Модификации УТК 1, 2, 3 в период наката

Ильмир Шакиров
Приложение к программе 6-16.ч.1 "картинг" 16.06.2021
В процессе практики наката в группах начальной подготовки выработалась определенная последовательность действий обучения – усложнение вождения на УТК1
 ( стандартные прокатные карты, применяемые  в секциях доп.образа для «обучения» вождению, не совсем (наше мнение) соответствуют по ТТХ настоящим трассам, равно как и площадки и короткие прокатные картодомы.не гарантируют качественное исполнение элементов траектории.
Поясним, три составляющих стадии обучения (полноценного) : знание, умение, навык. В учебных группах допобраза (кужки, секции, объединения) дают знание и весьма условное умение ездить (для формирования навыка нужно 60-70 минут практики вождения при трех тренировках в неделю, то есть минимум три часа по 60 минут в неделю, на деле же «учеба» сводится (в большинстве случаев) к заездам на площадке) .
Таким образом, группы с одним или двумя посещениями в неделю закономерно  отстают в росте результатов, до которых попросту даже не достигают. Сие же относится и к «спортсменам» из категории «счастливый обладатель карта» и редко посещающих УТС. Как видим секрет успеха довольно прост –арбайт, арбайт, арбайт…
 На нашей практике время наката до остановки роста) на УТ1 в стандартном варианте для коротких трасс =10 «летных» часов.
(поясним, летный час по аналогии с авиацией, означает именно 60 минут практического вождения – освоения классической траектории «соло») . академический час =90 минутам
Поэтому введены градации ступени повышения сложности управления. На УТК1 это достигается увеличением скорости, то есть, уменьшением времени на обработку входящей информации и  уменьшение времени на выбор решения и само действие.
Отсюда и необходимость  изначально «поставить» траекторию, чтобы потом начинающий совсем уж грубо не ошибался при переходе на более быстрые ступени.  Поэтому на УТК1 и отрабатывается «чистота» прописывания траектории. (если кто вспомнит секции карате, особенно классических школ, типа «шотокан», то там основное значение отдают именно техничности, «правильности» исполнения приемов из «ката».)
Чистота  - качество исполнения элемента, является основным из зачетных тестов.
(Чистота =качество исполнения элемента и в связки элементов трассы. По аналогии с каллиграфией здесь отрабатывается (нарабатывается) обратная связь мозг мышцы. То есть, как занятия каллиграфией  (в СССР 60х это было чистописание) влияет на определенные качества человека (разрабатывая определенные зоны мозга по Савельеву*- автор книг «морфология сознания», «церебральный сортинг» и др.. , ), так и чистота исполнения элемента является показателем освоения практики езды на определённом этапе.
 К примеру, стандартный УТК1Х270 Римо на прокатной Кендо не поедет так как тот же карт на резине моджо беу с Ротакса. Таким образом, чистота исполнения (качество) является требованием для всех, так как при смене резины, соотношения, оборотов траектория варьируется. Ездить здесь по шаблону не есть гут.
При этой методике обучения начинающий должен развивать  «чуйку»* -чутье машины.
(*чуйка =чутье, качество владения машиной, достигается только при наработке навыка и автоматизма управления. Паралельно развивается поисковый алгоритм, весьма ценное качество отличающего картинг именно при занятиях в этой категории.)
 То же самое и при переходе с карта на карт, например УТК3 имеет мотор тип Хонда четырехтактный, УТК4 Мини имеет двухтактный двигатель. Графики мощности и момента совершенно разные.
 Собственно сим и хорош именно картинг и именно переходные классы =развивают некие совокупные качества при обработке информации (все равно какой) и следующих действий, где «чуйка» имеет определяющее значение.(например управление, конструирование, армейские формирования разведки и т.д)
УТК1 стандарт и чистоспортивные классы УТК4 не тренируют в большинстве своем данные качества. именно поэтому и появился апгрейд утк1 –утк2 и следующая ступень эволюции мышления утк3 и утк3 свободный как венец переходного класса. обеспечивающий формирование инженерного мышления образа 50-60 гг в СССР («технологический рывок»)

