Ранние портреты генерала А. А. Тучкова

Владимир Варнек
1. Людвиг Гуттенбрунн.  Первый портрет  (миниатюра) А.А. Тучкова. Х.м. 1800. ГИМ. [1,2].
2. Варнек А.Г. Портрет  А.А. Тучкова 4-го. Х.м. 67х54. 1813. Музей-заповедник «Бородинское поле» [3].

Для читателей прозы.ру,  мало осведомленных в том, кто такой генерал-майор Тучков Александр Алексеевич (1877 – 1812), сообщу в начале миниатюры, что именно ему знаменитая поэтесса Марина Цветаева посвятила несколько строк в стихотворении «Генералы двенадцатого года» от 1913 года:

Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я видела, Тучков четвертый,
Ваш нежный лик.
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена,
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна…

Но ограничимся этим небольшим фрагментом, поскольку речь в миниатюре пойдет о портретах, и нам для установления сведений о датах их выполнения понадобятся точные биографические данные А.А. Тучкова.  Однако некоторые из них таковыми назвать, к сожалению, нельзя. И прежде всего, к ним относится дата рождения генерала. Раньше не обращал на нее особого внимания, а когда стал проводить анализ, то установил, что более чем в 50-ти интернетовских источниках указан год рождения 1777, и более чем в 50-ти интернетовских источниках указан год рождения 1778, причем и в той, и в другой  группах имеется приличное число довольно «надежных» источников.   

Поиск самого надежного источника на этом прекратил и  решил просто вычислить дату рождения Александра Тучкова по-своему.

Как известно, в начале XIX века в царской армии возраст зачисления детей дворян на воинскую службу был ограничен с нижней стороны 11-ю годами [4]. Учитывая это правило, нашел, что Александр Тучков, принятый на службу в Бомбардирский полк 17 мая 1788 года в возрасте 11 лет (см. ниже), родился 7 марта 1777 года. В дальнейшем буду считать, что  именно эта дата рождения генерал-майора является правильной. 

Знакомясь с элементами биографии А.А. Тучкова  в разных первоисточниках, увидел, что не только дата его рождения, но и некоторые другие даты из жизни генерала нуждаются в уточнении для получения надежных сведений о его ранних портретах. Поэтому до разговора о портретах попытался найти документ, в котором все  даты из периода жизни Тучкова  являются наиболее надежными.

Установил, что таким документом является Формулярный список за 1811 год. (Книга формулярных списков № 2135.) , на основе которого  мною была подготовлена подробная хроника жизни А.А. Тучкова, дополненная сведениями из Словаря русских генералов [5] и др. первоисточников (см. ниже).

ТУЧКОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ (07.03.1777 – 26.08.1812).

Родился в Киеве, в  семье будущего генерал-поручика Алексея Васильевича Тучкова (1725 – 1799) и его супруги Елены Яковлевны Казариновой (? – 1818), происходил из старинного дворянского рода.

17 мая 1788 года был принят на службу в Бомбардирский полк;
7 августа 1789 года помещен на флигель-адъютантскую вакансию в бывший штаб инженер-генерал-лейтенанта А.В. Тучкова (своего отца) ;
3 декабря 1791 года назначен старшим адъютантом в его же штабе;
27 июня 1794 года назначен во 2-ой Бомбардирский батальон капитаном;

11 января 1797 года в этом же батальоне был удостоен звания майора;
23 января 1797 года был переведен в бывший генерал-лейтенанта Мертенса батальон;
14 марта 1798 года в этом же батальоне стал подполковником;
25 апреля 1799 года в этом же батальоне стал полковником;
7 марта 1800 года поступил в 6-й артиллерийский полк;
27 августа 1801 года был определен в 12-й артиллерийский батальон;
28 июня 1802 года  был переведен в 1-й артиллерийский батальон;
31 декабря 1802 года по прошению был отставлен от службы (ушел в отставку и отправился в путешествие по странам Западной Европы).

15 ноября 1804 года, вернувшись из зарубежной поездки, поселился в Москве и был вновь принят на службу с назначением адъютантом к генералу от инфантерии Беклешеву Александру Андреевичу (1745 – 1808).
29 августа 1805 года был переведен в Муромский мушкетерский полк.
Весной 1806 года вступил в брак с Нарышкиной Маргаритой Михайловной (1781 – 1852), от которой имел сына Николая (1811 -1826) ;
7 февраля 1806 года Тучков был переведен в Таврический гренадерский полк.
3 декабря 1806 года  переведен в Ревельский пехотный полк, с назначением его шефом; бой под Голыминым в этом году стал боевым крещением Тучкова.
В 1807 году участвовал в сражении при Фридлянде; в декабре получил орден Св. Георгия 4-й степени.

