Неизвестные мужчины Дуси Виноградовой. Часть 2

Иван Еропкин-Нарышкин
Дуся Виноградова отличалась от других стахановцев и стахановок своеобразной красотой и обаянием…

Это заметили и сами стахановцы. Например, метростроевка Татьяна Фёдорова вспоминала: «Рядом – тоненькая, как молодая березка, красавица Дуся Виноградова». Или рабочий Иван Гудов: «Стройная изящная, с большими глазами, широкой улыбкой – она всех располагала своей внешностью».

Но это заметила и власть, и интеллигенция. В заграничных изданиях Дусю так и вовсе назвали как Miss U.S.S.R.

Особо Дуся запала в душу 45-летнему Илье Эренбургу. Знаменитый советский писатель многие годы жил в Париже и толк в женской красоте знал. Эренбург даже опубликовал в газете «Известия» открытое письмо Дусе Виноградовой.

Эта публикация, кстати, чуть было не привела к краху карьеры Эренбурга, так как привела в бешенство Сталина, назвавшего это письмо «любовной почтой».

Эренбург в этом письме, сетуя, что стар,  пророчески написал: «На вас, Дуся, наверное, не раз заглядывались ивановские парни».

А в фильме, снятом о Дусе и Марусе в конце 1935 года, прямо было сказано, что Дусе приходит много писем, в том числе с объяснениями в любви.


_________ 1. Ивановский парень.


И именно ивановский парень покорил сердце красавицы. Точнее это был вовсе не парень, а взрослый мужчина в возрасте Христа. И не вполне ивановский, а скорее питерский, но волей случая заброшенный в «Третью пролетарскую столицу». И был он, как и Эренбург, еврей по национальности…

Это был Исай Лазаревич Розовский.

К сожалению, о нём имеются достаточно скудные сведения. Но кое-что есть.

Исай родился 24 февраля 1902 года. То есть он был на 12 лет старше Дуси.

С 1921 по 1935 гг. он пребывал в стенах Ленинградской консерватории: сначала учился, а после, видимо, работал… В 1936 году Исая Розовского бросили повышать культурный уровень Третьей пролетарской столицы – актёром в Ивановский драмтеатр. С этого момента и могли пересечься жизненные пути Дуси Виноградовой и Исая Розовского.

Когда женился советский актёр на «Miss U.S.S.R.» точно пока не известно. Их первый ребёнок родился в феврале 1941 года.

Есть одно интересное свидетельство, из которого следует, что в начале 1939 года они были уже женаты.

Елена Сергеевна Булгакова, жена великого писателя, вела дневник. Вот фрагмент записи от 28 февраля 1939 года:

«У меня сегодня днём во Всероскомдраме встреча. Совсем неизвестный человек подошёл и расспрашивал о Мише. Над чем работает, как живет: восхищался, объявил себя пламенным его почитателем, горевал над страшной судьбой, над тем, что не дают хода пьесам его. Потом сказал: моя жена - Дуся Виноградова, надо дать ей ту пьесу, которую Михаил Афанасьевич считает сильнейшей и которую не ставят, и она будет говорить в Кремле об этом (!).

Когда я рассказала дома Мише об этом разговоре, он сказал: Что это за путь! - Я так и сказала ему.»


_________ 2. Переезд в Москву.

Дуся Виноградова в 1936 году поступила в Промакадемию и стала жить в Москве. Через год Дуся стала Депутатом Верховного Совета СССР. В 1935 году для сотрудников Наркомлегпрома было построено жилое здание в самом центре Москвы на Пушкинской улице (ныне ул. Большая Дмитровка) - рядом с театром Станиславского и Немировича-Данченко. В этом доме в 1937 году Дуся Виноградова получила квартиру.

Возможно, отношения Розовского и Виноградовой оформились где-то 1938 году. Розовский, соответственно, тоже переехал в Москву. Здесь он влился в звёздный коллектив нового театра – Московского театра эстрады и миниатюр (располагавшийся на улице Горького, ныне Тверской, в здании, где ныне находится театр им. Ермоловой).


_________ 3. Как муж воспел жену.


У актёра Исая Розовского была своя сольная программа патриотической направленности, которая, в частности, включала его собственные произведения: это стихотворение «Советский актёр» и две песни о девушках. Причём музыку на его стихи написали знаменитые композиторы – Исаак Дунаевский и Дмитрий Покрасс.


Одна из этих песен первоначально называлась "О девушке в солдатских сапогах". Существует две записи этой песни под разными названиями. В 1937 г. песня называлась "Песня о девушке", в 1939 г. - песня "О девушках".

