Совершенно секретно! Дело лётчиков. 16

Вячеслав Полежаев
Глава 16. 1941.

- Товарищ командир, штурмовики на подходе.
- Поднимай первую.
- Есть!
В небо взлетела и начала падать красная сигнальная ракета. Я невольно сравнил её с падающей звездой. Всего несколько секунд, но они изменили всё вокруг. Взревели моторы истребителей, самолёты звено за звеном разбегались по взлётной полосе и поднимались в небо. А над полем всё ещё висел красный дымок от сгоревшей звезды.
Прослушав первые приветствия, я понял, что наши встретили штурмовиков и заняли свои места в строю. Потянулись долгие минуты ожидания, неизвестности.
В это время к КПП подъехал автобус. Из него вышел майор и подошёл ко мне.
- Товарищ подполковник, прибыло пополнение численностью двадцать человек. Докладывает майор Сичкин.
- Хорошо, что прибыло. Башкатов, принимай пополнение. Распределять завтра будем.
Сичкин и Башкатов отошли к автобусу. А я снова вслушался в потрескивание рации. Но на той стороне стояла полная тишина. Взглянул на часы. Сейчас пересекают линию фронта. А казалось, что уже подлетают к цели.

Внизу шёл бой. Немцы атаковали наши позиции, но нам приказано молчать и следовать по заданию. Хорошо, что с воздуха не поливали пехоту свинцом. Иначе я бы не выдержал и пошёл в атаку. А там будь что будет! Заграждение прошли без потерь. Комэск покачал крыльями. Значит, мы на подходе. Появились первые чёрные тучки разрывов.

- Товарищ командир, «пешки» на подлёте.
- Поднимай вторую.
- Есть!
В небе появилась зелёная звезда. Очертив дымную дугу, она, как и красная, потухла, оставив после себя только зелёный след. Вторая эскадрилья поднялась в воздух. И снова потянулись минуты ожидания и тишины. И тут рация ожила:
- «Ромашка», «Ромашка», я – «Пион один», как слышите меня? Приём.
- Это «Ромашка», слышу вас хорошо. Что случилось?
- В квадрате четырнадцать обнаружен аэродром подскока. «Лапотники» и «Мессеры». Готовы взлетать.
- Понял тебя, «Пион». Продолжайте движение.
Я всмотрелся в карту. В четырнадцатом квадрате нет ни одного подходящего места для аэродрома, только лесистые горы. Надо отправить аэроразведку с камерами. Может, просмотрели, не заметили… И снова тишина. Уже должны быть на подлёте. Сейчас начнётся.

Штурмовики пронеслись над позициями зениток на большой скорости на бреющем полёте. Первые очереди опоздали, понеслись им вслед. «Илы» развернулись на второй заход. И тут я заметил «мессеров». Они шли ниже нас курсом на штурмовиков.
- Внимание всем! «Мессеры» ниже нас, пять пар.
- Вижу, Паша! Молодец! Прикрой! Атакую!
Мы свалились им, как снег на голову. Они разомкнули строй, ввязались в драку. То ли лётчики у них были желторотиками, то ли наши были опытнее, но с неба свалились четыре «мессера». К нам незаметно пристроились пара «фокеров».
- Командир, у нас пара «фокеров» на хвосте.
Не успел досказать фразу, как обшивка моего «яка» покрылась дырками.
- Меня зацепило, командир! Самолёт почти не управляемый!
- Выходи из боя, Паша! Двигай к своим.
- Командир, я падаю.
- Прыгай, Паша!
- Поздно!
Я увидел стену зелёных снарядных ящиков, пустил по ним пару «эрэсов». До следующей стены ящиков долетел быстро…

И тут началось. Было слышно переговоры наши, немецкие, норвежские, всех самолётов над местом боя. Окончив работу, наши повернули назад.  Это время вторая эскадрилья была ещё далеко, для их атаки было рано.

