Нежная Маша советской эстрады прекрасная, талантли

Равиль Байбурин
Мария Пахоменко - Вы же «Богиня!»
В эстраду навеки вписали Вы имя.
Ваш голос не только «Орфея» пленил,
Поклонники ставят MP и винил.
Оставили песен немало в наследство
Которые радуют душу и сердце!
Лебедева Надежда

Ещё в далёких 60-х годах прошлого века – в пору моего босоногого детства -   когда нам песня строить и жить помогала, услышал я  прекрасный голос Марии Пахоменко, невероятной чистоты и тембра. Я был очарован её дивным голосом. И она стала моей любимой певицей.
 В 70-х мечтал попасть на её концерт, чтобы вживую насладиться её пением и в сотый раз услышать такие любимые песни.
Мне крупно повезло – мечта моя сбылась в 1980-м году. Тогда я, будучи в Ленинграде, побывал на концерте этой замечательной певицы, невероятно красивой женщины. И  слушал с наслаждением песни в её исполнении.
Хотелось бы вспомнить об этой несравненной певице и прекрасной женщине.

***

Мария Пахоменко появилась на свет 25 марта 1937 года в маленькой белорусской деревушке со звучным названием Лютень близ Могилёва.
 Что касается самих родителей, то отец девочки был милиционером, а о матери практически ничего неизвестно.
Ребёнок рос в атмосфере любви и заботы.
 Родственники впоследствии шутили, что Маша начала петь раньше, чем выговаривать букву «р».
Вскоре семья перебралась в Ленинград.
Будучи школьницей, будущая звезда эстрады участвовала во всех смотрах самодеятельности. Более того, пела на переменах между уроками. Иногда даже во время занятий. И пела хорошо.  Школьные учителя то и дело записывали в её дневнике замечания, жалуясь родителям, что девочка:  «Пела на уроке».

• Мария Пахоменко:
«Отец после уроков встречал меня: «Ну, а сегодня, что пела? Сейчас сниму ремень, сразу расскажешь».

***

Хотя Мария и отличалась ярко выраженными музыкальными способностями, однако о том, чтобы стать когда-нибудь профессиональной певицей, даже не задумывалась.
Окончив школу, Мария Пахоменко хотела поступить в институт иностранных языков. Сдала все экзамены, набрала проходной бал. Но её не приняли, объяснив, что пятёрки она получила не по тем предметам.
Тогда девушка подала документы в радиотехнический техникум, как и все её подружки.
Но мысли её всё время занимала музыка.
 И тогда Мария решила на базе техникума организовать вокальный квартет. Руководство учебных заведений такие инициативы всячески приветствовало: Пахоменко дали зелёный свет.

• Позже она вспоминала:
 «Сделаем уроки, друг за другом зайдём, соберёмся, встанем в подворотне и как запоём до слез, так нам нравилось. Прохожие восторгались: Ой, девчонки, кто вас научил так петь? Спойте еще!».

  Студентка настолько увлеклась музыкой, что на учёбу практически не оставалось времени. Но педагоги закрывали на это глаза…

Сразу после окончания техникума Пахоменко устроилась работать на завод «Красный треугольник», где и началась её трудовая биография.

Но и на заводе она грезила музыкой. Всё свободное время посвящала художественной самодеятельности.
Она выступала в квартете под руководством Валентина  Акульшина во Дворце культуры имени Ленсовета.
Однажды девушкам представился уникальный шанс начать профессиональную карьеру.
С гастролями в Ленинград приехал знаменитый Олег Лундстрем.
 Он услышал пение девичьего квартета на репетиции в Дворце культуры.

• Мария Леонидовна рассказывала:
 «Лундстрем сказал: «Девочки, вы хотите работать у нас в оркестре? Если вы скажете да, то уже будете зачислены». Вы представляете наше ощущение? Мы чуть в небо не улетели. Домой все летели на крыльях, а мы жили рядышком, на этой же улице. Пришла и рассказываю матери и отцу, что вот такая вот история, что вот сам Лундстрем… Отец говорит: «Выброси всё это из головы, а то я тебе покажу такого Лундстрема, что долго будешь помнить». И с этой мечтой было покончено».

С молодёжным ансамблем Дворца культуры имени Ленсовета Пахоменко выступила на Московском фестивале молодёжи и студентов 1957 года.

