил я документы, о которых знал.
- Хочу вас поставить в известность о том, что вы идёте на осознанный риск, написав рапорт в КВВИРТУ. В Школе нет разнарядки на это военное училище – другой род войск. Мы, естественно, отправим ваш рапорт по инстанции, Но… Каков будет ответ – неизвестно. Вызов из этого училища может и не придти. Поймите, это училище ПВО и выпускает оно офицеров специалистов по радиоэлектронике. Поэтому и разнарядки отправляет в свой род войск.
Замполит испытующе смотрел на меня, видимо пытаясь понять, что я думаю в ответ на его аргументы.
- Максим, в нашу часть пришли только разнарядки  в авиационные училища: в технические, инженерные, лётные, политическое. Как смотрите на то, чтобы уже сейчас обеспечить себе запас прочности, выбрав авиаучилище из нашей разнарядки. Поймите, что это уже 50% гарантия поступления. А при положительных характеристиках,  хороших оценках на экзаменах и все 100% успеха. Скажите, какой у вас средний балл аттестата о среднем образовании?
- У меня одна тройка по черчению, а остальные оценки «пять» и «четыре». «Пятёрок» немного больше.
- Ну, вот, следовательно, у вас балл не менее 4,5! Это замечательно! Как дела со спортом? Спортивный разряд есть?
- Так точно, товарищ капитан, третий взрослый по тяжёлой атлетике.
- Молодец! Знаю, как не просто получить разряд в этом виде спорта. Сам когда-то пытался поднакачать мышцы в секции штанги. А в школе занимались общественной работой? – замполит хитро прищурил глаза.
«Зачем он интересуется моей общественной работой? Что-то тут не всё прозрачно», – мелькнула предупреждающая мысль.
- Если председатель пионерского отряда класса в школе и спорторг в техническом училище относятся к общественной работе, - значит занимался.
- Вот видите, у вас наработаны отличные лидерские качества до армии! Плюс опыт руководства курсантским отделением! Как посмотрите на моё предложение о том, чтобы переписать рапорт на авиаучилище?
- А что вы порекомендуете?
- А что рекомендовал ваш командир взвода?
- У него очень своеобразный взгляд на принятое мной решение.
- И что же он посоветовал?
Мне не хотелось подводить Негожева, поэтому я не стал откровенничать перед капитаном и раскрывать весь разговор с командиром взвода.
- Он рассказал, какие условия службы в войсках ПВО и где располагаются их части и подразделения.
- И какие гарнизоны запомнились вам?
- Особенно те, что в песках Средней Азии и на островах Северного Ледовитого океана. Ещё отметил, что так, как я полностью здоров, служба рядом с домом мне не улыбается.
- Не совсем уловил мысль?
- Дома, по твёрдому убеждению могут служить только «инвалиды»! – пытаясь скрыть улыбку, объяснил я.
- С ним спорить бесполезно! Он прав на все 100 процентов! - улыбка озарила и лицо замполита.
- Что всё-таки можете ответить по поводу поступления в одно из авиационных училищ?
- Товарищ капитан, на ваше предложение сразу сложно, что-либо ответить. Поступать в училище или нет, я для себя твёрдо решил, что поступать надо. Тем более не хочется терять очередной шанс. Да и солдатам, как я понимаю, дают больше шансов на поступление, чем парням после школы.
- Так это будет уже не первая проба сил?
- Нет, конечно.

 Пришлось вкратце рассказать замполиту о провальных попытках поступления в суворовское и военное училища.
- Меня больше беспокоит вопрос прохождения медкомиссии. Как я понимаю, её будут проводить не в нашем лазарете?
- Вы правы. На медицинскую комиссию кандидатов отправляют в окружной госпиталь. Врачи там высококвалифицированные, да и обследование придётся пройти у всех специалистов. Хочу  отметить тебе, что у Александра Васильевича Суворова было отличное изречение, которое актуально и сейчас: «Всякий воин должен понимать свой маневр». Так вот, твой маневр в настоящее время – отбросит все вредные сомнения, и сделать правильный выбор военного училища для поступления.

