Дурная совесть

Дмитрий Гендин
I версия.

1.

Совесть бывает разной. Есть мудрая совесть. Когда обидно за свои ошибки. Стыдно перед людьми и перед Богом. 

Свобода совести — это свобода исповедовать религию или не исповедовать никакой. Совесть есть и у атеистов.

Совесть и понятие народное. «Жить по совести», — так мы говорим. «Бессовестный» — неприятное наименование.

Человек сам принимает и формулирует нравственные обязанности, самоконтроль и оценку. Но порою мы требуем от себя слишком много.

Совесть взывает к исправлению, а не к наказанию. Наказание — средство исправления. Мы сами себя наказываем. Правда совести в исправлении именно. Мучения никому не нужны. У осуждения есть срок.

Хорошо, когда человек исправляется. Но совесть мучает. Сверх меры.

2.

У персонажей Достоевского адская совесть полыхает в полной мере. Грех русского человека огромен. Нравственные муки. Преступник сам хочет наказания. Разврат правит бал, раскаяться сложно. Совесть кровоточит. И все морально истязают друг друга. Мир, где все почти душевно больны. И из мрака сияет перерождение России, которого не случилось.
Сокрушение сердца. Колыхание веры. Страшный русский быт.

Совести либо нет совсем, либо она грызёт. Таков Достоевский. Такова его психология.

3.

Совесть и долг сами по себе могут навредить.  Именно совесть и долг, взятые как извращения. Есть гипертрофированная совесть. Фанатическая. Тут человек    пытается тотально стать хорошим. Он строг и в мелочах. Морит себя. А томом снова низвергается в самую гущу греха. И снова ненавидит себя.

Лицемерие. Можно слушать и слышать слово лицемера, но не следовать его действиям. Лицемерие лучше чем пропаганда плохого. Самый большой грешник может раскаяться. И ему легче начать новую жизнь. Фарисею всё опостылело, он застрял на середине пути.   

Себя простить сложно. Проще простить другого. 
Но совесть в итоге вещь полезная. Она держит общество. Совесть воспитывает. Появляется как нравственный закон внутри.
Совесть держит общество. Совесть — звено между всеми людьми общества. Совесть держит на плаву.

Совесть — это юриспруденция внутри души. Требования общества об индивидуальной своей нравственности законны. Другие, как правило, хотят только лучшего своими советами. Но решать нам. Часто мы слабы. Слабы перед своей совестью. Упал, надо встать. Тут не фанатизм. Надо собой надо работать. Скатываться можно сколь угодно долго. Сказать «стоп».

4.

Не бояться делать добрые дела, даже если это необычно.

Религия — союзник совести. «Иди в церковь, там все святые». Нет. Церковь в основном грешникам и помогает. Христос прощал блудниц и разбойника простил.
Христианство — суровая религия. Да, а потому что воспитывает. Врачует раны совести. Вера христиан — это внутреннее вмешательство в душу грешника.   

Совесть необходима. Чтобы оставаться человеком. Совесть — нравственный стержень. Закон. Совесть — свободное принятие. Очаг сознания. Интуиция справедливости. Личность совестлива.   

5.

Обратная сторона морали. Запретное часто прорывается наружу большим потоком. Вместо одного беса — легион. Мораль должна представить что-то альтернативное пороку.

У нас всех раздвоение личности: злодей и добряк. Делая зло, мы плюём на совесть. Делая добро, часто задираем нос. Создать в себе душу ангела — удел немногих духовных личностей. Часто нас мучает самая капля порока, а порок порою глушит звуки совести, отрицает её. Битва за душу. 

Ницше был против воспитания морали насилием.

Это парадокс, но из самой свободы проистекает лучшая мораль. Нрав, открытый для себя сам, более принципиален. Ум постигает социальные законы интуитивно. Общество других детей (детский сад, начальная школа) могут искривить нрав ребёнка.         

Истинная совесть не грызёт, она даёт выход и исправление. Совесть имеет смысл, когда есть прощение. Когда есть прощение, есть и свершение. Совесть — великий строитель.

(Совесть может разрушить. Так мы чуть не лишились «Лолиты» Набокова. Есть совесть простонародная. Она и плевала на Набокова с его романом «Лолита». Есть совесть искушенная. Она видит (например) в «Лолите» высокоморальную мораль, отрицая массовый фрейдизм.) Показывая разврат, можно его жестоко осудить, разорвать в клочья распутный секс. Тут Кубрик и его фильм «С широко закрытыми глазами». Эротика нужна, чтобы убить эротику более распутную, порнографическую. Показать сладострастие и показать логику его разрушения. Надо обмануть зрителя, соблазнить зрителя, а потом катарсисом его от ложной этики очистить. Грех кажется сладким. Просто мораль, пусть и доказанная логически, не работает. Эстетика не может лгать. Нравственность от слова «нрав», «нравиться». Притом, что эстетика и вкус индивидуальны. Это лень души — брать чужие мнения и решения.

В каждом деле есть совесть. Совесть — ответ в каждой этической дилемме.               
 
II версия.

Дрянная совесть.

Бывает обычная, хорошая, нужная совесть. Она делает из нас людей. Совесть — это ценность.

Но бывает совесть, которая и без повода грызёт. Самообвинение. Во всём винишь себя. Самобичевание. Это ошибка. Это и в Церкви признают.

Чёрная совесть ненавидит своего человека. Это рабство. Тщеславное желание обогнать Иисуса Христа по святости. Желание быть Богом.

По всякой малости грызёт. Мания греховности. Нет смирения. Поиск грехов, которых нет.

Совесть должна быть свободной. Иначе это не совесть, а дубина издевательства над собой. Совесть может довести до безумства. Некоторым нужна совесть. Но есть те, кому она вредна. Нравственный закон внутри может быть извращенным. Понятие долга тоже может быть ложным. Мы никому ничего не должны. Сам решает человек. Долг часто может быть бредом. Здоровый долг выполним. Болезненный долг железной хваткой руководит действиями на должника. Долг перед злом в себе.

Совесть сложнее, чем просто идеал, к которому надо стремиться. Уважать надо себя. «Совесть» есть бренд русской философии.
Раскольников Достоевского и Гумберт Набокова показали пример сложной моральной задачи. Ярлык «бессовестный» мал и пуст. Совесть — сложная часть души. Грех — это самоубийство (Раскольников убил процентщицу ОБУХОМ топора). Нечистая совесть может убить. И тем важнее христианская религия — религия прощения. Не Церковь, но сам грешник себя более всех корит. Бог прощает, а чёрная совесть не прощает.

Совесть — это поступки. Чёрная совесть — нелепые «поступки».
Совесть неотрывна от принципа добра. «Творить добро по всей земле». Чёрная совесть — эгоизм: своя душа, свои проблемы, своя вина. Человек в самом себе замывается. Белая совесть — выход вне себя, что-то навстречу, для кого-то.  Совесть плохая всё о себе печётся.         

Чёрная совесть — формальная вещь. Она требует формального выполнения. Она никому не нужна. Чёрная совесть пассивна.

ИТАК.

Ведём себя хорошо, но без фанатизма. Нельзя сознательно быть злым, выбирать сатану, что бы это не обещало (даже «печеньки»). Будь мы верующие или атеисты, нравственный закон один.
Важно смирение. Важна мудрость. Стремление к благу. Фанатизм всегда плох, его советы дурны.

Жить в ладу с собой, со своей совестью, сложно. Мы не так просты. Самопознание — важная честь жизни. «Познай самого себя!»  Надо себя любить и уважать. Не надо тратить жизнь на мучения. 

Много нет места здесь решать. Читаем Канта и Аристотеля.