В обоих случаях песню исполняли женские голоса (певицы Кругликова и Быкова), но в записи 1937 году сохранили авторский вариант, то есть повествование от мужского имени, а в записи 1939 года повествование переделали на женский вариант.


Данные с пластинки с первой записью:
"Песня о девушке" (1937). Запись 1937 г. (Москва).
Муз. И. Дунаевского, сл. И. Розовского, инстр. В. Кнушевицкого
Исполняет Засл. арт. РСФСР Е.Д. Кругликова и Хор ВРК и орк. ГАБТ СССР под упр. засл. деят. иск. О. О. Дунаевского.

Данные с пластинки со второй записью:
Песня "О девушках" (1937). Запись 1939 г. (Ленинград).
Музыка Исаака Дунаевского. Слова Исая Розовского.
Исполняет Быкова и джазовый оркестр п/у А.В.Семенова.


Авторский текст песни:

Сверкали дни, гремели барабаны,
Хмелели люди волей и борьбой.
Мы шли вперёд, держа в руках винтовки,
Мы шли отрядом, шли одной семьёй.

А рядом с нами в кожаной тужурке,
В больших изодранных солдатских сапогах
Шагала гордо женская фигурка,
Шагала девушка в солдатских сапогах.

Вот вспыхнул бой однажды за оврагом.
В смертельный бой, в жестокую пургу.
Наутро мёртвою, лежащей рядом с флагом,
Её нашли застывшей на снегу...

Никто не знал, зачем она, откуда, -
Немой ответ застыл в её глазах.
Но те, кто видели, те долго помнить будут
Вот эту девушку в солдатских сапогах.

И вот вчера увидела в газете
Испанских девушек с винтовками в руках.
И сразу сердце вспыхнуло приветом,
Сестру их вспомнив в рваных сапогах.

Я вспомнила девушку с неженскою сноровкой,
В тужурке кожаной и с кепи на глазах...
Привет вам, девушкам, шагающим с винтовкой,
От наших девушек в солдатских сапогах!


У Розовского была ещё одна песня, посвящённая девушкам, написанная в 1938 году.

Разумеется, он не мог обойти вниманием тему Дуси и Маруси Виноградовых. Песня называлась «Девушки нашей страны». Помимо «милых Дуси и Маши» в ней упомянуты лётчицы Гризодубова, Осипенко, Раскова, которые только что совершили свой выдающийся перелёт (в сентябре 1938 г.).

Текст песни Исай Розовский написал совместно с поэтессой-песенником Людмилой Давидович. А музыку сочинили знаменитые братья Покрасс, авторы популярных песен, таких как «Если завтра война» или «Три танкиста».

Но в отличие от песни Дунаевского песня братьев Покрасс, видимо, не была записана на пластинку. Известно, по крайней мере, что её исполнял сам Исай Розовский со сцены.

Впрочем, до сего момента о существовании песни «Девушки нашей страны» даже не было известно. Она не упоминается среди произведений ни братьев Покрасс, ни Людмилы Давидович.

Но теперь мы можем ознакомиться хотя бы с текстом песни.

«Девушки нашей страны».

Музыка бр. Покрасс.
Слова Исая Розовского и Людмилы Давидович.

Как посмотришь на девушек наших
И подумаешь, в чём тут секрет?
Просто милые Дуси и Маши -
ничего в них геройского нет.

Но задор их чудесен и молод,
На работе всегда впереди,
И не даром бывает приколот
Алый орден у них на груди.

И хоть ярки и славны заслуги,
Но всегда беспредельно скромны.
Это лучшие наши подруги,
Это девушки нашей страны!


В шумном цехе спокойно и ловко
Повернула рычаг у станка.
Было время и так же винтовку
Подымала девичья рука.

Шли в разведку опасную смело,
Охраняли пути и мосты.
И скрываясь в подполье от белых -
всюду были скромны и просты;

Через снег, через смерть, через вьюги
В самой гуще гражданской войны,
Шли любимые наши подруги -
Это девушки нашей страны!


Осипенко, Мария Раскова,
Гризодубова их капитан
дали Сталину крепкое слово
перекрыть все полёты всех стран!

И блестящим своим перелётом
Они миру сумели сказать,
Что умеет быть смелым пилотом
Наша девушка, женщина, мать!

Зорки взоры и мышцы упруги
И сердца их отвагой полны.
Это лучшие наши подруги.
Это девушки нашей страны!

