Нарцисс Араратской Долины. Глава 73

Федор Лапшинский
В декабре месяце, 1991 года, в нашей супердержаве произошли драматические и трагические исторические события, в результате которых образовались независимые республики. Начался процеcc строительства новых феодально-капиталистических отношений в этих национальных образованиях, в которых к власти пришли бывшие коммунисты или бывшие диссиденты (Гамсахурдиа и Тер-Петросян). Михаил Сергеевич Горбачёв сошёл со сцены, и ушёл восвояси, не очень-то поняв, что же это такое произошло. Многие наши сограждане тоже ничего в не поняли, так как были поглощены процессом выживания в новых сложных экономических условиях. Конечно же, было понятно, что насильно кого-то держать в нашей огромной стране было уже нельзя, и тут всё ясно и понятно. Не понятно только, почему империя рухнула так для всех неожиданно! Обычно такое происходило в результате поражения в какой-нибудь войне. Вспомним ту же Османскую империю, где тоже жили разные народы. Или же Австро-Венгерскую державу, с её многочисленными проблемами и ростом национального самосознания малых народов. Наш же СССР перестал существовать очень странно и как-то даже мистично. В общем, три бывших коммуниста  подписали беловежское соглашение, и мы разом очутились в СНГ. Над Кремлём был спущен красный флаг, с серпом и молотом, и был поднят трёхцветный флаг новой демократической России. Бывшие советские граждане разделились на три основных лагеря: жители Прибалтики, россияне и граждане СНГ. Прибалты радостно двинулись на Запад, в объятия дружеских им цивилизованных стран. Россияне начали строить свой дикий капитализм с не очень человеческим лицом. А граждане СНГ стали людьми второго сорта, и в их республиках начался полный хаос и кавардак. И в самой печальной ситуации оказались русскоязычные советские люди, которые жили где-то там, в Средней Азии и в Закавказских республиках. Это были не только русские, но и просто люди с культурным интернациональным социалистическим воспитанием…

                Лично я всегда был и остаюсь интернационалистом и, даже не побоюсь это слово произнести, - космополитом. В СССР же, как известно, стремились не к уничтожению наций, а к их братскому слиянию. Поэтому и были образованы все эти национальные республики, которые должны были всему Миру продемонстрировать, как хорошо живётся разным народам, под руководством товарища Сталина, и эти народы могут петь свои народные песни и плясать свои танцы, в своих разнообразных народных костюмах. Не были никакой насильственной русификации, как это можно было наблюдать в той же царской России. В Грузии говорили на грузинском языке, в Узбекистане – на узбекском, а в Молдавии – на молдавском. Везде, конечно же, были русские школы, где шло преподавание предметов на  языке Чехова и Льва Толстого, но были и школы со своим национальным языком. В этом отношении малые народы не испытывали больших ограничений. Это я могу сказать точно, так как имел счастье вырасти в городе Ереване где, как известно, жил в основном  народ, говорящий на своём очень древнем языке, который русскому человеку выучить крайне сложно. В каждой республике было своё национальное телевидение, и печатались книги на своём национальном языке. Книги на русском языке были в дефиците, а книги на том же армянском - спокойно лежали на прилавках книжных магазинов. Другое дело, что не печатали ни Кафку, ни доктора Фрейда, ни маркиза де Сада. Это всё понятно, и цензура везде была, и она охраняла наши братские народы от влияния ненужной и тлетворной западной литературы. Русский язык же был языком межнационального общения, чтобы народы СССР могли друг друга понимать и мирно общаться друг с другом, сидя за большим круглым столом. Русские же не были, как англичане или французы в своих империях, народом угнетающим другие народы, и они не были народом высшего сорта. Это и было главное отличие СССР от других империй. В нашей державе, которая так неожиданно распалась, не было угнетения одним народом других народов. А вот национализм в нашей стране присутствовал, и он рос как на дрожжах, и с этим ничего не могли поделать. Кое-какие народы очень хотели своей независимости от Большого Брата, и именно в Нём они и видели суть всех своих исторических проблем и всех своих исторических страданий. На мой взгляд, это был немного инфантильный взгляд на вещи…

                И вот эти народы подумали, что жить в своих независимых странах будет значительно лучше и даже, с капиталистической точки зрения, выгодней. И будут у них свои национальные банки и свои капиталисты, и свои князья и феодалы, и свои тюрьмы и свои органы безопасности, и своя таможня и своя маленькая, но гордая армия. И уберут они все эти надписи на русском языке, и закроют все русские школы и заставят всех говорить только на своём эстонском, грузинском или туркменском языках. И тогда всё у них будет хорошо, и все их будут уважать, как уважают какую-нибудь маленькую Голландию или независимую Финляндию. И они даже провели народные референдумы в своих республиках, и там чуть ли не 99% населения высказало своё свободное желание жить независимо от Москвы.  Вполне возможно, что в тот период распада СССР, многие действительно думали, что так будет лучше для всех. Я не думаю, что кучка националистов так смогла обдурить миллионы своих наивных сограждан. Так же думало и большинство россиян, которые с облегчение вздохнули, когда балласт из этих всех присосавшихся республик был отторгнут от тела матушки-России. Даже если и был протест, то он был совершенно мизерный и несущественный. Какие-нибудь старые бабки и маргинальные лица с не очень нормальной психикой потом стали собираться вокруг памятника Ленину, у метро «Октябрьская», и проводить свои митинги по выходным дням. Я это прекрасно помню, так как стоял там рядом, - у художественного салона, куда перебрался с бандитского Арбата. «Ельцин – Иуда!» - всю первую половину дня скандировали они, махая красными стягами. И больше всех надрывался товарищ Ампилов, чей зычный голос был рупором совести честного советского человека, брошенного на произвол судьбы мерзавцами и негодяями, развалившими нашу интернациональную Родину!

