Подвиг героя земляка

Сергей Засухинпоздеев
Вечная память герою земляку.

В пучине  Карского моря.

; 29 июля—День Военно-Морского Флота.
 
    На экране Верхней Тоймы недавно демонстрировался новый цветной художественный фильм грузинских кинематографистов «Операция «Вундерланд». Он посвящен героическому экипажу ледокольного парохода «Александр Сибиряков» и его капитану Анатолию Качараве. Картина возвращает нас к событиям августа сорок второго и рассказывает, как моряки-североморцы погибли в неравном бою с фашистским крейсером.

   На «Александре Сибирякове» командиром орудийного расчёта служил старшина Василий Михайлович Дунаев из деревни Устье Выйского сельсовета. Сегодня мы перепечатываем, (с небольшим сокращением) рассказ Е. Юнги, который наш корреспондент В. Тюпин отыскал в газете «Красная звезда» за 1958 год. Вечная память земляку и его боевым товарищам!

   После категорического отказа сибиряковцев сдаться на милость врага фашистский рейдер принялся добивать пароход осколочными снарядами, стремясь истребить как можно больше людей, мстя им за отказ спустить советский флаг.
Шрапнель поразила насмерть всех, кто находился на полубаке, кроме командира второго орудия старшины Дунаева. Взрывная волна оглушила его и швырнула в люк, на Вавилова.

   ...Придя в себя от удара, кочегар взвалил Дунаева на плечи и вместе с ним выбрался на верхнюю палубу.
Пароход доживал свое. Надстройки и мостик были в огне. Струйки пылавшего бензина вытекали из продырявленных шрапнелью бочек на палубу, превращались в огненные потоки, сжигавшие всё на пути, лились за борт. Море вокруг парохода горело, черно-оранжевые клубы дыма и пламени вздымались у мостика, загораживая дорогу на шлюпочную палубу.
 
— Капитан убит! Судно тонет! Прощайте!.. — вот что разобрал Вавилов сквозь треск горевших надстроек...
— Надо уходить, Паша..., — рядом с Вавиловым очутился закопченный дымом земляк-соломбалец моторист Сафронов. Ватный костюм на нём тлел во многих местах. — Или утянет на дно!.. А жив Дунаев-то!.. — обрадованно вскрикнул он, заметив, как дрогнуло от судороги лицо командира орудия.
— Жив, — подтвердил Дунаев и, подхваченный Вавиловым, встал, чтобы надоумить товарищей: — Спускайте эту штуковину!
Он показал на последнее из бревен разборного домика полярной станции, которое еще оставалось на палубе.
Не мешкая, кочегар и моторист закрепили бревно оттяжкой, спустили его на воду, помогли спуститься Дунаеву, спустились сами, обрубили оттяжку и что было сил стали грести прочь от парохода.
...Потоки воды всасывались внутрь парохода через многочисленные пробоины в корпусе
— Не уйти, ребята... — простонал Сафронов. — Тут и помирать нам...
Непреодолимый поток прижал бревно, как магнитом, к огромной пробоине, сквозь которую  виднелся бортовой бункер, наполовину залитый водой.
«Сибиряков» продолжал но его шлюпочная палуба всё ещё была недоступным огню островком.
— Скорее! Может, уцелела какая из шлюпок! — заорал  Вавилов...
— Видели? — яростно спросил Дунаев.
Пароход резко накренился,  густая пелена дыма встала над шлюпочной палубой, скрыла всё.
   ...Вокруг вращались, с каждой  секундой медленнее и ленивее  обломки деревянных надстроек, брёвна, доски, ящики, тюки,бочки. Среди них, цепляясь за что попало барахтался Дунаев. Ему  под конец удалось оседлать бревно. Хриплым голосом он звал на помощь.
— Держись, держись! ободряюще откликнулся Вавилов и  едва услышал себя, оглушённый  сразу возникшим рёвом мотора.
Полным ходом, направляясь к  Дунаеву, мимо кочегара пронёссся фашистский катер. Волна  ударила в лицо Вавилову, захлестнула его. Когда он протёр глаза  кулаком и огляделся, Дунаева  уже не было на поверхности: подбитый фашистским катером старшина бесследно исчез в непроницаемой пучине Карского  моря, там, где нашел свою  могилу «Сибиряков».