Применяемые карты и модификации
УТК – учебно-тренировочный карт различной категории сложности обслуживания и управления. В нашей классификации градации УТК  1 - 5.
Эти пять классов (картов) охватывают три основных категории (лиги) – А «школьная» на УТК1 стандарт прокат, УТК2 прокат который уже не прокат, (категорияА/В)(как правило уже без защиты –железного пояса), УТК3 (категория В) *«эрзац карт», который уже не прокатный но не чисто спортивный. (другое обозначение эрзац карта – технокарт, так как именно в этой категории, особенно в УТК3 «свободный» (можно все), и развиваются необходимые инженерные качества, причем не «зошоренные» и именно с гибким (адаптивным) алгоритмом.
*Категории (лиги) – школьная А, любители В, профессионалы С. Особняком категория Д, группа механики, каковые по сути есть водители испытатели. Де факто практика наката у них больше чем у всех трех категорий.
Карты категории А,В
 Карты с двигателем тип Хонда с объемом от 200 до 270 (есть и 160 на Патриот) имеют обозначение УТК1,2,3. Полное обозначение в нашей кллассификации для архивации
-УТК1Х270/Римо/1050/кендо /13:34х2/4000– карт, тип мотора, объем, тип шасси, база, резина и соотношение с максимально допустимыми оборотами. В данном случае стандартный прокатный карт Римо с дугами безопасности по периметру.
В процессе наката мы применяем ступенчатое повышение сложности. Методика наката состоит в поэтапном переходе – 1)резина, 2)соотношение, 3)обороты, что отражается в кодовом обозначении учебного карта, при записи в бортжурналах при обучении для статистики, так например  прокатный стандартный карт это (здесь)- УТК1Х270/  Римо/ 1050/Дако/13:34х2/4000 (также есть карты Патриот/петрокарт)
Градации – резина моджо, соотношение 19/30Х2/обороты 5500. То есть все признаки УТК2, на котором уже нет дуг защиты. Пояс безопасности нужен в основном на первом этапе наката-освоения основной  (классической траектории), когда начинающие не умет ездить (от слова совсем).
УТК2 со снятыми дугами уже может участвовать в совместных тренировках с УТК3. Отличие в весе и ТТХ.
Этап1 наката на УТК1/2*. замена резины.
При достижении УТК1 «стандарт»  тестового контрольного зачетного времени 1.06.00, переходят на более «цепкую» резину, с Дако или прокатной кендо на Моджо или Вега от Ротакс Рм и КЗ беу.
Это позволяет увеличить скорость на вираже и отработать более «крутую» траекторию. (на Кендо или Дако карт просто скользит, и можно услышать характерный свист или визг покрышек, что у многих адептов картинга воспринимается как не «есть гут»).
На моджо и Веге на УТК1/2  уже можно работать с давлением в шинах, температурой, шириной пятна,  начальный стартовый подбор и далее по результатам заезда.
*например, основная технология (классика) подбора, давление не должно превышать рост на 0,2. То есть, ставим (условно) 1,0 после финиша сразу замеряем давление –допустим лев.пер=1,2 прав.пер=1,3 и т.д. корректируют по необходимости и в дальнейшем на этой трассе придерживаются этих подобранных настроек давления.
Также надо объяснить, что резина «держит» определенное количество кругов. После чего, нагревшись «держак» уже не очень сильный. Это уже работа с тактикой. В основном применяется при ОВД либо УТС с увеличенным временем заезда 20-25 минут.

Этап2 наката на УТК1/2 . скоростное соотношение
После установки «цепкой» резины обычно прибегают к «скоростному соотношению. Например со «стандартного» (для Римо) 13:34х2 переходим на соотношение 19 /30 (32)х2. Так как вывоза уже нет такого какого был, то требуется коррекция траектории под «ходовой» стиль. Уже можно применить поворот «вдруг» (трактор). Резко повернув карт с тем чтобы внутреннее колесо вывесилось для входа в поворот. Мы не рекомендуем на учебных машинах излишне увлекаться тормозами чем грешат «выпускники» коротких прокатных трасс –«газ,тормоз, паребрик». Купите свой и делайте все что хотите.