***

 Работа радиомонтажника Марию нисколько не привлекала.
Наконец она решилась изменить свою жизнь.  И, обладая не только уникальным голосом, но и абсолютным слухом,  поступила в музыкальное училище имени Мусоргского. Этот момент стал переломным в её судьбе.

После получения диплома, Мария Леонидовна пришла на работу преподавать музыку и пение в школе. 
Однако преподавательский стаж составил менее чем полгода.
Как раз в тот момент формировался Ленинградский музыкально-эстрадный ансамбль.
Мария Пахоменко легко преодолела отборочные испытания и была принята солисткой этого коллектива.
Именно с того момента начинается её сценическая карьера.
 В числе руководителей ансамбля числился Александр Колкер – молодой и талантливый композитор. Он уже некоторое время подыскивал певицу, «под которую» хотел писать свои песни. И вот счастливый случай свёл их вместе…

***

В то время - в середине 50-х – Александр был начинающим композитором.
Никто тогда и не предполагал, что буквально через несколько лет он станет автором настоящих шлягеров.

• В своей  книге «Лифт вниз не поднимает» Александр Колкер написал:
«Ей было тогда 19. Мне 23. У неё была толстенная до щиколоток белая коса и абсолютный слух. У меня были песни, скромная популярность и учащенное сердцебиение. С тех пор мы вместе...»

В результате успешной работы талантливого тандема, состоящего из начинающей певицы и молодого композитора, на свет появляется 1-й хит Марии Пахоменко «Качает, качает задира ветер фонари над головой…».
Эта песня была написана Александром в 1964 году в качестве сопровождения к спектаклю «Иду на грозу» по роману Даниила Гранина.
И превратилась в настоящий шлягер после того, как молодая певица исполнила её по Всесоюзному радио.
Уже через несколько месяцев песня звучала отовсюду.
О Пахоменко заговорили как о новой эстрадной звезде, песни в её исполнении стали звучать на радио и телевидении.
Зрители певицу обожали.

• Мария Пахоменко вспоминала:
 «Я привозила целый багажник цветов. Потом ночью я наливала ванную воды, развязывала букеты, топила. А утром их по вазам расставляла. Это мой любимый ритуал был».

***

В 1964-м стали выходить 1-е пластинки с песнями Пахоменко на музыку Колкера.
За несколько лет благодаря столь плодотворному творческому союзу Александра и Марии вышли грампластинки с песнями:
-    «Мне выпало счастье» (1964),
-    «Красивые слова» (1965),
-   «Утоли мою печаль» (1966).
Самой популярной песней того периода стала, конечно, «Стоят девчонки, стоят в сторонке, платочки в руках теребят», выпущенная в 1967 году.

***

Настоящий большой успех пришел к певице в 1964-м, после того, как в эфире радио «Юность» прозвучала композиция «Опять плывут куда-то корабли».
На радиостанции тогда состоялся конкурс. И именно эта песня оказалась на 1-м месте среди множества других.
Пахоменко в основном пела песни Колкера. Среди них: «Стоят девчонки», «Красивые слова», «Признание», «Печально», песню Лиды из мюзикла под названием «Свадьба Кречинского».

В то же время лучше классики культуры и выдающиеся авторы записывали с Пахоменко музыкальные композиции, особенно в жанре камерной музыки.
 Очень положительно о ней отзывались Сергей Слонимский и Валерий Гаврилин. Именно с этими мужчинами она сотрудничала на постоянной основе и вместе они создали много прекрасных музыкальных творений.

Помимо Колкера музыку для нежного меццо-сопрано Пахоменко писали такие именитые советские композиторы, как:
 -   Александра Пахмутова («Ненаглядный мой») и
-    Оскар Фельцман («Вальс при свечах»).

Мария исполняла песни:
-  «Мужчины» совместного авторства Эдуарда Колмановского и Владимира Солоухина,
-    «Разговоры» совместного авторство Эдуарда Ханока и Серебрякова.

 Эта талантливая и трудолюбивая певица исполняла также большое количество песен прошлых лет.
Она «воскресила» забытые популярные песни прошлых лет:
 -   «Лучше нету того цвету» Матвея Блантера,
-   «К нам в Саратов» Марка Фрадкина,
-    «Матросские ночи» Василия Соловьёва-Седого,
-    «Сладка ягода» Евгения Птичкина,
 -    «Бабье лето» Александра Брицына,
 -    «Не тревожь ты себя, не тревожь».

