Кабинет уборщицы

Анна Хорошилова
     Пожилая учительница неторопливо шла по улице. Небо было пасмурное, и казалось, вот-вот с него сорвется дождь. «Как назло, оставила зонт дома!» - с досадой подумала женщина.  Около здания почты дворник усердно выметал сухие листья с дорожек; она остановилась у крыльца и обернулась: лицо молодого человека в рабочей одежде показалось очень знакомым. Но решив, что это лишь превидилось из-за плохого зрения, вошла внутрь.

     Учительница шла прямо по узкому коридору, в его конце, около лестницы страшно согнувшись, мыла пол уборщица. Как только женщина прошла мимо, за ее спиной  раздался удивленный возглас:

- Татьяна Владимировна? Неужели?! Здравствуйте!

   Учительница обернулась: перед ней стояла молодая девушка, лет 20 – это была та уборщица,  которая выпрямилась в полный рост.

- Здравствуйте… А вы… - Татьяна Владимировна принялась рассматривать девушку, пытаясь вспомнить.

- Настя я! Настя Тряпкина, ваш 9-В класс. Не узнаете? – девушка сняла косынку, и рыжие волны опустились на ее плечи.

 - А… Настенька, припоминаю. Да как ты тут?

- Работаю, как видите.

- Такая молодая и уборщица? – удивилась учительница.

- Да… - Да… Но ведь такая же работа как и любая другая. Зарплата меня устраивает.

- Помню твой аттестат… - начала было Татьяна Владимировна.

- Что мне эта бумажка? Вот скажите! С горем пополам 3 ставили. – отмахнулась девушка, - Я никуда, ни к чему не стремилась, да и сейчас тоже.

- Как? – ужаснулась женщина.

Перед ее глазами из воспоминаний, предстала пятнадцатилетняя девочка, которой было все равно: как она окончит школу и как сложится ее будущее.

- Учеба – не мое. – сухо сказала девушка. – А вы по какому делу?

- Письмо  сестре отправить. – Татьяна Владимировна взглянула на часы, - Я тогда пойду… почта скоро на обеденный перерыв закроется…

- Да-да. Поспешите… - ответила Настя, отжимая тряпку.


                ***

     Письмо учительница отправила. Направляясь к выходу, Татьяна Владимировна вновь столкнулась  с Настей.

- Там на улице этот, дождь идет. – сообщила девушка.

- Вот беда! Зонт еще забыла… - вздохнула женщина.

- Ой! Так вы не расстраивайтесь. Можете переждать дождь в моем кабинете. Пойдемте. – предложила Настя.

     «Кабинет у уборщицы? Вот так новости…», - подумала учительница.

- Ну, вот – это мои хоромы! – открыла дверь ключом девушка и включила свет.

     Комната выглядела какой-то сжатой  со всех сторон, стены, выкрашенные синей краской, казались кривыми… Половину всего и без того маленького пространства занимал громоздкий шкаф с полками для бытовой химии и инвентаря, в уголке комнаты стояли три стула, а перед крохотным окошком разместился старый шаткий стол.

- Выглядит не очень. – призналась девушка, - Зато интернет здесь ловит отлично! В общем, я не жалуюсь.

- Но ты же такая молодая! Тебе бы поступить куда-нибудь, да жизнь налаживать, - возмутилась учительница.

- Куда мне? Я вас умоляю! Не берут меня во всякие институты и техникумы. Вы не подумайте, я пыталась! Но сейчас меня эта работа устраивает. – лукаво улыбнулась девушка, - Предлагали мыть полы в магазине на соседней улице, так я им и сказала: «На почте грязи меньше, а зарплата больше!». Та директорша скривилась от неприязни… Хм! Она мне тоже не понравилась. А жить нам с мамой не плохо: я еду покупаю, она с пенсии коммунальные оплачивает.

     Татьяна Владимировна слушала и все больше удивлялась: какие мысли и рассуждения озвучивала так громогласно ее бывшая ученица – троечница. Да как философствует – создавалось впечатление, что она совершенно глупа и ко всему равнодушна.

- У меня есть фотография с нашего выпускного! Там и вы, Татьяна Владимировна… Сейчас найду! – заторопилась Настя.

Из старой, заношенной сумки оно извлекла фотоснимок, согнутый посередине.

- Вы там еще молодо выглядите. – заметила девушка.

-Да… а времени, кажется немного прошло… А много раз поступить пыталась?

- Как же. Пыталась достаточно – не приняли ни в один. Потому что вступительные экзамены я красиво провалила. И как-то знаете, дома лучше.

- Печально… - вздохнула Татьяна Владимировна.

     Настя разгладила смятую фотографию, где красивые ребята в школьной форме стояли в тени леса и улыбались. В стекло маленького окошка хлестал дождь. Учительница надела очки, чтобы лучше разглядеть своих выпускников.

