Machine Learning

Талия Кудряшова
- Вы хотите сказать, что Ваша программа предсказывает будущее? - Восторженно спрашивает меня солидный мужчина в дорогом костюме. Он уже пятый за сегодня, никаких сил запоминать имена и лица у меня не осталось. Про себя прозвал его "Серебристые запонки" - у остальных моих собеседников были под золото, - так это же замечательно! Мы с радостью купим её.
Я бы, конечно, мог согласиться с ним и заключить сделку века. Но мама воспитала меня честным мальчиком:
- Вы не совсем правы. Это технология на основе Deep Learning. Она делает прогнозы на основе имеющихся данных. Потом сверяет свой прогноз с тем, что на самом деле случилось, и самостоятельно корректирует алгоритм. Это совершенно новая технология, настоящая революция в Data Science! В отличие от схожих программ она охватывает не одну сферу, а практически все, от завтрашней погоды до даты освоения Марса. Кроме того, у неё user-friendly интерфейс, её предсказания написаны понятным практически любому пользователю языком. Вам не нужно знать статистику, чтобы понимать эту программу. Но говорить о 100%-ном предсказании будущего, разумеется, нельзя.
На словах "Deep Learning" мой собеседник зевнул. Не зря мне запрещали использовать англицизмы. Ну нет у меня сейчас денег на хорошую рекламу! Но это же не делает мою программу хуже. А вот слово "нельзя" снова вернуло осмысленное выражение в его глаза. Серебристые запонки наконец прервал затянувшуюся паузу:
- Я не думаю, что наша компания готова заплатить такую цену за... не 100%-ную гарантию, - вежливый он, двое просто сказали "вашу фигню", - если подкорректируйте алгоритм, буду рад Вас снова видеть.
Всё, это конец. Работа последних трёх лет никому не нужна. А на мне ещё висит кредит за чёртову американскую магистратуру.
Раздавленный, я пошёл в бар. В моей ситуации эти три тысячи уже ни на что не повлияют.
Утром я проснулся с похмельем и от противного треньканья телефона. Никогда не верил в ад, и, видимо, он мне отомстил. Звонил старый товарищ, с которым я учился в НГУ.
- Слушай, ты ж вроде нейросетками в Америке занимался, да? - Спросил он, не поздоровавшись. Такая уж у человека дурная манера.
- Нейросетями, - подтвердил я.
- Тогда у меня есть для тебя халтурка! Ты как, заинтересован? - Понятия не имею, какие дела с нейросетями могут быть у отчисленного со второго курса Славика. Не будь я в такой ситуации - отказался бы сразу. Но что делать?
- Да, но я в Москве сейчас.
- Так это знак судьбы, - Славик как-то неуместно долго хихикал, - приезжай ко мне в офис к двум, ок? Адрес СМС-кой кину.
И я приехал. Что мне оставалось.
Фирма Славика занималась электронными предсказаниями. Сайты с гороскопами, расклады Таро онлайн. Моя прабабка, как мне говорили, была мастером цыганских гаданий и всё, что она говорила, сбывалось, но сам я в этой теме полный ноль. Да и не верю — это же на самом деле просто когнитивные искажения и ничего больше. И вообще, причём тут нейросети?
Оказалось, что их начальник решил сделать робота-предсказателя. Ну, робот - громко сказано, такую машинку с манипуляторами для раскладывания карт, приятным голосом и камерой, чтобы видеть человека. Понятия не имею, кому такое нужно, с другой стороны, живых гадалок я тоже не понимаю. От меня требовалась ПО, которое бы считывало эмоции клиента и в результате робот мог бы корректировать свои предсказания. Не совсем моя специализация, я всё-таки больше с цифрами работал, а не с визуальными объектами, но нет ничего невозможного. Деньги потребовал вперёд - был уверен, что компания либо разорится на этом дурацком проекте, либо свернёт его через пару недель после неудачного  запуска.
Предсказатель из меня оказался ещё хуже, чем из моей программы. Робот-гадалка по кличке "цыганёнок" стал настоящей сенсацией. Началось всё  с какого-то распиаренного блогера, которому он предсказал неожиданые деньги, а на следующий день тому сделали большой донат. Хотя я до сих пор считаю, что это кто-то из славиковой фирмы денег дал. Затем пошли его фанаты, другие блогеры, даже до звёзд спорта и шоу-бизнеса дошло. Великая сила грамотный пиар! Ну и дизайнер постарался - мордочка у робота, как у злодея из мультиков для трёхлеток - совершенно не страшная, хоть и пытается такой быть, и умилительная.
Меня приглашали ещё несколько раз. Я научил цыганёнка собирать информацию о клиенте в соцсетях и использовать её в предсказаниях. Для спортсменов была отдельная программа, оценивающая их физическое состояние (грубо, на глазок) и сопоставляющая с возможностями соперников. Ну и ещё по мелочи.
