Литературный ликбез 6

Сергей Мельников
Авторская речь – речь персонажа в которой выражены мысли, чувства, отношения автора произведения. При употреблении авторской речи следует соблюдать правила пунктуации.
При этом слова автора могут стоять различных положения перед прямой речью. Существует несколько вариантов, например, слова автора находятся после прямой речи: «Ты пойдёшь со мной?» - спросила девочка. Слова прямой речи ставится в кавычках при вопросительном предложении в конце прямой речи ставится вопросительный знак.
В восклицательном предложении по окончании прямой речи ставится восклицательный знак: «Стой, кто идёт! Стрелять буду!» - воскликнул часовой.
В повествовательном предложении после кавычек ставится запятая: «Хорошо тут у вас», - сказал Павел Насте.
Авторские слова могут стоять и перед прямой речью: Алексей угрюмо посмотрел на присутствующих и крикнул: «Как же вы мне все надоели!».
Иван нетерпеливо переминался с ноги на ногу и пробасил: «Ну, скоро вы там?».
Григорий смотрел на снежную целину и сказал стоящему рядом Фёдору: «Как же я устал…».
Полина быстро взошла на пригорок и обратилась к Валентину: «Пойдём ужинать, я борщ приготовила».
Так же возможны варианты, когда авторская речь находится в разрыв прямой речи: «Подожди, - Максим остановился. – Тут не пройти».
«Я с вами не пойду, - Василий шмыгнул носом, - простыл и плохо себя чувствую».
«Да, вот это история, - Пётр рассмеялся и обнял Ольгу: -давно так не смеялся».
Так же возможен вариант, когда прямая речь вставлена в разрыв авторской речи: Андрей встал с постели: «Поздно уже», - и начал одеваться.
Виталий с удивлением спросил Ирину: «Куда это ты собралась?» - возмущённый её молчанием загородил дорогу.
Отец приказал: «Всем оставаться дома!» - взял пальто и вышел на улицу.
Сергей потёр виски: «Ничего не понимаю…» - и уставился в пол.

Вирши – от латинского «стих». В первоначальном смысле стихи тонического сложения, то есть основанные на равном числе ударных слогов в стихотворной строке, на духовные темы.
Стихотворная система виршей характеризуется обязательным наличием рифмы, но при этом ритм довольно свободный, как и число слогов и свободное расположение ударений.
Самыми ранними виршами считаются вирши на герб князя Острожского, «Предисловия к читателям Острожской Библии созданные Герасимом Смотрицким, произведение Андрея Рамши «Хронология» и прочие созданные в 16-м, в начале 17 века.
Вирши были популярны в Восточной Европе, особенно в Польше и на Украине. Под воздействием польского стихосложения меняется стиль стихосложения из тонического он становится силлабическим, то есть приобретает ритмические единицы, равные по числу слогов, а не ударений.
В русской литературе появление виршей связывается с именем Симеона Полоцкого (1629 -1680), деятеля русской культуры, писателя, писавшего на духовные темы, богослов, поэт, драматург, переводчик, личность довольно знаменитая в своё время и талантливая, хотя вирши и были известны на Руси и ранее уже в начале 17-го века.
Традиция виршей была продолжена такими поэтами 16-17 веков как Сильвестр Медведев, Карион Истомин, Феофан Прокопович, Мардарий  Ханыков и Антиох Кантемир. Примером виршей могут служить стихи Кирилла Транквиллиона-Ставровецкого:
О мудрости преславная.
От веков в человецех давная,
Любители твои тобою прославлены,
И на высоких достоинствах поставлены,
Тобою царие царствуют,
И сильным народами справуют.
Как видно такой стиль весьма тяжеловесен для восприятия и поэтому,  с 19-го века, когда стихосложение становится более легковесным понятие вирши приобретает другое, ироническое значение. Теперь виршами называют неудобночитаемые стихи, тяжело воспринимаемые на слух.
Творческая история – сложный процесс создания художественного произведения.
Толчком к созданию произведения могут быть различные причины: случайная встреча, событие, знакомство с прототипом главного или второстепенного героя, личный опыт писателя, его чувства или переживания, сюжет может быть подсказан во сне, фантазия автора и прочее. При этом вносятся различные подробности, основанные на как на действительных событиях, так и придуманные самим автором, мотивация героев произведения. Редко бывает, что произведение автор создаёт за один раз, без черновиков, исследований, как, например, «Незнакомка» А. Блока, написанная в 1906 году практически с чистого листа.
Порой автору приходится, для создания произведения, искать источники в различных книгах, встречаться с прототипами героев, свидетелями событий. Так, Шолохов встречался с Харлампием Ермаковым с которого был списан главный герой «Тихого Дона» Григорий Мелихов, за что на него жаловались партийные работники в НКВД, но, Сталин приказал Шолохова не трогать.
Произведение как было указано выше может возникнуть в результате неожиданного озарения или появиться как плод долгих раздумий, размышлений.
Автор произведения создаёт особые условия, для себя, чтобы успешно трудиться. Сроки написания могут быть различны, от короткого периода до нескольких лет, окончательный вариант может появиться после нескольких переписываний. Лев Толстой свой роман «Война и мир» переписывал 12 раз.

