Проклятие слов

Александр Синдаловский
        – Да ты послушай меня, наконец! – воскликнула она.
        И он совершенно оторопел от этой раздраженной отповеди, потому что уже битый час занимался только тем, что слушал ее – по крайней мере, не перебивал и вообще произнес в ответ лишь несколько лаконичных и универсальных реплик, которые можно было с равным успехом использовать в разговоре с самыми непохожими собеседниками.
        И если он, действительно, отвлекался на свои мысли (точнее, изредка отвлекался от собственных мыслей на ее речь), – поскольку разве можно внимательно слушать женщину на протяжении такого срока? – это было его личным делом, которое он не только не афишировал, но, напротив, тщательно маскировал, периодических кивая головою.
        Или она вычислила его рассеянность по некоторым косвенным признакам: блуждающий взор, спазматическое подергивание ноги? Но тогда она бы выразилась иначе:
        – Да ты не слушаешь меня!
        Нет, вероятно, она заподозрила несогласие. Может, потому что он поднял руку, как, возможно, поднимают ее в знак протеста? Но ведь он просто хотел почесать щеку... или за ухом? От этого неожиданного поворота он забыл, где у него чесалось.
        Он испугался, что сейчас она заставит его отчитаться: повторить только что сказанную фразу (поистине Джойсовского масштаба!). Но нет, ее полностью устроило и то, что он опустил руку и покорно склонил голову, как провинившийся школьник.
        И ее речь снова потекла мерным потоком пересказа недавних событий, с периодическими всплесками обид и водоворотами возмущения в адрес антагонистов, в которых у нее не наблюдалось недостатка как у натуры индивидуальной, яркой и деятельной. Ее мысли двигались по кругу. Круг то расширялся, чтобы включить новые имена и обстоятельства, то сужался в лейтмотив вывода и констатацию жизненной позиции. Это продолжалось так долго, что он уже привык: он вполне мог бы существовать под эту непрерывную звуковую дорожку – достаточно регулярную, чтобы не привлекать к себе чрезмерного внимания.
        «Удивительно, – подумал он, – как люди сражаются со словами. Ведь все, что ей надо, – это избавиться от пены слов: избыть их, чтобы насладиться недолгой благодатью бессловесности».


        20 июня, 2021 г. Экстон.