Советским воинам и памяти погибших в ДРА ч. 11

Николай Мринский
Руководство Оперативной группы ВДВ в Кабуле одобрило план и полковник А.В. Кукушкин поставил боевую задачу: захватить радио и телевизионный центр с наименьшими потерями с обеих сторон, обеспечить его оборону, а также охрану пленных афганских военнослужащих и персонала объекта, организовать и проконтролировать выход в эфир обращений «нового афганского правительства. Начало общей операции в Кабуле «Байкал-79» было назначено на 19 час. 30 мин. За 15-20 мин. до наступления часа «Ч» разведрота начала скрытно выдвигаться к объектам, готовясь к штурму. Как и планировалось, разведчики-десантники с двух направлений (со стороны посольства США и узла связи) ворвались на внешнюю территорию радио- и телецентра совершенно внезапно, действовали смело и дерзко. Из противотанковых гранатомётов почти сразу подбили три танка и одну БМП. Они продолжали гореть до раннего утра, сотрясая атмосферу разрывающимися в боеукладке снарядами. Всё произошло так неожиданно для афганцев, что воля и боевой дух их были парализованы, на сопротивление эти люди были не способны. Готовые к стрельбе три БМП, семь танков (помимо подбитых) огонь по десантникам так и не открыли. Офицеры-зенитовцы стремительно ворвались в здание и взяли его штурмом. Некоторые афганцы из числа гражданского техперсонала телерадиоцентра, как явствует из некоторых источников, благодарили наших воинов за освобождение от «ига Амина».

Во время боестолковения, работники посольства США подверглись паническому ужасу. Увидев очереди от трассирующих пуль, дипломаты стали прятаться под столы и кровати, кто-то успел укрыться в подвальном помещении. В 20 час. 45 мин. по радиокоммуникациям воспроизвели обращение к народу новоявленного президента Афганистана Бабрака Кармаля, которое было заранее записано на магнитную плёнку. За время скоротечного боя (чуть более получаса) из состава разведроты ранения получили 4 бойца, один из них – тяжёлое (в ноги). Все они были своевременно доставлены в госпиталь, развёрнутый на базе поликлиники советского посольства. За успешное осуществление операции и.о. командира роты ст. лейтенант Александр Попов и его зам. Локтев были награждены орденами Красной Звезды. Боевых наград удостоились и несколько бойцов разведроты. Через день после окончания общей операции «Байкал-79» подразделение Попова было возвращено на авиабазу Баграм, где продолжал находиться почти весь 345-й ГО ПДП. Как в последующем вспоминал полковник А.Т. Рябинин: «27 декабря 1979 г. в 18.00 мы с А. Поповым были вызваны к главному военному советнику в ДРА ген.-п-ку С.К. Магометову. Там я впервые выслушал боевой приказ и расписался за него» (7). Тогда командиру разведроты 345-го гв. опдп гв. ст. лейтенанту А.В. Попову и командовавшему спецгруппой «зенитовцев» А.Т. Рябинину было уточнено время начала операции. По одним данным, оно определялось подрывом линий афганской связи, то есть 19.15, согласно другим источникам, оно было назначено на 19.30.

В соответствии с полученным приказом разведрота (2 БМП, 2 БМД и 1 БТР) с девятью спецназовцами КГБ должна была «атаковать объект, захватить его и оборонять в случае нужды, а затем организовать его охрану». Таким образом, судя по формулировке основной цели действий этого смешанного формирования, выполнялась задача, вполне свойственная для тактики ВДВ, а именно, - «захват объекта в тылу противника». О проведении диверсий на кабульском радио и телецентре в боевом приказе речи не шло. Заняв исходные позиции в «семи минутах езды» боевых машин до объекта, разведрота 345-го ОГ ПДП с «зенитовцами» изготовилась к бою. В 19.08 (или в 19.23) командир роты подал команду на начало движения колонны бронетехники. Боевые машины, набрав требуемую скорость, сбили ворота объекта и ворвались в расположение кабульского телерадиоцентра. Десантники высыпали из БМП, БМД и БТР расстреляли часовых и приступили к выполнению намеченных перед ними задач. В ходе скоротечного боя, как писал об этом ген. Ю. Дроздов, длившегося около 40 мин., из противотанковых гранатомётов «Муха» были уничтожены 3 афганских танка и одна боевая машина пехоты, а также 7 военнослужащих охраны объекта, оказавших сопротивление нападавшей стороне, 29 чел. было ранено. Большего кровопролития удалось избежать, благодаря присутствию в составе группы захвата афганского офицера-танкиста М.А. Ватанджара. Первоначально взятым в плен членам афганских танковых экипажей Ватанджар разъяснил, что в Кабуле произошёл госпереворот.