Мария выступала не только сольно.
Немалый успех принесли Пахоменко дуэты с такими популярными исполнителями, как:
-    Эдуард Хиль и
-   ВИА «Поющие гитары».

Пахоменко стала невероятно популярной.
Её песни записывали на диски-гиганты, гибкие пластинки, аудиокассеты и компакт-диски. Тираж их превышал несколько миллионов.
Песни тут же становились шлягерами, которые пела вся страна.

***

В 1968 году Пахоменко Мария Леонидовна завоевала 1-е место на престижнейшем Международном конкурсе грамзаписи под названием «МИДЕМ», который проходил в Каннах.
Там она получила приз «Нефритовая пластинка» как исполнительница, у которой в том году было выпущено рекордное количество дисков (около 2,6 миллиона).

А в 1971-м Мария Пахоменко представляла СССР в Болгарии, на  международном конкурсе под названием «Золотой Орфей».
Примечательно, что сама певица на фестиваль ехать не хотела. Опасалась, что проигрыша ей дома не простят: наши «Золотой Орфей» ещё ни разу не получали. Кроме того, она не хотела ехать без супруга — Александра Колкера, как это часто бывало в то время, вместе с ней из страны не выпускали.
Но в Ленконцерте Марии сказали: «Не хочешь ехать — звони министру культуры Фурцевой и объясняйся сама».
Она посчитала, что проще согласиться…
Прямо перед выходом на сцену певица хотела причесаться. И не смогла — тряслись от волнения руки. Тогда она просто распустила свои длинные, роскошные волосы. На жюри это произвело дополнительное впечатление…
Мария безоговорочно покорила жюри чистотой и силой своего серебряного голоса и почти сказочной красотой.
Зал моментально в неё влюбился: талантливая, с прекрасным голосом, артистичная, она вышла на сцену, распустив струящейся волной свою роскошную густую косу длиной почти до пола.
 
• Тогда западная пресса писала:
«Её голос – как чистый ручеёк. Волосы – как водопад. Её обаяние – бесконечно».

Мария 1-й из советских звёзд выиграла этот конкурс.
Когда узнала о победе, радостная Маша позвонила в Москву, в министерство: «Ура! «Гран-при» — наш!» — воскликнула она.
Но важный клерк оказался не самым просвещённым: «Чего кричишь?! Гран-при, гран-при! А где первая премия?!»
 Кстати, денежную часть премии Мария Пахоменко потратила на праздничный банкет для друзей. А позолоченная статуэтка «Золотого Орфея» чуть не осталась в Москве. Екатерина Фурцева, хотела поставить её у себя в кабинете. Но тут Пахоменко проявила характер и отказалась отдавать заслуженную награду.

***

В 1960—1980-х годах Мария Пахоменко была одной из самых популярных звёзд советской эстрады - настоящей суперзвездой.

Она постоянно выступала на радио и телевидении.
 Её  хиты, такие, как «Стоят девчонки», «Ненаглядный мой», «Мужчины», «Лучше нету того цвету», «Школьный вальс», «Качает, качает», «Признание», «Чудо-кони», «Разговоры», «Вальс при свечах», «Когда смеялись львы», «Подсолнухи» и многие-многие другие звучали в эфире всех радиостанций СССР.
 Песни в исполнении Пахоменко распевала вся страна.

За 20 лет своей блестящей карьеры Мария Леонидовна объездила с гастролями весь Советский Союз.
А также побывала во многих зарубежных странах.
Она пела во Франции, на Кубе, в Италии, Югославии, Чехословакии, Польше, Германии, Финляндии, Болгарии.

В 1976 году Мария Пахоменко была удостоена высокого звания «Заслуженной артистки СССР».

 В 1982 году певица попробовала себя в роли ведущей на ленинградском телевидении.
Она вела популярную программу под названием «Приглашает Мария Пахоменко».

 Снималась в  музыкальных и  художественных фильмах.
Более того, документальные фильмы регулярно снимали о ней самой, в том числе этим занимались и зарубежные телекомпании.

К слову. В начале 70-х певица могла сняться в фильме «Семнадцать мгновений весны»!
В разгар гастролей раздался звонок, и режиссёр Татьяна Лиознова сказала:
«Я вас приглашаю сняться в этом фильме. Поверьте мне, что это будет очень хороший фильм, вы там должны будете сыграть жену Штирлица. А Штирлица сыграет Вячеслав Тихонов».
Но слова «многосерийный фильм» остановили певицу, она извинилась и отказалась. Если бы Лиознова не забыла сказать «эпизод», всё могло сложиться иначе.

