Проблемы любви

Дмитрий Гендин
1.

Почему философия говорит о любви? Потому что сексология, психология, психоанализ и другие учения не работают. Там есть спорные аксиомы и ложные априори. Свести любовь к сексу легко. Но это уже не есть любовь (Иоанн Мейендорф). Философия смотрит целостно, основательно.

Мировая художественная литература даёт богатый спектр историй любви. Мы и читаем о любви, чтобы что-то уяснить. Великие книги — великие истории любви, образы любви. Всех романов о романах не перечитаешь. Да и книга всегда больше даже теории любви. Искусство делает любовь утончённей (Владимир Набоков).    

Мы не изучим всех наук, касающихся хоть как-то половой любви (от психиатрии до демографии). Мы не узнаем все истории любви, нестоящие и вымышленные, прошлые, настоящие, будущие.   

В половой любви много проблем. Философия часто исходила из внешнего для любви: из общества, от человека, из этического учения, вписанного в теорию. Любовь — прежде, это метафизический вопрос. Изменится общество — изменится любовь? Все будут счастливы в любви (о счастье мы ещё поговорим)? Нет, рамки общества изменятся, а половая сфера так и останется проблемной. Тут вечные вопросы. Не более сложные, чем справедливость.

Говорить о любви, исходя из самой любви, а не из психиатрии или экономики, например. Знание о любви важнее знания о сексе. Секс можно получить обманом, деньгами, насилием.

Почему-то люди, думая счастье и смысле, связывают это с темой половой любви. Почему мы несчастны в любви? И чем больше секса, тем, бывает, хуже для собственно любви. «Партнёры» в сексе могут ненавидеть друг друга (секс нужен здесь только для воспроизводства дикого общества, например).   

Мы попытаемся методом разума и чувства понять и решить проблемы половой любви. 

Вопросы.

Что такое любовь? Духовное и физическое.
Почему нет любви? Первая любовь: детская и подростковая.
Проблемы любви. Разврат. 

Любовь по преимуществу есть любовь половая.
Доказательство. Итак: 1) любовь сильнее дружбы, 2) несоразмерность любящего и любимого: а) мать любит ребёнка сильнее, б) любовь к своему Отечеству никогда не взаимна, в) Бог любит нас сильнее. (Подробное доказательство см. в статье «Смысл любви» В. Соловьёва.)

Размножение не есть цель и смысл половой любви у homo sapiens. Чем примитивнее животное, тем примитивнее в нём пол или совсем отсутствует. Рождение изобилует, а уровень развития низок здесь у половой эмоции. И вот человек, он при сильной влюблённости может не иметь взаимности, а любящие пары не имеют детей. (Подробное доказательство см. в статье «Смысл любви» В. Соловьёва.) 
Тут надо оговориться. Размножение не есть главное в половой жизни, но тоже необходимо. Не первая, но важная роль. Этому учит демография.   

2.

Эрих Фромм точно указывал (в книге «Искусство любить»), что человек может влюбиться первый раз уже в 7 лет. Это совпадает с возрастом первой любви у автора этих строк. В 7 лет дети идут в школу и могут влюбиться в ровесницу (ровесника), она (он) рядом. Ещё нет гормонов, нет полового созревания, нет похоти (похоть пока лишь вид хулиганства, не более, игра в секс).
Про половое созревание написано много. У психиатров, биологов, в педагогике.
Кризис переходного возраста заключается в следующем: добродетельная любовь и романтика детей сталкивается с похотью, открывается целый пласт впечатлений. Возникает новое сильное удовольствие. У Бунина есть этот конфликт: любовь или секс. Похоть пудрит мозги. Подросток не видит опоры, не знает, что с этим всем делать. Кто-то как с цепи срывается в ступает в блуд.  Кто-то чувствует одиночество, не давая выход чувствам, школа раздражает. Личность молодого человека или девушки требует реставрации первой любви.

Первая любовь беззащитна. Нам говорят, что делать со своим телом, учат сексу.  Любви эротической никто не учит (в 7 лет ещё не поймёшь «Кама-сутру» как целостное учение). Когда ты влюблён, но ещё ребёнок, то не с кем поговорить. Папа уже и забыл, что такое влюблённость (маму он любит зрелой любовью).   
Подростковая сексуальность убивает любовь. Подросток склонен к пошлости (и не только в половой сфере).