Как можно понять, Исай Розовский имел тесные контакты со многими творческими знаменитостями. Одним из мест общения был Московский театр эстрады и миниатюр, на сцене которого Исая Розовского окружали такие звёзды как Александр Менакер, Мария Миронова, Рина Зелёная, Татьяна Пельтцер.

Многие пишущие авторы стремились сотрудничать с театром. В 1938 году для театра писала и Людмила Давидович. И видимо, здесь и зародился творческих союз Розовского с Давидович при написании песни про «девушек нашей страны».



_________ 4. Муж "Золушки".

Другой автор, который в эти годы сотрудничал с театром эстрады и миниатюр, был известный сатирик Виктор Ардов. И как-то так случилось, что он решил написать пьесу «Золушка» на основе истории про Дусю Виноградову. Можно не сомневаться, это произошло с подачи Исая Розовского. Либо по его прямой просьбе, либо под влиянием его рассказов про свою молодую красивую жену, которая за каких-то три года из провинциальной золушки превратилась в советскую принцессу.

Пьеса была написана к марту 1939 года, но театры её всё никак не брали для постановки. Пока через год на Ардова не вышел кинорежиссёр Григорий Александров. Сталин как-то намекнул, что неплохо бы снять фильм про «героя нашего времени». И не востребованная театрами пьеса Ардова оказалась как нельзя кстати. К тому же и с главной ролью для Любови Орловой, супруги режиссёра.

Такова предыстория создания фильма «Светлый путь» (1940), который Любовь Орлова считала своим лучшим фильмом. Не случайно, на Новодевичьем кладбище на могиле актрисы её имя выгравировано на рулоне ткани, как и на могиле Дуси Виноградовой.

Вот так неизвестный муж Дуси Виноградовой её воспел: сначала в песне на музыку выдающихся композиторов братьев Покрасс и при участии известной поэтессы Людмилы Давидович, а затем в фильме-сказке «Золушка» (который по предложению Сталина был переименован в «Светлый путь») не менее выдающегося режиссёра Григория Александрова, по сценарию крупного сатирика Виктора Ардова и с несравненной Любовью Орловой в главной роли!...



_________ 5. Муж - советский актер.


Поэтическое наследие Исая Лазаревича Розовского, дошедшее до нас, пока исчерпывается двумя песнями, о которых рассказано ранее, и стихотворением «Я – советский актёр», которое будет представлено ниже.

К сожалению, об актёрской деятельности Розовского известно ещё меньше. Но кой-какие крохи удалось собрать. Перечислим их.

Сначала Розовский был актёром Ивановского областного драмтеатра. Так как до конца 1935 года он состоял на учёте в Ленинградской консерватории, то можно предположить, что в Иваново-Вознесенск он приехал в начале 1936 года. К сожалению, доступных публичных сведений о ролях, которые исполнял Исай Розовский на подмостках Ивановского драмтеатра, на данный момент не имеется… В апреле 1938 года он ещё числился актёром Ивановского драмтеатра.

После женитьбы на Дусе Виноградовой Исай Розовский также перебрался в Москву. Сначала он выступал с сольной программой. Вот репертуар артиста И.Л. Розовского на первую половину 1939 года:

1. Девушки нашей страны - Текст И.Л. Розовского и Л. Давидович, муз. Д. Покрасса.
2. О девушке - Текст И.Л. Розовского, муз. И. Дунаевского.
3. Советский актёр - Текст И.Л. Розовского.
4. Перчатки - Е. Шумской.
5. Песня - А. Исбаха.

В декабре 1938 года был открыт Московский театр эстрады и миниатюр. Осенью 1939 года новым худруком стал Борис Петкер. Он стал приглашать в театр новых артистов. Так, например, в этот момент в театре появился Александр Менакер. Возможно, и Розовский в театр попал по приглашению Петкера.

Из работ Розовского в театре миниатюр известно две. Это роль часовщика в небольшой лирической пьесе Ромма «Часы с боем». Действие происходило в маленьком городке Западной Белоруссии. Сюда только что пришли войска Красной Армии. Местный часовщик, напуганный враждебной пропагандой, с ужасом ожидал, что с приходом Красной Армии он останется без работы. Как сказано в одной книге, артист И. Розовский создал «тёплый, правдивый и живой образ часовщика» Залмана Абрамовича.

Также Розовский играл в миниатюре Леонида Ленча «Чудесный напиток». Об этом известно из воспоминаний о Менакере. Он объявлял этот номер: «Чудесный напиток» - Шуточка Ленча пойдёт! Играют в ней Розовский, Софонов, Мей, Зернов, Барташевич, Гулиев и Тоддес».

