Как сердцу высказать себя...

Валерий Протасов
   
Как чувствительно человеческое сердце! Когда я стал жаловаться одному моему знакомому на одолевающую меня тоску, он сказал, что это наказание за грехи молодости. Что он имел в виду, не знаю. Никаких особых грехов я не совершал. По природе человек застенчивый, даже слишком, и бесстыдником никогда не был. Я ничего ему на это не ответил, потому что не имею привычки оправдываться в том, чего не совершал. И думаю, что люди и сами это поймут. Всегда грязное казалось мне грязным и вызывало отвращение. Видимо, я ошибался. Но он принял моё молчание за согласие. Досадно мне это было, и знаю, что буду досаду свою помнить и хранить до скончания века. Нельзя душу мою мерить мерою, которая мне не свойственна. Нельзя меня делать не мной. Я буду хранить досаду. Но не буду забывать и наблюдение одного известного психиатра:«Думая плохо о другом человеке, мы переносим на него свои дурные качества. Доброму человеку и в голову не придёт то, что крутится в голове дурного". А он будет жить в убеждении, что всё так и было, как он думает.