Этап 3 наката на УТК1/2. повышение оборотов.
Подобранное нами соотношение на трассе длинной 900 с прямыми =  до 150 метров    рассчитано на то чтобы обороты не превышали 6000. (для УТК2)
Дополнительно рекомендуется ограничить ход заслонки штатным винтом с контрированием гайкой (штатный винт с пружинкой выкручивается) а также упором педали газа.
 Для УТК1Х270в 2021 году разрешено участие в соревнованиях и  обороты до 5500 при соотношении 13:34х2 резина Дако. Обороты регулируют на прогретом моторе с приподнятой задней частью карта. Прибор -Майхрон
Обозначение в бортжурнале - УТК1Х270/Римо/1050/Дако/13:34х2/5500. контрольное время -59 секунд на трассе 900 метров
 Достигнутое время* прохождения дистанции на трассе категории С*  900 метров  образца 2021 на УТК1Х270/Римо/1050/19:32х2/Моджо = 44- 43 сек.стабильного времени .
 *примечание – стандартный искрогаситель (пламегаситель)
*Есть вариант трассы летний усложненный 2019 года, время там +6 секунд.

УТК2
Утк2 тот же прокатный карт но без дуг безопасности с разрешенными см вверх изменениями. В связи с разрешением участия в соревнованиях картов с объемом 270 с обязательным наличием дуг но с разрешенными максимальными оборотами -5500, ранее существовавшая классификация изменилась.
Тем не менее есть УТК 2 Х270 Римо с  настоящей системой выпуска (не искрогасителем), который можно назвать почти УТК3. к примеру – на 4000 УТК2 с настоящей трубой (как положено) «ходит» быстрее чем утк2 при тех же параметрах соотношения и резине у которого 5000.
Отсутствие дуг по периметру  вызвано необходимостью участия этих машин в совместных тренировках на УТК3 и иногда с УТК4  Мини.(также зимних соревнованиях не стандартных хонд).

УТК3
Учебно-тренировочный карт третьей категории сложности обслуживания и управления. Эрзац-карт (технокарт). На спортивное шасси установлен двигатель тип Хонда объем 200 и более.
Основная возрастная категория от 8 до 12 лет. Это шасси с базой 950. (есть группа с базой карта 900 как аналог Микро.
Карты этой категории могут иметь редуктор на начальном этапе обучение, поэтому в графе соотношение будет видно редуктор или сухое сцепление.
Также могут быть ограничение по оборотам. 3500-4000 и 6000. Системы выпуска также имеют отличия.
Обозначение этой категории карта с редуктором, ограничителем оборотов, стандартным искрогасителем.
-УТК3Х200/Бирель/900/17:34х2/Вега Мини/4000
Обозначение карта с сухим сцеплением, снятым ограничителем, подобранной системой выпуска, и резиной размерность Ротакс:
-УТК3Х200/МС/950/10:34/Моджо Ротакс/6000/прямоток +гаситель=600 мм.
Накат на УТК3 начинается при штатном ограничителе оборотов (4000-4500), штатным искрогасителем и в ряде случаев на сухом сцеплении с соотношением 10:34 -30. и менее. время прохождения дистанции УТК3Х200 /Тони/950/Моджо ротакс/10:27/прямоток+гаситель=600мм/4000
(с ограничителем на 4000 ) =43-44 секунды, что сравнимо с временем УТК2Х270/Римо/1050/Моджо Ротакс/19:32х2 = 45-43.
Таким образом первый этап наката на УТК3 обязательно с ограничителем и только потм он демонтируется и устанавливается тяга. Гораничение оборотов в этом случае до 6000.
(в перспективе класс УТК3 вероятно разделится по ТТХ на карты с ограничителем, для начального этапа и без ограничителя. Так, например имеется категория УТК3 «свободный», и Лифан уже выпускает двигатель адаптированный именно под картинг, с карбюратором, и маслонасосом.)