Участвовал в русско-шведской войне 1808-1809 гг. 12 декабря 1808 года был произведен в генерал-майоры, находясь в том же Ревельском полку.
В мае 1809 года  командовал авангардом корпуса генерала П.А. Шувалова, направленного к австрийской границе.  К концу весны 1809 года  полк Тучкова отличился в сражении под Торнео, совершив в ночь на 3 мая обходной маневр в 24 версты, местами по пояс в ледяной воде. Утром полк внезапно атаковал опешивших шведов.
Есть сведения, что в редкостно тяжелую кампанию того года Тучкова сопровождала его молодая жена, переодетая денщиком, неутомимо и безропотно разделявшая с ним тяготы походной жизни.   
С 17 июля по 23 марта 1810 г. был дежурным генералом при главнокомандующем Финляндской армией.   Командовал 1-й бригадой дивизии Коновницына, куда входил Ревельский полк. 

За участие в походах и боевых действиях награжден орденами: Св. Георгия 4-го кл., Св. Владимира 3-й ст. и Св. Анны 2-й ст. с алмазами.

В 1812 году бригада Тучкова сдерживала неприятеля под Витебском, Смоленском и Лубином. На Бородинском поле он, вдохновляя дрогнувший под ураганным неприятельским огнем Ревельский полк, с полковым знаменем в руках бросился вперед и был смертельно ранен в грудь картечной пулей у средней Семеновской флеши. Его не смогли вынести с поля боя, вспаханного артиллерийскими снарядами и бесследно поглотившего героя.   Высочайшим приказом 13 октября 1812 года генерал-майор А.А. Тучков  был  исключен из списков убитым в сражении 26 августа 1812 года.

На месте гибели Тучкова, указанном П.П. Коновницыным, М.М. Тучкова поставила первый бородинский памятник павшим в сражении – церковь Спаса Нерукотворного, освященную в 1820 году. Вокруг нее в 1839 году  возник Спасо-Бородинский женский монастырь, где вдова стала первой игуменьей под именем Мария. В 1992 году  восстановленный монастырь снова стал священной обителью.

ПЕРЕКЛЮЧИМСЯ теперь на разговор о ранних портретах А.А. Тучкова, в ходе которого некоторые приведенные выше точные даты из его жизни будут востребованы.  Базовой публикацией в  нашем обсуждении станет обстоятельная работа  искусствоведа Т.А. Селиновой [2],  в которой Татьяна Андреевна рассматривает все портреты генерала, находящиеся в собрании Государственного Эрмитажа, Государственного Исторического музее и музее Бородинское поле, высказывая свои соображения об их статусе, авторах  и датах исполнения.

При этом основное внимание она уделяет «большим» живописным портретам, которые обсуждаются в первую очередь, но в числе рассмотренных ею портретов имеется и небольшой портрет-миниатюра из собрания ГИМ, ценность которого состоит в том, что он является самым ранним, и важным в нашем исследовании.

Приведу информацию об этом «портретике» небольших размеров из статьи Селиновой:  (ГИМ, инв. № ИV- 966/60096. Акварель, гуашь, белила, лак, картон. 6,5х5 см.). На обороте  его имеется надпись: «Тучков Александр Алексеевич. Во время войны 1812 года в чине генерал-майора командовал полком. Убит 26 августа в Бородинском сражении.

Приобретен у Е.А. Тучковой в 1927 г.»[2].Вот что сообщает об этом портрете-миниатюре  после обсуждения живописного портрета генерала Тучкова из Бородинского музея-заповедника автор цитируемой статьи:

«Прижизненным портретом А.А. Тучкова является и миниатюра из собрания Исторического музея. Это самый ранний его портрет, написанный в начале 1800-х годов. Он принадлежит кисти иностранного, скорее всего французского, художника и создан либо во время путешествия Тучкова по странам Западной Европы в 1802-1804 гг., когда он посетил Париж, либо еще в России, перед его отъездом за границу, он предназначался М.М. Нарышкиной  (в те годы они еще не были женаты) <…>.

В  1827 г. портрет молодого Тучкова  приобретен Историческим музеем у внучки П.А. Тучкова Е.А. Тучковой  <…>. Поэтому достоверность миниатюрного портрета А.А. Тучкова не вызывает никаких сомнений: это тот самый портрет, который принадлежал жене Тучкова Маргарите Михайловне» [2].