Либо мы молчали в любви, любо пошли от сексуальности без всякой любви. Часто первая любовь априори не может сбыться: женатый мужчина, звезда эстрады или спорта. Но чаще первая любовь имеет предметом ровесника.   
Любовь молчит, разврат торжествует. Даже развратники понимают, что ворота любви для них закрыты.

Для любви нужна смелость. Важно понять важность любви. Любовь может изменить всю жизнь. Ход в личной жизни, и история жизни выбирает вектор. Уважать любовь. «Не надо отдавать любимых» (Асадов). Наши чувства нас в самом сердце не обманывают, перед собой мы чаще искренни. Самообман нельзя зарегистрировать. Легко обвинить в самообмане.

История любви должна быть красивой. Эта эстетика любви ценнее эротики. Наша обыденная эротика слаба. Эротика — наличная штука. Подлинный эрос романтичен, сентиментален, платонический, искренний. Эротика нас  дифференцирует, разрушает целостный образ и внешность, отделяет от тела дух: порнография — это всегда некрофилия: есть тело, нет души.          

3.

Любовь и экономика.

Некоторые экономические учения смеют приписать своей дисциплине происхождение семьи. Здесь нет места спорам. Ну, есть разделение труда, да. И можно измыслить, что мужчина и женщина — противоборствующие классы (теории феминизма).
Когда люди вместе, они невольно ведут общее хозяйство. Где здесь любовь? Ну, в том, чтобы помочь другому. Одна актриса признавалась, что семья и забота о близких важнее работы, карьеры. Министр (СССР) может всей семье чистить обувь по вечерам. Генерал может делать для дочери поделку. Как и всяческое хозяйство, оно — не самоцель. Жажда роскоши — ничто, если мы ещё о любви рассуждаем. Жёны признаются, что мужья работают слишком много, что мало общаются с семьёй. Человек любимый сам по себе важнее.

Женщина хорошо работает. В её природе много ресурсов. Она внимательнее, аккуратнее. Она независима. Но свободна ли? Для чего ей свобода? Так похоть мужчины — его высшая несвобода. И у женщины над ним власть. Но и власть — ценность относительная. Власть сама не имеет смысла. Ради чего власть?Власть — от желания помочь. Исправить. Ну, или использовать. А для чего? —
для удовольствий.

Экономика предоставляет разные удовольствия. Экономика в связи с этим хочет покорить и половую любовь. Отсюда проституция — последнее рабство женщины. Но современная женщина не должна угождать мужчине. Живёт сама по себе. Не нуждается в помощи. Не зависит. Вот бы тут и пробудиться любви. Но нет любви. (Мужчина — мусор эволюции.) Деловая женщина может быть счастлива, но кто ей нужен? Герой, мачо, просто тихий мужчина?

А нужен не вид, не типаж, а нужен этот конкретный или эта конкретная. Нравится по совокупности. У каждого человека есть достоинства и недостатки. Нет идеальных. С чем-то в любимом существе надо смириться, принять.

Экономика и эротика не должны определять моду. Не смеют диктовать образ жизни. Центры удовольствия не сильнее чего-то более интересного: радости. Эстетическая и нравственная радость, духовные свершения. Не до полной ангедонии. Мелкие удовольствия, конечно, утешают, если они часть нравственного закона. Иногда можно потерять интерес к земным удовольствиям. К этому приводят вопросы религии и философии. Дороги назад  нет. Впереди эстетические и духовные радости.

Эрос — существо метафизическое. Плоть слабее истинной любви. Радость любви выше секса. Для любви секс и не нужен. Секс обещает любовь, и он обманщик. Секс — продажа чувств.

4.

Любовь и психология.

Любовь — раба психологии. Психология даёт тысячи уловок обмана в любви. Психология монополизирует вопросы любви. Что правда, а что нет, решает психология. А школ в психологии много. Психология — важное знание. Психологи помогают в беде, утешают, помогают в психиатрии. Для детей нужна психология, для корпорации, в коллективе. Тоталитарные секты используют выкладки психологии, и это не вина психологии.

