В чем новизна Нового Завета

Ангелина Кныш
Принято считать, что Иисус Христос пришел в мир, чтобы спасти людей, призвав их покаяться, ибо приблизилось Царство Небесное, и не грешить.
 
Это весьма упрощенный, если не сказать, примитивный, подход к пониманию того, что знаменовало собой для человечества первое пришествие Спасителя. О том, что нужно каяться и не грешить, речь идет и в Ветхом Завете, так в чем же новизна Нового Завета?

Новизна состоит в том, что Христос в Свое первое пришествие примирил Бога с людьми, взяв на Себя грехи мира и разрушив тем самым существующую между Богом и людьми со времен первородного греха преграду.  Помимо этого, Он одержал победу над смертью и указал путь спасения для желающих обрести вечную жизнь, состоящий в переходе людей на ЖИЗНЬ ПО ДУХУ, А НЕ ПО ПЛОТИ, ведь Бог есть Дух (Ин. 4:24).
 
При этом избравшие такой путь люди не только сами включаются в борьбу с развращающими их плотскими (мирскими) потребностями, но и СО ВРЕМЕНИ ПЕРВОГО ПРИШЕСТВИЯ им начинает оказываться поддержка от Бога Отца в виде ниспослания ВЕРЫ ВО ХРИСТА и усыновляющего их в вечную жизнь СВЯТОГО ДУХА.

В Новом Завете говорится о некоем покрывале, которое «доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом» (2Кор. 3:14). Что это за покрывало?

Как известно, в основе Ветхого Завета лежат ЗАКОНЫ, базирующиеся на заповедях, данных Богом Моисею. Однако апостол Павел говорит: «Человек оправдывается не делами закона, а только ВЕРОЮ в Иисуса Христа» (Гал. 2:16).

Так вот, с приходом Иисуса Христа на землю, Бог Отец совершил РЕВОЛЮЦИЮ В СЕРДЦАХ ЛЮДЕЙ, ДАРУЯ ИЗБРАННЫМ ВЕРУ ВО ХРИСТА: «Уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (Деян. 13:48), «Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар» (Ефес. 2:8). Это очень наглядно просматривается в Евангелии, когда Христос, не афишируя, что Он Мессия, безошибочно УЗНАВАЛ СВОИХ, а они, в свою очередь, тянулись к Нему, ходили за Ним и обращались ко Христу: «Господи», хотя их никто этому не учил.

Однако для спасения души, кроме веры, нужно также и действие СВЯТОГО ДУХА, который от создания мира освящает дух избранных и в случае их благочестивой земной жизни снисходит на них с целью УСЫНОВЛЕНИЯ их в вечную жизнь: «Бог ОТ НАЧАЛА, ЧРЕЗ ОСВЯЩЕНИЕ ДУХА И ВЕРУ ИСТИНЕ, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим для достижения славы Господа нашего, Иисуса Христа» (2Фес. 2:13-14).

Апостол Павел обобщает: «Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, … но КОГДА ПРИШЛА ПОЛНОТА ВРЕМЕНИ, Бог послал Сына Своего Единородного, … чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. … Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего …Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа» (Гал. 3:24; 4:4-7).

Таким образом, «покрывало» снимается Христом посредством дарования веры и схождения усыновляющего людей в вечную жизнь Святого Духа (Утешителя), о котором Христос сказал, что пошлет его к апостолам от Отца, и при этом «лучше для вас, чтобы Я пошел (к Отцу); ибо если Я не пойду, Утешитель НЕ ПРИДЕТ К ВАМ» (Ин. 16:7), то есть, спасение людей посредством Святого Духа стало возможным только после первого пришествия Христа.

В беседе с самарянкой Христос сказал, что наступает время, когда не на горе в Самарии и не в Иерусалиме люди будут поклоняться Богу, а «истинные поклонники будут поклоняться Отцу в ДУХЕ И ИСТИНЕ, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:21-23).
 
Апостол Павел также утверждает, что необходимо «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума нашего и облечься в нового человека, созданного ПО БОГУ, в праведности и святости истины» (Ефес. 4:22-24). «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор. 5:17).
 
Безусловно, духовное тянется к духовному, а не к чуждому ему плотскому! Поэтому Святого Духа не могут стяжать те, кто погряз в мирских, плотских ценностях и желаниях – погоня за ними противна Богу, греховна, бессмысленна и не имеет разумных границ и пределов.