Фабула – от латинского «сказка, басня», описание различных событий в литературном произведении в их хронологической и логической последовательности. Фабула является основным сюжетом произведения вокруг которого развивается всё действие, так фабулой романа Коллинза «Лунный камень» является похищение ценного алмаза.
Фабула может разделяться на несколько главных элементов: коллизия, то есть конфликт, лежащий в основе произведения, интрига, перипетия, экспозиция, завязка, кульминация, развязка сюжета, пролог, эпилог.
Коллизия – это столкновения, описанные в произведении между действующими лицами, выраженный в различном мировоззрении, характерах, поступках, выраженных как в словесной форме, так и в физическом противодействии или их совокупности.
Основными формами коллизии являются:
противодействие человека человеку,
противостояние человека и природы,
противодействия эмоционального характера,
когда человек стремится изменить самого себя,
противостояния человека и общества, когда человек
борется против отношений, сложившихся в обществе, или, когда общество не воспринимает человека
противостояние против судьбы, выраженное в том,
что человек идёт против сложившихся жизненных
обстоятельств,
противостояние против различных мистических явлений,
противостояние против сверхъестественных сил.

Интрига –от французского «запутываю», интрига - это достижение действующим лицом произведения некоторой цели в противодействии с другими лицами, обстоятельствами, случайностями. Интрига характеризуется тем, что герою приходится преодолевать препятствия, разрабатывать хитроумные планы по их преодолению, устраивая западни и ловушки для противников, уходя от их намерений.
Интрига может иметь различные виды, быть любовной, где герой добивается любви, не смотря на враждебные действия других лиц, как в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта».
Политическая интрига завязана на конфликте различных стран, или политических групп, где каждая сторона, различными политическими методами добивается преимущества совей стороны.
Шпионская интрига повествует о действии разведчика во вражеском лагере, с целью его поражения, используются шпионские методы, влияния на принятие решения, убийства, диверсии.
Интрига может быть предполагаемой или неожиданной, приводящей к неожиданному повороту сюжета.
Перипетия – основа этого литературного термина исходит из античной мифологии и означает внезапное исчезновение удачи в делах, возникающее как наказание богов за излишнюю самоуверенность.
В этом смысле показательна история правителя Самоса Поликрата. Этот человек был очень удачлив, никогда не имел огорчения.
Его друг, фараон Египта Амасис понимал, что череда удач не может длиться бесконечно и предупредил Поликрата, что может случиться крупная неприятность. Поэтому посоветовал ему избавится от дорогой Поликрату вещи, чтобы ощутить горечь утраты и тем самым полосу благоприятных событий.
Поликрат прислушался к этому совету и решил расстаться с драгоценным перстнем, которым очень дорожил. Выйдя на корабле в плавание, он выбросил эту ценную вещь в море.
Несколько дней спустя один рыбак выловил необычно красивую рыбу и решил подарить её своему господину, правителю Самоса.
Когда повара вскрыли брюхо рыбе там обнаружился перстень, принадлежавший Поликрату.
Это его очень напугало. Он понял, что боги отвернулись от него и впереди большая беда.
Так и случилось. Персидский сатрап Ороит заманил Поликрата в ловушку и предал мучительной казни, посадив на кол.
Перипетия может случится неожиданно и по независимой от героя причине, так в пьесе Софокла «Эдип» пастух, рассказавший Эдипу историю его рождения, неожиданно открывает истину, что тот женат своей матери и убил собственного отца.
Но перипетия может быть не только поворот к плохому, но и к хорошему, например, у героя появляется неизвестный покровитель, как в пьесе Эжена Скриба. «Стакан воды».
Экспозиция - от латинского «выставить на показ, изложение». В литературе экспозицией называется предварительное изложение событий, фактов, описание действующих лиц, исторической обстановки в которой будут происходить описываемые события и их причины. Экспозиция предшествует завязке и является короткой часть произведения, вводящее читателя в суть дальнейших действий.
Завязка -  событие в произведении, собственно говоря, с которого и начинается основное действие. Завязка является ключевым элементом произведения, вокруг которого и разворачиваются события, описанные в произведении. Примерами такого элемента является, например, первая встреча Аксиньи и Григория Мелехова у реки, похищение Парисом Прекрасной Елены и прочие.
Кульминация – от латинского «вершина». В литературном произведении это точка высшего накала действий героев, переломный момент, который держит читателя в сопереживании участникам произведения. В кульминации происходит не просто столкновение героя или нескольких действующих лиц друг с другом, с обстоятельствами и противоречиями, но это действие сопровождается высочайшим напряжением физических или нравственных сил, что невольно читатель переносит на себя их чувства, эмоции и действия.
Примером кульминации может служить момент, когда Данко, в рассказе Горького «Данко» вырывает своё горящее сердце и освещает им дорогу своему народу тем самым спасая его от гибели и отчаяния.
Развязка сюжета – окончание действия в литературном произведении, которое расставляет все события на свои места, раскрывает все сюжетные линии. Развязка может быть, как в конце произведения, так и в начале. Если развязка сюжета стоит в начале, то она сообщает об окончательном действии, а потом  идёт объяснение что, как и почему произошло.

Пролог – от греческого «предисловие». Это вводная часть произведения, но в отличии от предисловия, пролог всегда имеет художественную окраску, не просто перечисление событий, действующих лиц, но и художественное изложения, с применением литературных приёмов.
Пролог имеет цель привлечь внимание читателя к последующим действиям, описываемым в произведении.
Если в произведении изложение ведётся от первого лица, то в прологе излагаются причины, заставившие автора взяться за написание произведения.
Пролог не должен быть длинным, иначе теряется заинтересованность читателя, его главная цель заинтриговать.
События в прологе излагаются в динамичной манере, не следует его затягивать.
Эпилог – от греческого «послесловие», заключительная часть произведения, который рассказывает о дальнейших событиях, судьбе действующих лиц.
Эпилог подводит черту под сюжет, раскрывает многие события в будущем героев, как в пространственном, так и во временном параметрах, их участие в исторических событиях.
Иногда автор оставляет эпилог неопределённым, предоставляя читателю самому додумать концовку произведения.