От простых форм отражения до сознания и мышления о

Сергей Алексеевич Бобров
Если любой материальный объект (субстанция) являет собой продукт бесконечного предыдущего движения той части материи из которой он состоит (см. предыдущую статью “Субстанция, как единство материи и её форм”), то это значит, что его текущее состояние, выраженное его формой и качественными характеристиками, является не чем иным, как отражением всего этого движения, результатом движения этой материи в составе бесконечного множества ранее существовавших субстанций с их бесконечным делением, слиянием и формированием в этих процессах всех качественных характеристик данной субстанции (материального объекта), представленных в её наличном состоянии. То есть, вся качественная сторона любой субстанции (включая и её внешние формы), по сути, является отражением всего предыдущего движения этой части материи, отражением истории бесконечного взаимодействия всего бесконечного количества составляющих её субстанций между собой и с внешними объектами (субстанциями). Любая вмятина, царапина, или внутренние изменения в субстанции, являются отражением либо внешних воздействий на неё, либо процессов порождаемых внутренними противоречиями. Таким образом, отражение является застывшим (в наличной форме, наличном состоянии, той части материи, из которой состоит данная субстанция) результатом движения этой части материи, вызвавшем изменения её внешних и внутренних (обуславливающих качественные характеристики субстанции) форм. А если мы признаём движение как форму существования материи, то должны признавать и отражение, как всеобщее свойство всех материальных объектов (субстанций). Любое взаимодействие субстанции  с другими субстанциями или её внутренние изменения всегда отражаются, тем или иным образом, в её наличном состоянии, в её внешних или внутренних (формах организации составляющих её элементов ) формах.
Таким образом, отражение является всеобщим свойством природы, как неживой, так и живой. В простейших живых организмах оно начинает участвовать в их эволюционном отборе. Движение амёб, как реакция на внешнее воздействие, осуществляется путём «переливания» плазмы из одного участка тела в другой. Никакого сознания, никакой мотивации, просто процессы, обусловленные внутренним содержанием организма. В результате минимальной разницы в конкретных организмах (мутационных отклонений), в результате одних и тех же воздействий, одни могут пойти в одну сторону, другие в другую и, соответственно, одни выживут, другие погибнут. Выжившие сохранят эти особенности в своём потомстве. И в дальнейшем любые мутационные отклонения, ведущие к возможности более полного удовлетворения потребностей организма и его выживанию в условиях окружающей среды, будут сохраняться в потомстве повышая их устойчивость (жизнеспособность) и конкурентоспособность (вытесняя аналогичные, но менее приспособленные организмы) в окружающей среде. В результате случайно возникшие (мутационные) выпуклости и отростки постепенно трансформируются в отростки и полноценные органы передвижения, с одновременным усложнением и самой структуры организма, и т.д. И всё это является отражением организмом (субстанцией в целом) изменений в нём, вызванных воздействием внешней среды. По сути, это и есть механизм эволюции, подстраивания организма под условия внешней среды, повышение его устойчивости (жизнеспособности) в ней.
Таким образом, отражение всех внешних воздействий непосредственно телом объекта, это первая, наиболее простая,  форма отражения, общая для всех материальных объектов, включая и живые организмы.
С развитием живых организмов, усложнением их структуры, ростом объёмов и массы, снижается возможность восприятия внешних воздействий ими в целом. Воздействия воспринимаются только отдельными их частями и пока распространятся на организм в целом, и организм сможет на них среагировать, могут привести к необратимым последствиям и гибели организма. Более высокую способность к выживанию, в том числе и в конкурентной борьбе, начинают обретать те организмы, у которых, в результате мутации (случайных изменений в наследственности) происходят такие изменения, которые способствуют более быстрому реагированию организма в целом на эти воздействия. Развитие этой способности в процессе эволюции и привело к формированию специального информационного аппарата (нервной системы) информирующего организм в целом о внешних воздействиях на его отдельные части.
