Пентагональность шахмат. Пять фигур

Алексей Ратушный
Шахматы естественным путём достигли минимальной пентагональной формы.
В них ровно ПЯТЬ фигур!
Король, Ферзь, Слон, Конь, Ладья.
Пешка -это не «фигура», а универсальный символ, заменяющий любую фигуру, что выражается в частности в правиле превращения пешки в любую другую фигуру.
Именно поэтому число пешек равно числу других фигур на доске.
Правило, запрещающее превращаться в короля,  связано с конфликтом правил.
Если бы цель игры была, как и в шашках, уничтожить всю армию партнера, то тогда пешка могла бы превращаться и в короля.
Специально для более глубокого отражения существа пешки, как высшего абстрактного символа любой фигуры мы сейчас создаем небольшой ролик, в котором показываем формулы ходов фигур с помощью пешек. Вы и сами легко можете выделить область на доске размером пять на пять клеток и ставя в центр другие фигуры убедиться с помощью пешек, что ладья, слон, конь и король бьют ровно восемь полей в такой матрице, симметричных относительно центра. Ставим ладью на с3 и ставим пешки на те клетки, на которые ладья может сходить и видим ладейный крест. Интересно, что Филидор называл пешки «душой шахмат» имея ввиду, что именно конфигурация расположения пешек создает неповторимую уникальность любой позиции и определяет многие аспекты оценки положения, планы сторон, основные или узловые пункты борьбы и так далее и тому подобное. Между тем универсальность высшей абстракции пешки выявляет иное представление её, как «души» фигуры1 Так что философский вопрос «о душе» в шахматах ещё весьма далек от хоть сколько-нибудь удовлетворительной постановки!
Вообще пешки – это абсолютное выражение Времени! Время движется только в одну сторону и никогда не «ходит назад». Оно косит всё и вся налево и направо но только вперёд. Ограниченность времени одной игры выражается именно ресурсом пешечных движений. Максимальное число пешечных ходов в одной партии – сорок восемь!
И вновь универсальность пешки проявляется в том, что ход любой фигуры равен ходу одной пешки!
Но к пяти фигурам!
Всего фигур восемь. Из них три парных и две непарных.
Между прочим отражена условно структура человеческого тела!
Четыре фигуры монотеичны.
Ферзь – единственная «сдвоенная» фигура.
Он объединяет слона и ладью.
Распространение двух фигур по доске не ограничено, то есть слон по диагонали может переместиться за один ход и на одно, и на семь полей. Аналогично и ладья по вертикали и диагонали может перемещаться на много полей сразу, строго в одном избранном направлении.
Конь и король имеют не четыре, как слон и ладья, а восемь направлений движения, но при этом перемещаются они строго на одно ближайшее поле по формуле своего хода.
Король ходит как слон или как ладья на одно ближайшее поле.
Конь ходит не так как слон и не так как ладья на одно ближайшее поле.
В указанном смысле ход коня противоположен ходу короля.
Континуум – сплошность заполнения матрицы бьющимися полями  достигается только на матрице 5х5.
Интересно, что математически точно выражаемая «сила» фигур находится на линии «золотого сечения», а именно в пентагональных структурах золотое сечение является ведущей пропорцией.
Пентагональность шахмат выражается и в числе полей у каждой из сторон в начале партии – 32.
Тридцать два зуба и у взрослого человека.
Прикольно но у детей по десять молочных зубов, что по сей день не нашло достойного отражения в стоматологической литературе.
Некоторые любители арифметик наивно думают, что тридцать два это три плюс два, но на самом деле пятёрка скрыта глубже и намного красивее.
Тридцать два это два в пятой степени!
То есть число достигается на пятой ступени деления!
Связь с зубами прослеживается и в расстановке: как две челюсти – верхняя и нижняя – содержат по шестнадцать зубов, так и фигуры располагаются на доске 8х8.
Любопытно, но доже кажущееся складывание двух половинок «шахматного ларца» прекрасно моделирует движение двух челюстей навстречу друг другу.
Вот сижу, пытаюсь нарисовать такой прикольный мультик, демонстрирующий это странное «совпадение».
Пять фигур на доске = это восьмое чудо света.
И мы еще очень далеки от прочтения даже самых первых строк этого таинственного Послания человечеству.