Офицер на несколько секунд умолк, задумавшись о чём-то, затем продолжил:
 - Я прекрасно понимаю, какие сомнения сейчас обуревают солдатскую голову. Но и упустить предоставляемый командованием шанс – преступно! Скажу откровенно, я и сам дважды поступал в военное училище. Вначале после школы, а второй раз из армии. Если после школы я недобрал пару баллов и не прошёл конкурс, то из армии с теми же оценками поступил без проблем. Это говорит о том, что в приёмных комиссиях училищ понимают, насколько решение солдата, видевшего армейскую службу, отличается от мальчишеских мечтаний после школы. И это для тебя огромное преимущество. Так что поступай по-суворовски!
 Капитан встал из-за стола  и стал измерять шагами канцелярию: от окна к двери и обратно. Я сидел, опустив голову, и рассматривал свои ладони и пальцы. В голове творился невероятный ураган. Мысли носились вихрем, прерывая одна другую, вылетали за пределы черепной коробки и вновь, словно молнии вонзались в мозг. «Как же поступить так, чтобы не допустить очередной ошибки?

Соглашаться на предложение капитана или идти своим путём, и ехать в КВВИРТУ? А если замполит прав и вызов не придёт? Ведь у меня нет той руки, что будет тянуть и помогать мне! Вот тебе Макс и суворовское наставление! Какой же я тогда воин, если не понимаю свой маневр? Может я всё ещё тот бесшабашный юноша, который лишь поменял школьные штанишки на солдатское обмундирование? Форму надел, а солдатом так и не стал?»
  Капитан тем временем остановился у окна и, глядя куда-то вдаль, произнёс:
- Что касается медицинской комиссии, то за два года в организме произошли большие изменения. В юношеские годы мы продолжаем интенсивно расти, крепнет костная система, наращиваются мышцы. Поэтому результат после прохождения комиссии может быть совершенно иным, чем в школьные годы.

Офицер повернулся ко мне и продолжил:
- Нужно отбросить все сомнения и сделать правильный шаг навстречу своей мечте. Ты понимаешь, о чём я говорю? – пристальный взгляд замполита сверлил меня насквозь.
Я впервые услышал, что замполит обратился к своему подчинённому на «ты». Но это не та мысль, которая сейчас должна меня волновать. Нужно было давать ответ, ради которого меня и вызвали на это собеседование.
- Вы о том, чтобы поступать в авиационное училище?
- Конечно. Зачем осознанно подвергать себя риску? Тем более, что он не оправдан. Есть выбор и его нужно сделать правильно! На моей памяти это третий отбор курсантов в военные училища. Но я не помню, чтобы те, кто писали рапорта в непрофильные училища, получали вызов. Хотя, нет, я не прав! Был один подобный случай три года назад. Курсант написал рапорт в военно-морское училище и поступил. Но это был особый, нештатный случай. Как оказалось, отец этого парня сам был морским офицером, капитаном 2 ранга. На нашем армейском языке – подполковником. И самое главное он служил преподавателем в том самом училище, куда его сын написал рапорт для поступления!  Вот это, как раз и есть пример армейского «инвалида», о котором тебе рассказывал твой командир старший лейтенант Негожев.