Евгений Юнга.
Районная газета «Заря» Архангельская область.№ 85 от 28 июля 1990 года.

*****
К 40-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ  ПОБЕДЫ.

 Большая семья сибиряковцев.

   .. . Мы живём в большом и светлом мире, который был завоёван дорогой  жизнью миллионов советских людей. Сорок лет Великой Победы, но эстафета памяти не кончается, она передаётся  от одного поколения к другому. И яркое подтверждение тому большая семья сибиряковцев. Сегодня наш рассказ ещё об одной ветви этого большого растущего дерева...

   Старшина 2-й статьи Василий Михайлович Дунаев родился в 1909 году  в деревне Усть-Выйская Верхнетоемского района Архангельской области, в крестьянской семье. В деревне он рано приобщился к труду. После окончания сельской школы, до призыва на действующую военную службу, работал в лесной  промышленности, на лесозаготовках и сплаве. Член ВКП (б).

   Послe  окончания службы в  « Советской Армии до Великой Отечественной войны работал в родной деревне начальником  лесобазы, избирался председателем колхоза «Новая Выя» в своём районе.
Трудолюбивый, требовательный, справедливый, он пользовался заслуженным авторитетом колхозников, Старожилы и сейчас помнят его как хорошего организатора.

   Война нарушила мирную жизнь, в октябре 1941 года Василий Михайлович Дунаев призывается по мобилизации. Направлен на Северный флот, получил назначение на Краснознамённый ледокольный пароход «А. Сибиряков» в должности командира отделения комендоров (действительную службу он проходил по специальности артиллериста).

   25 августа 1942 года в  неравном бою с фашистским тяжелым крейсером «Адмирал Шеер» В. М. Дунаев погиб  в Карском море. Его именем назван один из островов Матросского архипелага...
Тяжелое горе постигло семью Дунаевых. Жена Василия Михайловича—Мария Иосифовна в конце 1941 года схоронила маленького сына Геннадия, осталась одна с семилетней дочкой Любой.

   Все колхозные работы тогда легли на плечи деревенских женщин. Работали, не считаясь со временем. «Теперь даже не верится, как мы могли пережить все
тяготы минувшей войны», —- перебирав в памяти события тех дней, говорит  ,Мария  Иосифовна. Вспомнив частушку «Я и лошадь, я и бык,  я и баба и мужик!» — она не сдержалась, всплакнула.
С десяти лет Мария Иосифовна росла  без отца, в  25 лет осталась вдовой. Воспитывала дочку...

   Ныне Мария Иосифовна уже прабабушка! Она  и после войны еще долго работала на  производстве, была ударником коммунистического труда, награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг».
В трудные времена дети взрослеют рано. Люба, как могла, помогала матери  по хозяйству. Несмотря на трудности, Люба окончила семилетку и педагогическое училище, работает учительницей. Это радовало и одновременно волновало Марию Иосифовну, так как по состоянию здоровья Любе пришлось сменить специальность и профиль работы. Теперь всё позади!

   Любовь  Васильевна Дьячкова (Дунаева), много лет работает сменным мастером на Архпромкомбинате, член КПСС, ударник коммунистического труда, активная общественница, имеет много благодарностей, награждена юбилейной медалью «За доблестный груд, в  ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» и орденом «Трудового Красного Знамени». Избиралась депутатом Архангельского городского и областного Советов народных депутатов.

...Приходят новые поколения сибиряковцев, но в них всё та же любовь к труду, самоотверженность и подчинение великой цели: «Раньше думать о Родине, а потом о себе».

   С. БЫКОВ. 1985 год. г. Архангельск.