И напротив, реальные шансы на обретение спасающего Святого Духа имеют те, в ком духовные ценности являются приоритетными по сравнению с плотскими, кто, культивируя в себе духовное, начинает подавлять, «распинать» свои плотские желания и одновременно совершенствоваться в духе.
 
Об антагонизме плоти и духа в Новом Завете сказано немало, например: «Плоть желает противного духу, а дух – противного плоти; они друг другу противятся … Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, вражда, ссоры, зависть, ненависть, убийства, пьянство … Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, воздержание» (Гал. 5:17-22).

Из этого следует важный вывод – ограничивая и пресекая свои плотские греховные привычки, побуждения, помыслы, мы тем самым расчищаем в себе пространство для взращивания плодов духа, ведь одно неизбежно вытесняет другое!
 
Пути к преобладанию в человеке духовного при одновременном подавлении плоти описаны в НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ Христа, которая без всяких притч и иносказаний была произнесена Ним в беседе с учениками и содержит важнейшие постулаты христианского учения.

Нагорная проповедь призывает ЖИТЬ ПО ДУХУ и помнить, что согрешать можно не только делами, но и помыслами: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем» (Мф. 5:28).
 
Важно также не собирать себе сокровища на земле, не искать славы от людей, довольствоваться малым, отдавая людям последнее; быть милосердными, примиряться с соперниками, никого не судить, благословлять врагов и т.д.

Тех, кто это будет соблюдать, Господь обещает питать без всяких их забот, как птиц небесных, и удовлетворять их остальные насущные нужды: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).

Разумеется, при этом в готовом виде ничего с неба для них не упадет, но все почему-то забывают, что Бог в силах оградить УГОДНОГО ЕМУ ЧЕЛОВЕКА от всех бед, которые вовсю бушуют вокруг него (невзгод войны, голода, землетрясений, катастроф, аварий, эпидемий, людской злобы и т.д и т.п.).
 
Несомненно, живя по духу и «распиная» свою плоть, человек неизбежно будет терпеть какие-то лишения. Господь это предвидит и утешает: «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13-14).

Более того, в девяти заповедях блаженств в начале Нагорной проповеди Христос обещает ВОЗДАЯНИЕ всем, кто, ЖИВЯ ПО ДУХУ, страдает при этом: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут и т.д.» (Мф. 5:1-11).

Важно отметить, что слово «блаженны» в подстрочном переводе с греческого (язык оригинала Евангелий) означает «счастливы».
 
При этом «нищие духом», то есть, СМИРЕННЫЕ не случайно возглавляют перечень заповедей блаженств – эта добродетель едва ли не самая важная, которой должен стараться достичь каждый человек. Достаточно вспомнить суровое отношение Христа к грешникам («Отойдите от Меня, проклятые, в огонь вечный», Мф. 25:41) и одновременно поразительное помилование Господом правого разбойника, женщины, взятой в прелюбодеянии, мытаря-грешника Закхея.

Все они в общении с Ним проявили глубокое смирение (в отличие от фарисеев и книжников), и в результате получили прощение своих грехов.

Апостол Павел утверждает, что именно за смирение Бог дает Свои наивысшие блага, приводя в пример Самого Христа: «Он уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; СМИРИЛ СЕБЯ, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос ВО СЛАВУ Бога Отца» (Фил. 2:5-11).

Наряду с этим, нельзя не удивляться тому, что не какие-то там примитивные животные, а разумные и высокообразованные люди в наше время в ОСНОВНОЙ СВОЕЙ МАССЕ предпочитают жить ПО ПЛОТИ и всю жизнь из кожи вон лезут, чтобы добиться того, что неизбежно отнимет смерть – богатства, власти, славы среди себе подобных. Исполненные гордыни, они и слышать не хотят ни о каком смирении.

Поступая так, они «утучняют» свою плоть и одновременно держат на голодном пайке свой дух, в результате чего он чахнет, слабеет, засоряется и становится невосприимчивым к слову истины.

Ясно, что большинство таких людей – «дети дьявола» от начала мира, но в эту категорию под влиянием бесов могут попасть и избранные дети Божьи, если будут пассивно плыть по течению и ничего не предпринимать для укрепления дарованной им веры, своего духовного роста и неуклонного стремления к святости («Будьте святы, потому что Я свят» – 1Петр. 1:16.) .