В процессе дальнейшего развития (у высокоразвитых животных) сформировалась полноценная нервная система со специальным органом отражения (мозговым центром). В этом органе отражения (мозге), воспринимающим все виды воздействия внешнего мира на организм через все органы восприятия и нервную систему, отражения формируются уже в специфическом, кодовом виде, как информация. Реакция же организма в целом на внешние раздражители происходит уже, в основном, на основе этой информации, побуждая к движению и те элементы организма, на которые эти внешние факторы напрямую воздействия и не оказывают. Это следующая (вторая), более сложная, форма отражения, обеспечивающая возможность реакции относительно сложных и объёмных живых организмов в целом на воздействия внешней среды на отдельные его части. При этом, первая форма отражения никуда не девается, а просто дополняется более сложной, повышающей устойчивость (способность к выживанию и развитию) более сложных организмов в условиях окружающей их среды.
Отражения, сформированные в центре отражения (мозге), должны храниться в нём как минимум на время обеспечивающее реакцию организма на то, что их вызвало. При появлении в мозге новых отражений, в процессе формирования реакции организма на уже имеющиеся, и те, и другие, неизбежно должны как-то сочетаться, вырабатывать  общий (результативный) сигнал управления организмом. Таким образом, возникают  зачатки мыслительной деятельности, в результате которой в центре отражений (мозге) формируются новые отражения, порождаемые уже не непосредственно внешними воздействиями, а  оперированием мозга с уже существующими в нём отражениями.
Отражения, сформированные в мозге не путём непосредственного восприятия органами чувств организма элементов внешнего мира, а путём мыслительной деятельности (оперированием уже имеющимися в нём отражениями), это ещё одна, третья форма отражения.
В процессе эволюции (естественного отбора), преимущества получали те, у которых в процессе случайных наследственных изменений появлялась способность к более длительному сохранению отражений (развитие памяти) и повышались способность оперирования ими. Соответственно, и в процессе управления организмом всё больше и больше места стала занимать не непосредственная реакция на внешние воздействия, а реакция на отражения полученные уже в процессе мыслительной (хотя бы и самой примитивной) деятельности.
Таким образом, сознание, это, по сути, набор отражений как непосредственно внешнего мира (полученных в результате внешних воздействий любым образом), так и сформированных в процессе мыслительной деятельности (оперирования полученными извне отражениями). Мышление же (мыслительная деятельность) это и есть процесс оперирования имеющимися в сознании отражениями.И развивались эти способности и свойства живых организмов постепенно в процессе их эволюции, подстраивания под условия окружающей среды, обеспечивая более полное удовлетворения потребностей организмов и повышения безопасности их существования. А человек, это только вершина развития этих свойств и способностей на планете Земля.
Любой продукт (застывший результат) деятельности живого организма, является отражением этой деятельности. Но если это просто продукты обмена организма, как любой открытой термодинамической системы, с окружающей средой, то это представляет из себя ещё первую (всеобщую) форму отражения внутренней деятельности организма, внутреннего движения составляющих его субстанций, в окружающей его среде. Но высокоорганизованные организмы не только обмениваются энергией и материей с окружающей средой (как любые открытые термодинамические системы), но и вносят изменения в окружающую их среду путём реализации в ней своих отражений полученных в результате мыслительной деятельности. Таким образом, в окружающей среде формируются особого вида отражения, не просто отражения непосредственной жизнедеятельности организма, как открытой системы, а отражения третьей формы отражений (записанной в мозге организма в кодовой форме) в виде реальных материальных объектов (субстанций). Насколько такие отражения получаются адекватными их исходным образам (в мозге) и почему, это отдельная тема. Но реально высокоорганизованными живыми организмами они создаются и это следующая, четвёртая форма отражения. 