- Ох, совсем зрение испортилось! – воскликнула она с горечью, - Скажи, Настенька, а вот на фотографии рядом с тобой не Саша? Белокурый такой...

- Да… Вроде он. – девушка взяла в руки фото и присмотрелась, - Да-да. Саша. Вы его не видели разве? Он тоже здесь работает.

- Неужели? – всплеснула руками женщина, - Он же так хорошо учился… экзамены вступительные сдавал…

- Хорошо –нехорошо! Вот он – не далеко ушел… жизнь так сложилась. – вздохнула Настя.

- Я думала, у него все хорошо… а как к почте подошла – увидела молодого человека… решила, что показалось – не он.

- Вот задача! – поднялась с места девушка, - Дождь льет, а Саша все метет! Совсем себя не жалеет. Пойду, позову его… - она вышла.

     «Саша и в школе себя не берег», - подумала Татьяна Владимировна. Через несколько минут в комнату вошел Александр – красивый и высокий.

- У нас гости: Татьяна Владимировна, - пояснила Настя, - Быстро снимай свой мокрый тулуп! – тут же скомандовала она.

- Здравствуйте… - громким басом поздоровался молодой человек.

- Сашенька, здравствуй!.. – поднялась со стула старая учительница, - А я тебя сразу и не узнала…

     Она казалась еще в большей степени маленькой и хрупкой рядом с Александром.

- Извините, я даже не посмотрел…

- Нет-нет! Все в порядке: сколько лет прошло… - обняла его Татьяна Владимировна.

- Сейчас воду вскипячу, - захлопотала девушка, - чай в такую мерзкую погоду нужно пить. Что будете?

- Мне черный чай, пожалуйста. – пробасил Александр.

- Да я уже скоро пойду… не нужно, – отказалась учительница.

     Александр рассказал, что взял академический отпуск, и как только накопит нужную сумму денег – вернется в университет. Дождь кончился. Татьяна Владимировна попрощалась и ушла, размышляя о судьбах своих учеников…






                ***



     Прошло несколько недель, посылка учительнице от сестры должна была уже прийти на почту и Татьяна Владимировна неторопливо направилась ее получать. День блистал во всех красках зелени улиц, ветер стих, небо синело в вышине. Но учительница переживала за Александра: «Смог ли он уехать? А, может, все еще работает на почте?».

     На крыльце здания стояла Настенька. Она встретила учительницу теплыми объятиями:

- Здравствуйте! Какой день хороший! Давно не заходили к нам... Кстати, вам посылка и письмо пришли, - добавила девушка с загадочным видом.

- Здравствуй… а письмо от кого?- удивилась женщина.

- Увидите. – открыла перед ней дверь бывшая ученица.

    Пока они шли по коридору, Татьяна Владимировна спросила, как дела у Саши, на что Настя странно ответила: «Сейчас узнаем». Несколько минут ожидания показались учительнице ужасно долгими, да и загадочность девушки ее поразила.

    Получив, наконец посылку и подписав документы, Татьяна Владимировна стала рассматривать письмо: оно было от Александра.

-Смотри-ка! Саша нам написал… - воскликнула она.

- Вы рады… и я рада: уже знаю все, но хочу, чтобы вы прочли и мне это письмо. – как-то тихо произнесла девушка.

- Хорошо. А как ты все уже знаешь? – спросила учительница, когда они направились в коморку тех. персонала.

- Накопил наш Сашенька денег на лечение сына, который уже сейчас идет на поправку; на учебу свою уехал. Одним словом: уволился.

- Надо же, как быстро…

- На трех работах… еще бы! – проронила девушка, и присев на стул рядом попросила,- Читайте, пожалуйста.

      В письме Александр Башрин сообщал, что теперь у него все наладилось: он возобновил учебу, сын выздоравливает и денег хватает. Оказалось, Настя очень ему помогла: попросила директора почты принять бывшего одноклассника на работу дворника, разыскала для семьи Башриных  жилье, и покупала нужные лекарства маленькому сыну – Васеньке. Письмо кончалось строками с пожеланием здоровья Татьяне Владимировне и просьбе передать большую благодарность Насте…

     Когда Татьяна Владимировна закончила читать и взглянула на девушку, то заметила, как та быстро вытерла слезы и улыбнулась.

- Я рада за него… - прошептала девушка.

- Я тоже. Ты молодец… так ему помогла, - начала было Татьяна Владимировна.

- Нет. Не надо. Главное, что у Саши все хорошо. А  я ничего не сделала…ведь я просто уборщица, - по ее щекам вновь потекли слезы.

- Ты плачешь? – обняла девушку учительница.

-Нет. Ничего. Все «ок»…

- Неужели ты…до сих пор любишь его? – внимательно посмотрела на бывшую ученицу Татьяна Владимировна.

- Всегда любила… - вздохнула девушка и закрыла лицо руками.