Т.А. Селинова, являясь искусствоведом, довольно подробно описывает далее портрет - миниатюру, технику исполнения, композицию, мастерство художника, но для нашей статьи-миниатюры все это описание будет излишним. Приведу поэтому  лишь заключительное предложение цитируемого фрагмента: «Автор миниатюрного портрета был, несомненно, превосходным художником, создавшим тонкий, одухотворенный образ своей модели».

Зададимся теперь вопросами,  кто же автор данного портрета, когда и где (в России или за рубежом) он был выполнен, да и что  на голове будущего генерала: то - ли прическа, то - ли парик? Нужно сказать, что со времени написания статьи Т.А. Селиновой прошло 34 года, и если в 1987 году не было возможности быстро установить имя автора портрета-миниатюры, то сейчас сделать это не представило большого труда, и в результате интернет-поиска «нашелся» он быстро. 

Им является австрийский художник Людвиг Гуттенбрунн  (1750- 1819), работавший в России с 1795 по 1806 гг. и получивший здесь за серию портретных работ звание академика. Художник выполнял в основном малоформатные портреты представителей знатных родов российского общества, но называется в списке среди них и молодой Александр Тучков.

Его портрет, приложенный к биографии генерала на сайте «Наполеон и революция» и датированный 1800-ым годом, я также приложил к настоящей миниатюре, и он по своему рисунку полностью идентичен черно-белому изображению из статьи Селиновой. Замечу при этом, что помимо портрета Тучкова в простенькой желтой рамке встречается в интернете и другой вариант его в виде небольшого брелка (с именем того же художника, который занимался и миниатюрной живописью).

Поэтому можно однозначно сказать, что портреты-миниатюры Александра Тучкова были выполнены в России в 1800 году, когда он еще не ушел в отставку и находился при службе в Москве, и уже добивался руки Маргариты Нарышкиной. Изображен он на этих портретах в возрасте 23-лет. Замечу, что в одном из интернетовских документов я увидел другую датировку обсуждаемого портрета – 1803 год, но она является неверной, т.к. в этом году Тучков уже находился в отставке и путешествовал по Европе. 

Кстати, первые портреты Тучкова были выполнены в то время, когда он уже имел чин полковника, хотя и было ему всего-то 22 года. А в путешествие за границу он отправился  не в 1801-ом, и не в 1802-ом гг., как сообщают все известные источники информации, а в начале 1803 года, поскольку в отставку он ушел 31 декабря 1802 года, и вряд - ли отправился в дорогу до наступления нового года.

Дополнительно к этому замечу, что путешествие Тучкова за границу длилось не три года, как сообщают все те же источники информации, огрубляя точность своих оценок, а один год и 11 месяцев. Что касается возвращения к службе после возвращения из зарубежной поездки, то оно также произошло не через три года, а через один год, 11 месяцев и 15 дней (не зря все-таки автор миниатюры несколько лет читал в ВУЗе курс лекций «Методы и средства измерений физических величин»).

Поговорим теперь немного и о том, что же изобразил австрийский художник на голове модели: либо модную напудренную прическу тех времен, либо парик. Думаю, что это парик, поскольку из под него, вблизи правого уха, просматривается собственный бакенбард. В подобном парике (возможно из пушистой шкурки колонка), кстати, был запечатлен в 1803 году и другой молодой человек – известный всем камергер Резанов Николай Петрович, о портрете которого я писал в своей миниатюре на прозе.ру от 25.05.2021. Видимо, мода была такая в начале 1800-х.

Завершая разговор о раннем портрете Александра Тучкова, хотел бы для ясности обсудить и такой вопрос: «А не мог бы в эти годы (с 1800 по 1804 гг.) он хотя бы повстречаться  с выпускником Академии художеств Александром Варнеком, бывшим на пять лет моложе его, но успевшим написать в этот период времени портреты артистки балета  Е.И. Колосовой, мореплавателя Крузенштерна, графа С.О. Потоцкого , и ряда своих соучеников, ставших известными в последующие годы?   

Думаю, что нет, поскольку один из них жил в Москве, а другой - в Петербурге, и нет ни одного документального свидетельства тому, что Тучков в эти, да и в более поздние годы бывал в Петербурге.  Варнек же 20.06.1804 отбыл в Италию, в Рим, а вернулся обратно в Петербург 05.10 1809 г.