                В развале нашего СССР виноваты очень многие, а не только оголтелые националисты. Меньше надо было врать про дружбу народов! Между народами, населявшими одну шестую часть суши, были довольно прохладные отношения. Иногда вспыхивала даже взаимная вражда, которую поспешно тушили при помощи советской армии и комитета государственной безопасности. В газетах про это не писали, и мы это узнавали от вражеских радиоголосов, которые с большим удовольствием сообщали нам наши печальные новости. Во времена же Перестройки, в нашей прессе про это можно было уже писать но, опять же, крайне осторожно, чтобы никого не обидеть. Ничего не делалось для того, чтобы поощрять межнациональные браки. На мой же взгляд, именно в этом направлении следовало работать, и новобрачным тут же надо было выдавать квартиры. Горбачёв же боролся с алкоголизмом, что, конечно же, не являлось основной проблемой Советского Союза. В том же Ереване никакого алкоголизма не было, и его не было в городе Баку. Да и в Тбилиси тоже, алкоголики не лежали в грязных лужах под платанами. В городе Душанбе было девятнадцать алкоголиков, но они не представляли большую опасность для Советской власти. В городе Таллине алкоголиков было значительно больше, но не это было основной проблемой этого культурного во всех значениях города, где проживал мультипликатор Прийт Пярн. Основной проблемой был национализм, и мы все это прекрасно знали. Эстонцев понять было можно, и им грозила опасность раствориться и утратить свой певучий язык и свою маленькую эстонскую культуру. Если бы я был эстонцем, то тоже стал бы, наверное, патриотом и разговаривал бы только на эстонском языке. Эстония была у нас самая «западная» республика, где я, к сожалению, побывал только один раз. После развала СССР, туда уже нельзя было так легко попасть без визы и погулять по центру Таллина и встретить там какого-нибудь знакомого пьяного москвича…

                Вражеские голоса, которые мы все слушали и которым верили, говорили на разных языках народов СССР. И они, конечно же, тихо раздували неприязнь «порабощённых» народов к русским оккупантам, и это всё делалось грамотно и профессионально. Им, я думаю, рассказывали про то, как им будет хорошо житься без проклятых коммунистов и когда русский Иван вернётся на свою историческую родину. Русским же рассказывали про прекрасную жизнь при царе-батюшке и царице-матушке. На самом деле, я мало что помню, так как был подростком. Голоса эти слушал мой папа, который не был националистом, а был очень даже интернациональным человеком. Мой папа был русскоязычным армянином с польскими корнями, и про него я уже писал. И он совершенно не испытывал неприязни к тем же азербайджанцам и очень любил с ними общаться на том же рынке, и торговаться с ними и говорить им что-то на их языке. Он когда-то жил и работал в Кафане, и там до карабахского конфликта жило много азербайджанцев. В общем, мой папа постоянно слушал эти правдивые радио-голоса и истово им верил. Программе «Время» он совершенно не доверял, и даже не смотрел наши новости. И таких как мой папа, в Армянской советской социалистической республике было много. Все мало-мальски образованные люди не верили в построение коммунистического общества. Мой папа даже из чувства протеста не платил за проезд в общественном транспорте. В Ереване «зайцем» ездили очень многие, и иногда на остановках стояли контролёры и ловили нарушителей. Внутрь общественного транспорта контролёры у нас там редко заходили. Это было не очень принято. По словам моего папы, Хрущёв обещал коммунизм и бесплатный проезд к 80-му году. Так что, дело ещё не только в националистах, но и в том, что советские люди разуверились в коммунистической идеологии. В особенности на окраинах нашей Родины, где жилось людям даже лучше и сытнее, чем в самой России. Люди в Ереване не голодали, и не голодали они в той же Эстонии. Плохо питаться, если не голодать, мы все начали в начале 90-ых, когда пришла долгожданная Свобода…

                И СССР не выдержал этой неожиданной Свободы и также неожиданно развалился. Президент Борис Ельцин был в этом не так уж и виновен. Тем более за него проголосовало большинство россиян, - на выборах первого президента РСФСР, которые прошли 12 июня 1991 года. Это было свободное волеизъявление нашего народа. Кто же тогда знал, что Ельцин склонен к алкоголизму и часто делает вещи, которые трезвый человек никогда делать не будет. А за год до этих исторических выборов он демонстративно вышел из рядов КПСС, что добавило ему популярности изголодавшегося по демократии народа. Лично у меня он тоже вызывал симпатию, и даже какое-то доверие, хотя я не был тогда россиянином, и в этих выборах участия не принимал. И я думаю, что тогда большинство россиян тоже хотело независимости от этих остальных республик. От всей этой Средней Азии и Закавказья. То, что там остаются свои же русскоязычные граждане, про это особо никто не думал. И таких советских людей, которые были брошены в этих республиках, были миллионы. Именно они и больше всех пострадали от этой малоприятной неожиданности. Я тоже был в их числе. Пора заканчивать эту печальную главу, в которой я немного попытался высказать своё маленькое мнение. И опять же, добавлю: никакой такой дружбы народов в нашем СССР не было. Во всяком случае, при мне, и это всё сказки и враньё. Были люди культурные и образованные, которые не страдали от национальных предрассудков, то таких было меньшинство. То же самое было и в Югославии, где тоже начался в это же время развал и гражданская война. Хотя, они жили намного свободней нас, и даже могли ездить заграницу и там работать. И они даже разговаривали на одном, сербохорватском языке и мало чем друг от друга отличались. Но это их не спасло от братоубийственной гражданской войны…