Наряду с Людмилой Сенчиной и Валентиной Толкуновой Пахоменко для многих советских слушателей стала образцом трогательного и проникновенного исполнения лирических песен.

• Композитор, автор музыки к фильмам «Небесные ласточки», «Ищите женщину», «Искренне Ваш», «Зависть богов» и трилогии о гардемаринах Виктор Лебедев:
«Маша замечательно работала на стыке эстрадной и народной песни — это ее фирменная манера исполнения. И тут творчество органично сочеталось с внешностью и манерами. Пахоменко была очень хороша, причем не наигранной, сделанной красотой, когда человек спекулирует внеш¬ними данными, стараясь приблизиться к народному канону. Маша ни под кого не подстраивалась, а просто вела себя максимально естественно…
Пела она всегда очень чисто — от природы обладала феноменальным слухом. В этом смысле Машу можно сравнить только с Людой Сенчиной, когда они подряд выходили в каком-нибудь ленинградском концерте, можно было залюбоваться. Маша очень быстро схватывала мелодию.
Помню, мы с Робертом Рождественским писали цикл композиций для мужского и женского голоса. Исполнитель нашелся сразу, а с исполнительницей возникли проблемы, поэтому песню «Ежедневное чудо» я принес Пахоменко. Маша взяла ноты, посмотрела и уже через 10-15 минут чисто все спела. К сожалению, она мало реализовала себя, особенно в последнюю четверть своей жизни».
«Человеком она была прямым и искренним, лгать и льстить не умела — высказывалась всегда прямо. Она ценила в людях талант и недолюбливала тех, кто делал музыкальную карьеру другими путями — партийными, комсомольскими или общественными».
«Мария Пахоменко была одной из самых женственных певиц советской эстрады, с хорошим вкусом и своей сдержанной манерой одеваться, не в пример многим современным исполнительницам всегда выглядела очень достойно на сцене. Маша никогда не пользовалась косметикой, мне даже казалось, что иногда она в этом смысле перегибает палку. Накрашенной я ее, наверное, видел всего несколько раз, да и то во время съемок на телевидении. Если бы не страшная болезнь, она, несмотря на возраст, оставалась бы такой же привлекательной».

После оглушительной популярности к концу 80-х годов популярность певицы пошла на спад и Пахоменко оказалась за бортом шоу-бизнеса.
В отличие от многих других советских звёзд эстрады Мария категорически отказывалась менять имидж, репертуар и идти на поводу у моды. Она не приняла новые веяния в культуре, негативно отзывалась о новой поп- и рок-музыке.
Со временем Марию Леонидовну перестали приглашать на телевидение и радио — видимо, сочли её творчество неформатным. А поводов для разговоров и сплетен и, как следствие, статей в жёлтой прессе, эта скромная женщина не давала.
Но на волне ностальгии по советской песне, начиная с конца 90-х, супруги оказались вновь востребованы.
Конечно, не собирали, как Пьеха, огромные залы, зато исправно колесили по всевозможным весям городов и заводов, по санаториям, получая вполне приличные гонорары, такие, что смогли купить квартиру любимой внучке – Маше Пахоменко-младшей.

В 1998 году певица удостоилась звания «Народная артистка РФ».

В октябре 2007 года, специально к золотой свадьбе Александр Колкер написал для супруги романс любви «Воспоминание».

***

Хотелось бы остановиться и на личной жизни певицы.
Женственная красота и очарование Марии Пахоменко с первой же минуты знакомства наповал сразили её будущего мужа - композитора Александра Колкера.
Первая встреча будущих супругов состоялась в момент прихода певицы в ведущий эстрадный ансамбль Ленинграда (в конце 50-х).
Тогда вокруг певицы всегда вились толпы поклонников, готовых устроить её личную жизнь. Её красота и голос кружили головы многим мужчинам. И добиться руки знаменитой красавицы пытались многие состоятельные, влиятельные и известные мужчины. Но певица была неприступна.
Среди влюблённых в Пахоменко был и невзрачный очкарик - композитор Колкер. Конечно, Мария и ему дала от ворот поворот.
 Но Александр был очень настойчив. Он долго, упорно, настойчиво и красиво ухаживал за певицей.
Композитор не  мог её  впечатлить внешностью или богатством.
Но он посвящал ей песни, музыку.
Мария выходила с ними на сцену или пела в эфире радио. И стала невероятно популярной. И поняла, что этой славой она обязана одному человеку – Колкеру.
Девушка видела, что он любит её по-настоящему. Поэтому, когда с его стороны поступило предложение руки и сердца, сразу согласилась – и безоговорочно отдала свою руку и сердце Александру.