- Борис Феоктистович, приветствую тебя. Полежаев.
- Добрый день, Вячеслав Валерьевич! Ты по поводу аэродрома?
- Ты уже слышал? Что скажешь?
- У меня готовы вылететь штурмовики. Поддержишь?
- Конечно! У меня третья сидят в самолётах.
- Тогда встречай, мои соколы вылетают.
- Добро! Встретим!
Я положил трубку. Этот вопрос решили. Теперь стало не важно, успеют взлететь немцы или нет. Если взлетят, то садиться им будет некуда, да и топлива у них не останется на бой.
За размышлениями время как-то быстро пролетело.
- Товарищ командир, штурмовики на подходе.
- Поднимай третью.
- Есть!
Третья только взлетела, а уже на посадку заходит первая. По самолётам вижу, что не все вернулись.
- Товарищ командир! Задание по сопровождению штурмовиков выполнено!
- Вижу! Молодцы! Какие потери?
- Трое ведомых не вернулись.
- Ладно, отдыхайте.
Я обошёл всех раненых, их оказалось четверо, один был без сознания. Непонятно, как он вообще смог долететь: сам без сознания, самолет, как сито. Ко мне подошёл старший техник:
- Товарищ командир, этот самолёт требует серьёзного ремонта. Очень серьёзные повреждения.
- У нас в ангарах есть место для него?
- Есть, но его легче списать, чем отремонтировать.
- Ставьте в ангар. Понимаешь, он жизнь человеку спас, а ты его списать хочешь!
Техник от таких слов просиял весь:
- Слушаюсь поставить в ангар и ремонтировать! Я сам ремонтом займусь, но на крыло его поставлю!
- Ты уж постарайся, Макарыч! Возьми в помощники лучших техников из любой эскадрильи. Если спросят, скажи, что я разрешил.

Вторая эскадрилья приземлилась. Техники тут же кинулись проверять машины, врач осматривал раненых. Комэски подошли ко мне.
- Товарищ командир, задание выполнено. Потери: в первой потеряли три самолёта, во второй – два. Раненых шестеро. Штурмовики и «пешки» вернулись без потерь. Уничтожены пять орудий противника, сбито четыре «мессера» и два «фокера». Сержант Медников на подбитом «яке» протаранил склад боеприпасов. Взрыв был колоссальный!
- Спасибо, ребята! Всех отличившихся представим к наградам. Медникова – к Герою. Теперь новости. К нам прибыло пополнение. После ужина прошу от всех списки на зачисление в эскадрильи.
- Сколько желторотиков прибыло?
- Пока двадцать, потом ещё пришлют. В первую очередь будем пополнять боевые потери. Проверяйте их подготовленность ещё на земле.
- Понятно, товарищ командир.

Через два дня на построении полка было озвучено распределение по эскадрильям желторотиков. В этот же день начались учебные полёты , на которых проверялись умения молодых лётчиков. Это были последние лётчики из классов, которые проучились в аэроклубах по году. Опыт полётов у них сказывался, летали хорошо.
Вполне естественно, что молодёжь рвалась в бой, некоторые обижались, что их не берут на вылеты.
- Товарищ командир, когда же нас возьмёте? Так можно и до конца войны просидеть на аэродроме.
- Не беспокойтесь, ребята! Работы всем и на всех хватит. Пока изучайте матчасть. И про самолёты противника не забывайте.
А через неделю желторотиков повели в первый бой. В первом вылете двое из них принесли первые победы. Сложно сказать, чем они являлись: чистое везение, личный опыт либо наглость немцев. Но факт остаётся фактом.

На аэродром приехал генерал Кузнецов.
- Товарищи командиры. У меня для вас есть новость. В скором времени работы у нас прибавится. Уже сейчас нужно начинать действовать над морем. Немцы активизировались над Баренцевом морем, нападают на караваны гражданских судов, которые перевозят в Мурманск и Архангельск для нашего фронта оружие, боеприпасы и живую силу. Мы должны защитить наши корабли от стервятников Геринга. В вашу конкретную задачу, как истребителей, будет входить сопровождение торпедоносцев. Обо всех вопросах согласовывайтесь с подполковником Сафоновым.