Замечу, что и после этого Тучков, проживавший в Петербурге некоторое время в свои детские годы, не бывал здесь в 1810 -1812 годы. Поэтому, и второй портрет генерала, приложенный к миниатюре, выполненный по версии Т.А. Селиновый «не ранее 1810 г. и не позднее 1812 г.»  Александр Варнек выполнить (как будто) не мог.

Если, конечно, не было какой-то «засекреченной поездки» Тучкова в Петербург. 
А в пользу того, что такой поездки не было, и портрет генерала в эти годы  Варнеком не был выполнен, свидетельствует изданный сравнительно недавно Сборник академических отчетов за многие годы по 1815 год [6].  В этом сборнике названы несколько портретов художника, которые по каким-то причинам не были включены ранее в четыре известных списка его работ. При этом портрета Тучкова в числе этих «забытых» нескольких портретов не оказалось.

Выходит тогда, что данный портрет художник выполнил в 1813 году? Но, судя по списку гравированных портретов  Ровинского, так и было [7].  А как иначе понимать тогда аннотацию к гравированному портрету?         

«ТУЧКОВ 4, Александр Алексеевич, генерал-майор; род. 3 марта 1778;  убит в Бородинском сражении 26 августа 1812 г. и погребен в Спасо-Бородинском монастыре, основанном его вдовой, Маргаритой Михайловной, урожд. Нарышкиной (02.01.1781- 29.04.1852), в монашестве Игуменьей Марией, которая была восприемницей при св. миропомазании императрицы Марии Александровны и Великой княгини Александры Иосифовны.

Круг в четыреугольнике <…> поясной, ; влево: Генерал-майор Тучков 4-й. Убит в Бородинском сражении на 35-ом году от рождения своего. Пис. А. Варник. ---1813.---Грав. А. Ухтомский <…>».

Я понимаю сделанную запись так, что и художник, и гравер выполнили свою работу в 1813 году. И выходит, что в этом редком случае художник нарушил свой принцип - писать  портреты только с натуры – и выполнил портрет Тучкова с какого-то другого портрета, выполненного ранее.  При этом ничего другого не остается, как предположить, что писал он этот портрет, используя раннее изображение, т.е. миниатюру австрийского живописца Людвига Гуттенбрунна, переданную ему вдовой генерала, Маргаритой Михайловной, которая, по-видимому,  и заказала обсуждаемый нами портрет.

Думаю, что приступив к выполнению живописного портрета, Александр Варнек каким-то образом получил информацию у вдовы относительно цвета волос и прически ее супруга, возможно, цвета глаз и других особенностей лица. При этом,сверяя черты лица модели на обоих портретах, я пришел к заключению, что у молодого Тучкова были очень характерные черты лица, что облегчало работу художника. 

Прежде всего, Александр Варнек точно передал треугольную форму нижней части лица, сужающегося к подбородку, написал прямой нос средних размеров с маленькой горбинкой и очень точно воспроизвел губы. Ему удалось передать также своеобразную форму больших глаз и прямой взгляд модели, направленный на зрителя, а также рисунок длинных густых бровей, немного нависающих над глазами. Как видно, форма уха тоже сохранена.   

Селинова Т.А. в своей статье заметила, что образ Тучкова необычайно привлекателен, и в нем есть романтизм, почти несвойственный Варнеку, который  сумел уловить характерные черты облика своей модели и создать прекрасный выразительный портрет. Меня эта оценка когда-то несколько умилила, поскольку примерно в то же время, когда появилась публикация Селиновой Т.А., была издана и монография В.С. Турчина, в которой он назвал А.Г. Варнека одним из основоположников романтизма в российской живописи [8].

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Тучков 4-й Александр Алексеевич (1777 – 1812). Сайт «Наполеон и революция». См. изображение А.А. Тучкова в конце биографической заметки, представленной на сайт 11 декабря 2009 года. Указано, что автором приложенного к заметке раннего портрета 23-х летнего Тучкова является австрийский художник Людвиг Гуттенбрунн (1750 – 1819).
2. Селинова Т.А. Неизвестные прижизненные портреты участника Отечественной войны 1812 года А.А. Тучкова. Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1985. М. Наука. 1987. С. 264 – 269. 
3. В. Анфилатов и др.  Альбом по искусству. Музей-заповедник «Бородинское поле». Белый город. 2007. С. 34.
4. Сайт Сергея Владимировича Волкова. «Русский офицерский корпус».
5. Тучков Александр Алексеевич. Формулярный список. Сайт Руниверс.
6. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.   
7.  Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. Т. 3. 1886 –1889. Государственная публичная библиотека России.
8. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство,1985.–168 с.

19.06.2021.