• Александр Колкер рассказывал:
«Однажды заглянул в музыкальный класс и увидел, как она причёсывает волосы: у неё была роскошная коса до щиколоток.  Меня настолько поразили невиданная красота, нежность и грация, что пообещал себе: «Эта девчонка обязательно будет моей!» Два года ухаживал, каждый день приносил цветы. Но дворовые пацаны не подпускали к Маше: не понимали, что она нашла во мне: невысокого роста, в очках...
…Спустя два года сделал предложение, но она не сразу согласилась. Когда пришёл в загс, то не дождался её и вернулся домой с мыслями о сорванной свадьбе...
Вскоре Маша сама приехала ко мне, с порога заявила: «Ну, что, Сашуля, пошли расписываться».
Бракосочетание отметили по-скромному, в семейном кругу. Кто-то жалобно крикнул: «Горько!» – обнялись и поцеловались».

 Их пару считали самой счастливой и гармоничной на фоне других представителей советской эстрады.
Александр относился к Марии, как к божеству. Он готов был сдувать с неё пылинки. Александр очень любил жену, старался всю домашнюю работу выполнять сам, даже не разрешал жене ходить на рынок за продуктами. Прекрасно готовил, особенно ему удавались блюда из мяса.
Она была навеки отдана своему Сашеньке, доверяла ему безгранично, как говорится, «в рот смотрела».
Говорила: «Спорить с Сашей бесполезно – он всё равно меня переспорит».
А он по-прежнему не мог на неё надышаться.
Два голубка – иначе их не звали в Ленинграде.
Всегда вместе, всегда под ручку, смотрят не по сторонам, а только друг на друга...
Супруги не расставались практически ни на секунду.

• Мария Пахоменко рассказывала:
«За все 50 лет наши разлуки можно пересчитать по пальцам одной руки, и каждый раз мы их очень трудно переживаем. Вся наша жизнь - и домашняя, и сценическая - проходит бок о бок. Мы рано встаем, любим пешие прогулки, чаепития с дочкой и внучкой. Не любим и никогда не любили больших застолий, где много случайных гостей, не терпим вмешательства в домашний быт.
Вечерами после концертов, чтобы быстрее уснуть, я беру сканворд, а Александр Наумович включает радиостанцию «Эхо Москвы», которая вещает в его стиле».

Более 3-х десятков блистательных мелодий увенчали их семейный дуэт.
 Супруги сумели удивительно тактично и естественно соединить эстрадную манеру с народной вокальной манерой.
С лёгкой руки Колкера Пахоменко превратилась из заводской девчонки в «икону советской песни».
Даже когда звёздность Марии пошла на убыль, когда пропали звонкие шлягеры, они оставались все теми же – самыми счастливыми супругами.

В 1960 году у них родилась дочь Наталья. Оба родителя души в ней не чаяли. Когда дочка выросла, Мария вместе с ней выступила в программе «Шире круг» (1983) с песней «Всё пройдёт». Но, Наташа по стопам матери не пошла, работает режиссёром и сценаристом.
Дочка вышла замуж, и подарила родителям прекрасную внучку, которую назвали в честь бабушки – Марией.

Мария Пахоменко и Александр Колкер прожили в браке 53 года, до самой смерти певицы.
Правда,  последние годы в жизни этой пары счастливыми назвать сложно…

***

Последние годы жизни Марии Пахоменко, страдавшей болезнью Альцгеймера (с 2008-го года), превратились в ад.
Страшный недуг сделал её совершенно беспомощной.
С каждым годом состояние Марии ухудшалось, её нельзя было ни на минуту оставить одну.
Спокойная жизнь в семье прекратилась, дочь и отец начали ссориться.
Конфликт вспыхнул там, где его никто не ожидал. Дочь публично обвинила отца в систематическом рукоприкладстве.
Пахоменко, как и Колкер, это категорически отрицала.
 Но скандал набирал обороты: трагедию в семье известной певицы стали обсуждать все, кому не лень.
В итоге Наталья забрала мать к себе, продолжив обвинять отца.
Для Марии Пахоменко вся эта ситуация оказалась невыносимым стрессом.
У неё моментально развился целый букет тяжёлых заболеваний.
 В 2012 году все федеральные СМИ сообщили о том, что Пахоменко ушла из дома и не вернулась. Искали певицу два дня. Её обнаружили с травмой черепа в одном из торговых центров Санкт-Петербурга. Как она туда попала и где была все это время, Пахоменко не помнила.