В 1941 году Дуся Виноградова закончила Промакадемию в Москве и вернулась в Вичугу, где стала работать начальником технического контроля на фабрике. Вскоре началась война. В это время Московский театр эстрады и миниатюр был на гастролях в Горьком. Затем театр некоторое время плавал по Волге с агитпрограммой, а осенью был эвакуирован в Ташкент. Сюда же прибыла и Дуся Виноградова, она стала работать зам. главного инженера на местной фабрике. В октябре-ноябре 1941 года часть вичугских станков была демонтирована для эвакуации на восток. Возможно, эти станки и перевезены в Ташкент, а с ними приехала и Дуся Виноградова.

Так Дуся Виноградова и Исай Розовский вновь оказались вместе. На руках у Дуси был сын-младенец Игорь, которому было менее года.

Кстати, почти одновременно (с разницей в полмесяца) с сыном Виноградовой и Розовского родился сын Мироновой и Менакера – будущий великий актёр Андрей Миронов. Таким образом, оба младенца в 1941-1942 годах находились в Ташкенте.

Исай Розовский играл в Ташкентском русском драматическом театре им. Горького. В середине 1942 года на его сцене был поставлен спектакль по пьесе Симонова «Русские люди». Розовский сыграл роль отрицательного персонажа Козловского.

В сентябре 1942 года Дуся Виноградова вернулась в Москву, она стала работать сначала зам. директора Семёновской красильно-отделочной фабрики, затем директором Ростокинской текстильно-трикотажной фабрики.

Где-то в 1944 году она родила дочь. Но, видимо, вскоре жизненные пути Исая Розовского и Дуси Виноградовой разошлись… Известно, что сын Игорь очень смутно помнил отца…

Что стало причиной развода – неизвестно… Может чувства охладели, может не сошлись характерами, может чья-то измена…

Возможно, Исай Розовский продолжал работать в Ташкенте или ещё где… Известно, что в 1955 году он поступил в штат Астраханского драматического театра им. Кирова.

В 1962 году, в возрасте всего 48 лет Дуся Виноградова умерла, от распространённой среди текстильщиков болезни, которую до революции именовали просто чахоткой, а ныне туберкулёзом…

А Исай Розовский продолжал работать. В декабре 1972 года он написал письмо известной актрисе Е.М. Шатровой, вспоминая игру её мужа, замечательного актёра Н.М. Родина. В письме было и несколько строк о личной жизни. Вот они:

«Хотя мне 24 февраля исполнится 71 год, я ещё в строю. Играю отдельные спектакли в нашем Целиноградском областном драматическом театре им. Горького и по линии филармонии выступаю с сольными литературными концертами. У меня в программе среди них - "рассказы" о великих артистах. Я рассказываю о Шаляпине, Чехове, Орленеве, говорю об их высоком мастерстве...»

Таким образом, из этого письма видно, что в последние годы он работал в Казахстане, в Целинограде. Ныне этот город называется Астана и является столицей Казахстана. А театр называется Государственным академическим русским драматическим театром им. Максима Горького.

О дальнейшей судьбе Исая Розовского сведений на данный момент не имеется.

А теперь обещанное стихотворение мужа Дуси Виноградовой.


Я - СОВЕТСКИЙ АКТЁР

Страницы истории нашей листая
Мы видим: мы правы, дорога ясна!
От моря до моря, от края до края,
Здравствуй, моя молодая страна.

Как она ширится, как хорошеет
И распустилась в чудесном цвету!
С каждой минутой страна богатеет
В быль претворивши людскую мечту.

И царство великой народной свободы
От южных морей и до северных гор
Приветствую
Я, сын трудового народа,
Я его часть, я - советский актёр.


И если тебя, страна молодая,
Враг хищною лапой захочет сдавить,
От моря до моря, от края до края
Мы грудью сумеем тебя защитить!

И урок, который мы дали японцам,
Вынужден враг на носу зарубить!
За попытку тянуться к советскому солнцу
Мы будем врага по-Хасановски бить!

И на защиту страны от невзгоды,
С винтовкою верной врагу дать отпор.
Встану и
Я, сын трудового народа,
Я его часть, я - советский актёр.


В царское время, по шпалам шагая,
Актёр не имел ни угла, ни друзей.
В Советском Союзе от края до края
Жить стало лучше и веселей.

Любимых актёров у нас награждают,
И званье, и орден Страна им даёт,
Актёров в Верховный Совет выбирают,
Советским актерам любовь и почёт!

Шлю спасибо за эти счастливые годы,
Шлю спасибо за творческий этот простор
Сталину, Партии
Я, сын трудового народа
Я его часть, я - советский актёр.