Неизвестные мужчины Дуси Виноградовой. Часть 1

Иван Еропкин-Нарышкин
Дуся Виноградова – легенда 1930-х годов. Вичугская ткачиха, установившая несколько рекордов производительности труда и в мгновение ока оказавшаяся в ореоле славы.

За славой посыпались разнообразные блага: стахановская зарплата, автомобиль, квартира в центре Москвы… Всё так, как в фильме «Светлый путь» - сказке про советскую Золушку, прототипом которой и была Дуся Виноградова.

Но в сказке Г. Александрова (по пьесе В. Ардова) была и любовная история, ставшая венцом фильма «Светлый путь». А была ли любовь у самой Дуси Виноградовой? И кто её родители? Ведь об её семейном положении, по сути, нечего практически не известно…


_________ Часть 1. Неизвестный отец.

Но сначала вернёмся к тайне рождения самой Евдокии Викторовны Виноградовой.

Дуся – внебрачная дочь Прасковьи Ивановны Семёновой, крестьянской девицы д. Хальпино Углецкой волости. Родилась 1 августа 1914 года, через несколько дней после начала Первой мировой войны. По новому стилю, это 14 августа. Крещена 4 (17) августа в Петропавловской церкви с. Тезино.

Двумя годами раньше Прасковья Семёнова родила первую внебрачную дочь – Надежду. Но судьба её неизвестна, возможно, она умерла младенцем.

Кто был отцом (или отцами) внебрачных дочерей Прасковьи неизвестно. Крестного отца Дуси звали Ксенофонтом, так что отчество у Дуси, видимо, от родного отца.

В 1936 году, в пик Дусиной славы, вичугским и ивановским писателем Михаилом Шошиным был написан рассказ «Свидание», повествующий о том, как «сутулый старик» Иван Усов встретил в парке «пожилую женщину» Марию Прокофьевну Спирину. Ещё до революции у них была любовь, он обещал жениться, но как узнал, что она от него беременна, стал сторониться её, а после и вовсе женился  «на портнихе с богатым приданым».

Шли годы, жена у старика умерла, детей у них не было. А тут такая слава его внебрачной дочери, которую звали Надей.

«Когда прогремело имя дочери, когда наградили её орденом, он потерял покой, честолюбие отца загорелось в нём. Усов каждый день ходил в читальню, просматривал все газеты и незаметно совал в карман ту из них, в которой писали о Наде.
 
Газеты писали и о Марье Прокофьевне, сравнивали её жизнь с жизнью дочери. О нем же не было ни одного слова...
 
Усов ходил по городу, болтался в людных местах и при каждом удобном случае заявлял, что он отец Нади; но люди или отделывались шутками, или пропускали это мимо ушей.
 
Обида на свою нескладную жизнь и чувство невозвратной утраты сломили его. Два месяца он пролежал в постели, ждал смерти, но это была болезнь духа, не тела. Весной он поднялся чувствительным и покорным.
 
В нем проснулась не эгоистическая, а естественная отеческая любовь — и он припал к имени дочери сердцем и мыслями. Ему хотелось видеть дочь с глазу на глаз и заявить себя отцом, чтобы она знала его и помнила.»
 
В общем, стал он умолять Марию Спирину повидаться с дочерью. Через некоторое время дочь согласилась. Свидание состоялось. Отец увидел счастливую дочь, у которой была «хорошая квартира, рядом с фабрикой», телефон, автомобиль с шофером…

После встречи отца домой, на окраину города, отвезли на автомобиле. Дочь подарила ему свою фотографию, на которой было коротко написано: «Отцу. Надежда».

Рассказ Шошина – художественное произведение, поэтому остаётся только гадать, факт встречи Дуси Виноградовой с отцом – это фантазия писателя, или такая встреча имела место быть на самом деле…

А вот то, что о матери Дуси "газеты писали"  - факт бесспорный. И не только газеты, но и книги... И советская кинохроника!..

У героини шошинского рассказа Нади уже был и муж, и маленькая дочка. У Дуси Виноградовой тоже будет муж, но несколько позднее написания рассказа…

Но о втором неизвестном мужчине Дуси Виноградовой расскажем в следующей части.