Чеченские рассказы. Как пес Август нам жизни спас

Мельченко Евгений Александрович
Историй о собаках-саперах во время различных войн превеликое множество. Наша история не такая уж и громкая, но несколько спасенных жизней — это уже большое дело.
Тем более, было это дело во время второй Чеченской компании. Войной это всё называть у автора истории (боевого офицера) язык не поворачивается, и он против такой формулировки. Это была — антитеррористическая операция. Так вот, на дворе стояло лето 2001 года, а наша рота стояла недалеко от Гудермеса. До нападения боевиков на этот город оставалось примерно полтора месяца. Но пока у нас была конкретная задача практически на каждый день — это разведка, разведка и ещё раз разведка. Где кто появился в соседних сёлах. Кто куда перемещается и так далее. Мы часто наблюдали перемещения боевиков, но в столкновение не вступали. Нужно было просто наблюдать и собирать сведения.
Кстати, это очень правильный подход. Жаль в первом конфликте на разведку просто плюнули. Всё могло быть иначе. Но российская армия в 1994 году и в 2001 — это, всё-таки, две очень большие разницы. Хотя, и в 2001 году «странных» решений командования было достаточно много. Так вот, собирали мы сведения, пытались всё собрать воедино. Выходы были раз в 2-3 дня, то есть, очень часто. Четыре отделения нашего взвода плюс прикрепленные саперы, один с собакой, другой без. Должны мы были выходить к одному из аулов на юго-востоке. Места там для наблюдения очень удобные, но и опасные. Так как на горах к югу от Гудермеса часто паслись и боевики. Задачи у них были, наверное, примерно такие же, что и у нас. Так вот, отделение: четыре бойца, лейтенант и сапер. Но сапер сильно заболел. Проще говоря, не отходил от дальняка, съел что-то не то. Пришлось брать второго, который с собакой. Ну, и Августа взяли (кличка пса).
Шли на двое суток. В целом, прошли три контрольных точки из пяти нормально, без приключений. Потом пес заметно насторожился. Но мин не учуял. Сапер сказал, что действительно ведет себя странно. Вышли мы ранним утром, но сейчас уже солнце стояло в зените, открытые места хорошо просматривались. Приняли решение идти отрезками. Проходим километр-полтора, садимся в зеленку, обсматриваемся. И так далее. В общем, такими перебежками дошли до горы. Заняли позицию. Начало смеркаться. И тут Август прям сильно засуетился. Мы тоже. Огляделись, никого. Прошли вокруг в радиусе метров ста, никого. Залегли и занимаемся наблюдением. Вдруг, резкий крик, рык собаки. Мы резко раскатились по укрытиям и открыли огонь. Среди деревьев мелькали чьи-то фигуры. Закинули туда три или четыре гранаты. Засыпали очередями. Что говорить, нужно быстро отступать. Себя раскрыли. Если в селе кто-то был, то через 15-20 минут у нас будут гости. Уходили быстро. Август выскочил откуда-то из-за деревьев. За ним сапёр наш. К утру были в расположении. Доложились, снарядили два БТР, и выдвинулись туда же, но уже двумя взводами спецназа.
И вот, что мы там увидели. Три тела боевиков и небольшие блиндажики, которые были прикрыты ветками. Причем, на одном из них был разодран рукав и прокусана рука. Мы сразу поняли, что это Августа работа. Судя по всему, боевики залегли в ямах. Пропустили нас, а затем хотели с тыла зайти, чтобы или уничтожить, или в плен взять. Но суетливый Август их подметил, и видимо под покровом ночи грызанул одного, что заставило их раскрыть себя. Судя по ямам, их там было пятеро, двое ушли. Вот вам и стечение обстоятельств. Мы потом долго благодарили Августа и диарею другого сапера. Пошли бы без собаки, возможно, не вернулись бы тогда с той горки.