Психология — это метод. А методы в разных сферах необходимы. Методы  могут работать даже тогда, когда их теория лжёт. Навигация и сейчас обращается к Клавдию Птолемею. 

Во все века бабники и развратители прибегали к психологии для своих гнусных дел.
Человек сам себя от психологии может заморочить. А психология любви может окончательно свести с ума. 

Важна правда о любви. О том трепете, который сопровождает любовь. Увы, мы теряем смысл. Мы теряем духовное сокровище внутри. Устаём.

Любовь охватывает всю душу. Поэтому половая теория нужна для психиатрии. Влюблённые не боятся прослыть безумцами. Они с радостью теряют разум перед лицом любимого человека. И всё же сходить с ума не стоит. Это никому не нужно, а более всех — предмету любви. Сойти с ума просто. Сложнее восстановить разум потом.

Любовь не стоит того. Не нужна одержимость. Это полюс, противоположный разврату. Мудрее именно половая любовь.

Любовь есть комплексное понятие. Тут много разрезов: биология и физиология, психология и психиатрия, наука этика и мораль общества, эстетика и прославление любви, социальная сфера, экономика и прочие сферы. Это всё  одна чаша.
На другой чаше: личное чувство, слёзы и радость, трепет и экзальтация, обожание. Любовь — звезда, маяк. Сама жизнь.

Зло — это часто есть обида за разбитую любовь.         
               

5.

Любовь и революции. Политика. 

Сексуальная революция 60-х годов ХХ века отбросила половую любовь на сотни лет назад. Разрушен был моральный кодекс, пусть и лицемерный. Институт семьи подвержен атаке. Сначала просто просто разрешили разводы (по немощи человеческой, так сказано в Евангелие). А теперь и не видят, зачем брак заключать.

Великая Французская и Великая Октябрьская революции метали половые нравы в разные стороны. Женщину они раздевали, но и одевали, нравы были  одни, а на деле всё было скверно. Маркиз де Сад, жизнь «тройками» — это иллюстрация извращенной жизни пола.

Революция часто играет на любовной мечте. Сейчас убивают и институт любви.
ЛГБТ — забвение половой эротической любви. 

Любовь половая — сама по себе революция. Будоражит человека целиком. Индивидуальная революция. 

Европейцам нужна новая демография. Нельзя надеяться на мигрантов. Если классический европеец вымрет, то падёт и его культура, а тогда и смысла не было. Россия пытается решить проблему рублём («материнский капитал»).

Семья в России — это образ жизни. Защита семьи и чистоты любви — национальная задача.

Революция часто портит семейные ценности. Революция возвещает о новой любви, о новом поле. Но «свободная любовь» оборачивается лишь новым  конкубинатом. Тут не согласие, а пустое сожительство. Хозяйство и секс. Но ни то, ни другое вообще не есть любовь. Какие тут чувства? В чём сила? 

Люди часто теряют способность влюбляться. Мужчине после 35 лет уже стыдно  быть влюблённым (ложное суждение). Каждый чистый мальчик должен стать грязным мужиком. В этом идеология мужиков. «Неземная любовь», — так издеваются взрослые над детьми. Похабность вменяется и считается желательной нормой. Не-мужик, евнух — страшнейшее проклятие. Потенция становится главным фактором всей жизни (как грудь женщины в той системе нравов). Секс затмевает, одурманивает. Сексуальное может затмить всё внутреннее сознание. Секс явен, он тут. А любовь и влюблённость неуловимы.

По всем фронтам любовь и влюблённость проигрывают. Любовь и влюблённость вне юрисдикции.

6.

Но я верю в любовь. В ту самую — настоящую. Может, и не надо много эмоций, какой-то фальшивой эстетики. Любовь победит. И в частной жизни, и в обществе. Счастье и радость любви будут. Важно и терпение, и дела. Любовь дарит.

Не всё просто. Мои декларации не новы. Я никого не хочу штыками загонять в счастье. Только сам человек может повысить свой нрав. Рано или поздно человек откажется от дурного.      

Любовь не сбывается в силу самого человека. Его или её любовь обещает многое. Ради этого стоит жить.

Я сам не так удачлив в любви. Я — не пример. Пример: мои мысли здесь.