Х. Амин уничтожен и к власти пришли «здоровые патриотические силы», которые гарантируют безопасность сдавшимся в плен бойцам охраны телерадиоцентра. В дальнейшем эти «распропагандированные» пленные танкисты были отправлены для разъяснительной работы к своим товарищам. В свою очередь оставшиеся силы охраны и обороны кабульского радио и телецентра предпочли сдаться на милость победителей. Исходя из важности объектов захвата в ходе госпереворота в Кабуле 27 декабря 1979 г. считался на втором месте Генштаб ВС ДРА. Его начальник Мухаммад Якуб в данный период одновременно имел и функции министра обороны. О захвате здания Генштаба в своих мемуарах «Шторм-333» ген.-майор Ю.И. Дроздов вспоминал: «Как и ожидалось, другим наиболее трудным объектом после президентского дворца Тадж-Бек оказался Генштаб афганской армии, охрана которого была значительно усилена, а сама обстановка внутри объекта весьма напряжена. Нашей РДГ в жёсткой продолжительной схватке удалось отсечь и изолировать руководство Генштаба, сковать огнём подразделение внутренней охраны. Уничтожить узел связи, не допустить прорыва внешней охраны внутрь здания. Бой завершился с подходом подразделения десантников. В результате, - докладывал командир группы, - уничтожены лица, оказавшие сопротивление, взяты пленные» (8).Подразделение спецназа ГБ, выделенное для захвата здания ГШ ВС ДРА, именовалось группой «Факел». Его силами заблаговременно проводилась тщательная и скрупулёзная разведка объекта захвата.

После обеда, во второй половине дня 27 декабря, ДРГ «Факел» была приведена в полную боевую готовность и более чем в два раза численно усилена. При ней находился ещё «невысокий афганец с задачей, известной только командиру». Предполагают, что это был Абдул Вакиль, являвшийся одним из функционеров «парчамистской» фракции НДПА. Здесь также были задействованы несколько офицеров ВДВ и военные советники, обеспечивающие «легенду» прохода в Генштаб. По замыслу спецгруппа «Факел» проникала в афганский штаб под видом сопровождения (охраны) советских командиров, прибывших к ген. М. Якубу якобы для согласования вопросов взаимодействия при вводе ОКСВА. Начало действий группы захвата по этому объекту было определено в 19.15 27 декабря по кабульскому времени, а сигналом - взрыв «колодца связи» в центре столицы. Один из непосредственных участников этих событий, бывший в то время офицером ГБ и бойцом отряда «Зенит», И. Васильев в последующем вспоминал: «Проникновение в Генштаб прошло чисто, по «легенде». Хотя охрану насторожила численность и внешний вид сопровождения командира советской воинской части, прибывшей представиться начштаба Якубу. «Включили» общительность, занимая в здании свои позиции. Противник нам предстоял серьёзный. Сам Якуб - волевой, решительный, рослый, крепкого сложения генерал, до 40 лет, в прошлом выпускник Рязанского училища ВДВ. Под стать ему и несколько десятков человек его личной охраны, целиком из родственников, беспредельно преданных ему в соответствии с племенными обычаями.

Свыше 100 офицеров Генштаба, закалённых в переворотах, боях с мятежниками, многие из которых получили прекрасное образование в США и в Европе. Во дворе рота охраны. В 19.10 мы уже в «низком старте». Считаем минуты, внешне ничем не выдавая предельного напряжения. 19.15 - взрыва нет. Тягуче потянулись секунды. Казалось, что внутри тебя их медленно отсчитывает метроном, как капли воды из плохо закрытого крана. Пальцы непроизвольно тянутся к спусковому крючку. Наконец - взрыв. Атака!» (9). Ход дальнейших событий можно проследить по воспоминаниям командира РДГ из отряда «Зенит» Валерия Розина. Их в своих мемуарах «Шторм-333» воспроизвёл ген. Дроздов. А содержится в них следующая информация: «27 декабря 1979 г. в 18.50 группа в составе 16 разведчиков-диверсантов отряда «Зенит» и восьми офицеров-пограничников и ВДВ вместе с одним афганцем «В» на автомашинах выехала с территории советского посольства в генштаб МО ДРА в Кабуле. На место прибыли около 19.00. По плану, одна группа поднялась на второй этаж в левое крыло генштаба, остальные - остались в вестибюле в ожидании установленного времени. При подъезде к объекту и при следовании к начальнику Генштаба было визуально установлено, что количество афганцев (наружное охранение, посты в вестибюле и на обоих этажах, лица в штатском, обслуга, офицеры) значительно больше, чем это фиксировалось раньше при разведке объекта. В помещении узла связи на первом этаже заднего крыла здания, под актовым залом, кроме трёх дежурных связистов находилось около 15 афганских солдат с автоматами.

Продолжение следует в части  12                http://proza.ru/2021/04/23/1078