Ещё Дарвин считал, что и у животных есть способность к мышлению. Он писал, что «Из всех человеческих способностей разум, несомненно, ставится на первое место, но лишь немногие могут отрицать, что разница между психикой человека и высших животных, как бы она ни была велика, это, конечно, разница в степени, а не в качестве». И исследования в этой области, не прекращающиеся с тех времён, это подтверждают. В этом нетрудно убедиться покопавшись в интернете, где описываются, в том числе, и весьма забавные эксперименты (даже если делать допуски на трактовки):
«Интересный эксперимент недавно провели учёные из Йельского университета. Они решили научить обезьян пользоваться деньгами, причём в качестве объектов для опыта выбрали не прогрессивных шимпанзе, а более примитивных капуцинов, потребности которых ограничиваются едой, сном и размножением. Сперва учёные заставили обезьянок усердно трудиться, давая им в качестве вознаграждения лакомство, а затем, когда капуцины усвоили связь, заменили еду на разноцветные пластмассовые жетоны с определённым «номиналом». И вскоре с удивлением наблюдали образовавшуюся в вольере миниатюрную модель человеческого общества со всеми её недостатками и пороками, трудоголиками, лодырями, теми, кто предпочитал копить жетоны, и теми, кому проще было отнять. Обезьянки перестали друг другу доверять, стали подозрительными и агрессивными. Кроме того, они довольно быстро усвоили понятия «дорогой» и «дешёвый», предприняли попытку ограбить импровизированный «банк» и даже не чурались «любви за деньги». https://www.mirf.ru/science/razum-zhivotnyh/
«Но вдруг, как гром среди ясного неба, были опубликованы результаты опытов супругов Гарднеров (Университет штата Невада, США): им достоверно удалось обучить шимпанзе языку глухонемых.
При этом, обезьяна не только повторяла, но и создавала новые слова, логически правильно составляя уже выученные (туалет;—;«грязный хороший»; зажигалка;—;«бутылка спичка»; лебедь – «птица вода» и так далее…).
Невозможно верно составлять слова, не понимая их внутренний смысл. Поэтому выходит, что шимпанзе и в самом деле обучились языку глухонемых людей, а не просто так (как попугаи) повторяли слова-жесты». https://lektsii.com/3-63878.html
Было проведено множество и других опытов с животными и птицами, с более локализованными направленностями исследований, и в настоящее время вряд ли можно сомневаться, что высокоразвитые животные мыслят, при этом мыслят не только логически, но и диалектически (могут оценивать развитие процесса). Они могут и использовать орудия труда (камни, палки) т.е., создавать орудия труда непосредственно превращением в них природных объектов. Они только не могут создавать новые орудия труда уже имеющимися орудиями труда. В этом плане Маркс очень метко определил человека, как животное создающее орудия труда. Именно это отличает человека от высокоразвитого животного, хотя это определение Маркса и требует некоторого уточнения в плане того, что человек, это животное не просто создающее орудия труда (это делают и другие животные, превращая в них природные объекты), а создающее орудия труда орудиями труда.
Создание орудий труда орудиями труда открывает новые возможности для развития мышления. Создание каждого нового орудия труда открывает новые горизонты для создания следующего, более совершенного, более сложного орудия труда.
Создание каждого нового орудия труда формирует и элементы нового бытия, которое, в свою очередь, формирует и новые элементы сознания (как совокупность отражений) обеспечиваемые не только наличием самого этого нового орудия труда, но и разнообразной практикой его применения. Таким образом, создание каждого нового вида орудия труда осуществляется уже с достигнутого уровня, обеспечивая, таким образом ускоренные (вроде геометрической прогрессии с переменным знаменателем) темпы развития орудий труда, бытия, сознания и мышления.
Таким образом, сознание и мышление (как свойство материального объекта, субстанции) являются только конкретными видами отражения в совокупности всего комплекса отражений, как наличного идеального, сформированного всей историей существования той части (частей) материи из которой состоит данная субстанция. Развивается именно субстанция, путём развития своих форм и качеств в сторону большей приспособленности к существованию в окружающей среде, а сознание и разум, это только её элементы вне зависимости от степени их значимости.
В части разума (как способности мыслить), человек от высокоразвитых животных отличается не его наличием, а только уровнем его развития. Основное же отличие заключается в более общих свойствах этих субстанций, а именно в способности человека (в отличии от животного) создавать орудиями труда новые орудия труда. Именно с началом создания орудий труда орудиями труда и началось становление человека, его выделение из животного мира, в том числе и путём ускоренного развития разума, как мыслительных способностей на основе совершенствования орудий труда. И эта способность у животных, сделавших их людьми, возникла на основе не только разума, но и в сочетании с массой других факторов, как особенностей непосредственно организмов, так и существовавших, на тот момент, особенностей окружающей их среды.
Таким образом, только рассматривая развитие форм отражения, как всеобщего свойства природы, можно можно проследить последовательность его развития (как идеального) от его простейших форм до сознания, включая и его формирования посредством мышления.