 Стресс, травма, болезни — всё это сильно ускорило уход певицы из жизни.
 В половине седьмого вечера 8-го марта 2013 года Марии Пахоменко не стало.
Вот так закончилась жизнь самой женственной советской певицы, голосом которой восхищались миллионы поклонников…

• Узнав о том, что ушла из жизни Народная артистка России певица Мария Пахоменко, Александр Розенбаум сказал:
«Ну что тут скажешь…
Мария Леонидовна Пахоменко была выдающейся эстрадной русской певицей, точнее даже, слово «эстрадная» можно опустить. Выдающая русская певица, работающая на эстраде, скажем так. Она появилась задолго до Вали Толкуновой. Учитывая то, что Лидия Клемент, ушла из жизни рано, то Маша Пахоменко в Ленинграде осталась, по сути, единственной русской певицей на эстраде.
К великому сожалению, наш город это не ценил. А ведь Мария Пахоменко могла бы и должна была бы стать одним из символов нашего города. Учитывая её многолетнее сотрудничество не только с её мужем, композитором Александром Колкером, а ещё с такими выдающимися советскими композиторами, как Василий Павлович Соловьёв-Седой, Эдуард Успенский, Валерий Гаврилин, Александра Пахмутова, Эдуард Колмановский, Оскар Фельцман… Она была проповедницей ленинградского стиля, человеком большой культуры и потрясающего обаяния.
Мария Пахоменко была абсолютно идеальным воплощением русской певицы на эстраде, не было выше её, импозантнее с точки зрения «русистости», «русскости». Это большая потеря для города, и очень грустно и всегда очень противно, что мы начинаем говорить о таких людях после смерти, совершенно не думая о них, когда они живые. Я о Маше говорил всегда: «Чистый голос, русская краса», даже в день смерти Эдуарда Хиля говорил именно о Пахоменко: вспомните, завопите, закричите, когда она умрёт! А сейчас она ещё живая, помогите ей!
…Уход Марии Леонидовны - действительно очень большая потеря!
Все последние годы я говорил, что пора пойти, найти Марию Леонидовну, устроить ей бенефис, «вытащить» хотя бы на один концерт, на большую сцену. Снимите о ней фильм, окажите знаки внимания – и вы продлите ей жизнь тем, что вспомните, вновь задействуете артиста. Артист без сцены не может жить, не может дышать. Но никто меня не слышал! Она же заболела в последние года два-три, а когда пять лет назад отмечала свое 70-летие, а вскоре и золотую свадьбу с Колкером, она была в полном здравии, могла петь, выступать. Дали бы ей работу, дали бы возможность выходить на большую сцену, хотя бы в праздничные концерты, возможно, её судьба в последние годы сложилась бы по-другому. Она же символ всей нашей эстрады! А вот только сейчас, после смерти, стали показывать её старые записи, нашли даже кадры с «Золотого Орфея» - какая она там красавица, с косой, в 1971 году стала первой советской певицей, которая победила на конкурсе. И не стыдно им показывать всё это только теперь, когда Марии Леонидовны уже нет!..»

Похоронили Марию Пахоменко на кладбище в Комарово.

***

Одна из самых харизматичных звёзд советской эстрады, обладательница удивительно чистого, волнующего тембра, Мария Пахоменко оставила яркий след в истории отечественной эстрады.
Она олицетворяла собой настоящую русскую красоту и женственность, перед которой невозможно было устоять.
Не многие певцы в то время, могли так умело переплести народный и эстрадный жанр.
В её голосе нежность, достоинство, искренность и ироничность.
Она — любимица миллионов.
 Даже молодое поколение с удовольствием напевает: «Сегодня праздник у девчат — сегодня будут танцы…», «Разговоры, разговоры, слово к слову тянется, Разговоры стихнут скоро, а любовь останется…», «Сладка ягода одурманит, Горька ягода исцелит…», «Лучше нету того цвету…».
 А самобытная манера исполнения певицы всё так же волнует души слушателей, как и много лет назад, в расцвете её творческой карьеры…