  Я молчал и продолжал слушать аргументы капитана. Все они были весомы, словно двухпудовые гири в спортивном уголке, а если говорить о поражающей точности, то улетали не в «молоко», а били точно в «десятку»! Замполит бесспорно был прав. Какой смысл идти вопреки логике в радиотехническое училище, если разнарядка в авиационное училище приоткрывает передо мной дверь наполовину. И не просто приоткрывает, но и даёт весомые преимущества перед мальчишками после школьной скамьи.
Капитан понимая, какие сомнения терзают меня в этот момент, не стал давить на моё сознание. Присев за стол, он вновь взял в руки мой рапорт и пробежал по нему взглядом. Затем выдвинул ящик стола и, достав листок с машинописным текстом, углубился в чтение. Как я понял, это был список военных училищ, из которых пришли разнарядки на поступление.
- Да, в этом году предложений значительно больше, чем ранее. Два лётных училища, три инженерно-авиационных и даже одно политическое. Эх, жаль в моё время, не было авиационно-политического училища! – сокрушённо произнёс офицер, откладывая листок в сторону. Затем погладил значок с буквами «ВУ» на кителе и  продолжил рассуждения.
- Но ничего, в этом году буду поступать на заочное обучение в политическое училище. Глядишь, через 4 года сменю этот значок на «поплавок» о высшем образовании.
- А вы, товарищ капитан, разве не политическое училище заканчивали? – я был удивлён услышанным.
- В том то и дело, что нет. Я закончил Ачинское авиационно-техническое училище. Долгое время был техником самолёта. Но, с учётом моей активной общественной работе в авиаполку, меня выдвинули на политическую работу. Сейчас в армии и на флоте нужны высококвалифицированные политработники с высшим образованием. Именно поэтому ЦК КПСС в 1967 году приняло постановление «О мерах по улучшению партийно--политической работы в Советской Армии и Военно¬-Морском Флоте». Постановлением вводился институт заместителей командиров рот, батарей, эскадрилий по политической части. Этим же постановлением предусматривалось создание высших военно¬-политических училищ по подготовке политработников с учетом специфики видов Вооруженных Сил. Было принято решение о создании семи военно-¬политических училищ в разных городах. Среди них - авиационное в Кургане. В этом году училища осуществят уже третий выпуск офицеров политработников.
 
 Капитан вновь умолк, разглядывая, лежавшие перед ним документы, то мой рапорт, то список военных училищ. Я продолжал сидеть молча. Мозг устал от сверхмерной нагрузки. Мысли отсутствовали, а решение так и не было принято. Советоваться было не с кем. Вся родня осталась в Киеве за тысячу километров от места моей службы. И в этот момент словно издалека прозвучали в голове мамины слова: «Поступай, сынок, в авиационное…»
Я встрепенулся от неожиданности и завертел головой, словно мама могла быть здесь где-то рядом. Естественно, что в канцелярии мы были только вдвоём. Капитан Агранович продолжал изучать документы, ожидая моего ответа. В это время дверь открылась, и в канцелярию вошёл лейтенант Фёдоров.
- Разрешите, товарищ капитан? – спросил он, оценивая взглядом обстановку и пытаясь понять, что происходит. – Тут вас у двери ещё два бойца ожидают.
- Заходите Фёдоров. Это ко мне на собеседование, - объяснил замполит.
- Я только возьму свою тетрадь, и не буду мешать, - ответил лейтенант. Взяв тетрадь, он тут же покинул канцелярию. В открывшуюся дверь я увидел ещё двоих кандидатов в военные училища – Трубаха и солдата из третьего взвода. Пора было принимать решение, и я его принял.
- Разрешите переписать рапорт, товарищ капитан?
- Куда решили поступать?
- В военно-политическое, товарищ капитан!
- Молодец, хвалю за правильный выбор! Из вас будет настоящий политработник. Вот вам чистый лист и ручка – пишите новый рапорт.
Я переписал рапорт и почувствовал невероятное облегчение, словно сбросил с плеч 200-килограммовую штангу.

Через неделю, в сопровождении фельдшера из лазарета, я и ещё шесть курсантов поехали в окружной военный госпиталь в Ригу на медицинскую комиссию.
Я и ещё четверо курсантов прошли всех врачей без проблем. Капитан Агранович оказался прав. Один человек не прошёл комиссию из-за перенесённой в детстве травмы головы. Второго оставили в госпитале для углубленного обследования.
Домой маме я решил ничего не писать. Если не поступлю, чтобы не расстраивалась. Поступлю – порадую письмом уже из училища.

Если все идёт по плану, значит, вы чего-то не замечаете.
Закон Мэрфи