А однажды мне пришла в голову, как мне тогда казалось, гениальная идея. Я предложил внедрить роботу свою старую программу, универсального предсказателя. На те деньги, что пять лет назад, я уже не претендовал. Славику мысль понравилась, и он устроил мне встречу с директором.
- Мне ваша идея, честно говоря, импонирует, - но есть одна маленькая проблема.
- Если вы о вычислительных мощностях, - начал я. Он перебил:
- Это как раз решаемо. Но мы уже связали образ робота с картами. Если он перестанет основывать предсказания на них,  наши клиенты могут потерять к нам доверие. Как бы забавно это ни звучало.
Я пожал плечами. Вот умный вроде мужик, но простых вещей не понимает:
- Пусть достаёт карту в соответствии с предсказанием, а не наоборот. Запомнить порядок в колоде для ИИ не проблема.
На том и порешили. Программу я им продал, а вот в робота внедрял её Славик. Он же тоже на программиста учился. Как выяснилось, вся фирма была уверена, что выгнали его не со второго курса, а с четвертого, причем не за раздолбайство и не сданный с третьей попытки линал, а за какую-то сложную романтическую историю с дочерью декана. Но выбор карты на основе предсказания он, по-видимому, прописать смог. Ну или ещё кого-то попросил. Во всяком случае робот стал выдавать верные прогнозы лучше прежнего. На волне популярности цыганенка директор даже сделал меня главой отдела инноваций. IT-отделом руководил Славик.
Когда я второй раз встретился с Серебристыми Запонками, просителем был уже он. Цену на индивидуального робота-предсказателя наш шеф бессовестно завысил, а Запонки просил хотя бы 5%-ную скидку. Не знаю, зачем меня позвали на ту встречу - договариваться я по-прежнему не умел - но его унижение доставило мне колоссальное удовольствие.
С основным роботом я не работал, моей задачей была разработка других технологий в этой фирме. Но когда делали программную часть для второго экземпляра, меня зачем-то позвали.
- Славик, ты что наделал вообще? - Возмутился я, увидев бывший свой код.
- Что? - Удивился приятель.
- Тут должен быть выбор карты из колоды в зависимости от аналитического предсказания, а у тебя наоборот - случайно выбранная карта является одним из факторов, по которым проводится анализ. Да моя программа вообще не должна после твоих изменений работать!
- Ну выдавала она какие-то ошибки, я думал, это ты накосячил. Дёргать не стал, ты ж в отпуске был. Что-то я исправил, что-то стажёр - мы сами не поняли, честно говоря, но заработало же, - он увидел мой яростный взгляд, - да не парься ты! У нас ни в одном договоре не сказано, что мы несём ответственность за точность предсказания!
Первым моим желанием было пойти к покупателю и всё рассказать. Но, поразмыслив здраво, я понял, что мужик мне скорее всего не поверит, если вообще поймет, о чем я говорю, а моя карьера в неплохой в общем-то компании точно будет закончена. Ну их всех.
Об исправлениях Славика я вспомнил, когда проверял отчёты подчиненных в конце месяца. По результатам тестов выходило, что мои новые разработки, конечно, превосходят по точности прогнозов самую первую программу, но даже близко не стоят с дурацким роботом! Я сел проверять результаты предсказаний цыганенка и не поверил своим глазам. Робот действительно давал пугающе точные прогнозы после внедрения моей программы! Из того, что я мог проверить, сбывалось 100%. По моим расчетам эта программа могла через пару лет активного использования прийти к 94,7%... Данные после продажи мне были недоступны, но, судя по взрывному росту цен акций компании-покупателя, косячил он мало. Или не косячил совсем. Как он вообще работал, если начальные данные - картинка на случайно извлечённой карте и ссылка на книгу Тота? Пока наша фирма специализировалась преимущественно на оккультной фигне, я честно пытался читать Кроули, но уже на пятой странице меня начинало клонить в сон. Может, стоило дочитать?
Все сотрудники разошлись по домам, а я всё ещё сидел за монитором и не верил своим глазам. Мелькнула дурацкая мысль посмотреть на самого робота. Зачем? Я же знаю, что анализ происходит не в имитации головы с комически зловещими чертами лица, сам же первые версии загружал на сервер.
Немного поспорив с охранниками, я наконец смог войти в зал, где стоял робот. Включил его, но вот вопрос так и не смог сформулировать. Зачем я вообще сюда пришёл? Спросить "Почему твои предсказания сбываются?" Я всё-таки сказал эту чушь вслух.
Робот смотрел на меня своими черными глазами. Впервые его взгляд показался мне пугающим. Мелодичный голос (две недели его согласовывали, нужен был максимально приятный) произнёс:
- Ты никогда этого не узнаешь.