Урок Сальвадора Дали

Игорь Щербаков
Все, кто интересовался биографией великого армянского композитора Арама Хачетуряна, наверняка слышал историю о его встрече с великим испанским художником Сальвадором Дали.
В зените своей славы, шествуя с триумфом по всей Европе с победной грацией своего неподражаемого шедевра «Танец с саблями» Арам Хачетурян добрался до Испании, где его встречали как небожителя, ловя каждый его вздох, слово и жест великого армянского композитора. Всем казалось, что желать большего уже нельзя, вся Испания склонилась, что называется  «у ног» Маэстро. Но вскоре выяснилось, что у Хачетуряна есть одна заветная, давняя мечта: встретиться с великим испанским художником Сальвадором Дали. Видно запамятовал Арам заповедь:  « Не сотвори кумира». Немного смущаясь, делая покашливающие паузы, маэстро высказал эту просьбу представителям испанского посольства. Незамедлительно была активизирована  цепочка:  «испанское посольство» - «доверенные лица Дали» -  Сальвадор Дали. Доверенные лица связались с Дали, получившего уже тогда титул «Божественный». В тот момент Сальвадор Дали находился в США. Узнав о намеренье советского композитора, автора его любимого музыкального произведения «Танец с саблями» встретиться с ним, он тут же ответил: «Да». И «бросив все свои дела» там (а для Америке «Бросить дела», означает предстать пред Богом), в тот же день вылетел в Испанию. Вот формальности все улажены, назначен день, время и место встречи – дворец «Божественного». Хачетуян не мог скрыть своего волнения, когда его подвезли к «белокаменному замку» на украшенным свежими цветами лимузине. Арама Ильича встретила свита «Божественного» и со всеми почестями провели маэстро в роскошный зал, под стать только, пожалуй, самым богатым королям мира. Ему сообщили, что в течении получаса «Божественный» сможет прийти с ним на встречу. Хачетурян в ожидании «Божественного» восседал на золотой софе, напоминавшей широкий трон,  с охраняющими его грозными львами, застывшими в подлокотниках. У маэстро было достаточно времени, чтобы неспешно осмотреть все подробности интерьера «безумной роскоши» и даже отведать угощения от «стола изобилия» ломившегося от всевозможных изысканных яств, вин и фруктов.
Часы пробили два, как раз то время, назначенное для встречи с «Божественным». В этот  момент Арам с волнением несколько раз взбил рукой свои черные кудри, но увы «Божественный» не проявлялся. Так прошло еще полчаса, и Арам Ильич, про себя сделал вывод «пунктуальностью испанцы - явно не больны». Но вот часы уже пробили «Три». Прошел час ожидания, Хачетурян, начинает уже то подниматься, то садиться, постукивать своими длинными пальцами попавшегося под руку золотой морде льва. Часы отбили еще получас.  Состояние Арама Ильича начинало  закипать как раскаленная лава пробуждающего вулкана. Маэстро решает немного остудить  свое нетерпение стаканчиком отличного коньяка  и изысканным вином Granteno ( самое дорогое испанское вино). Это помогло ему сдержать свой южный темперамент еще на четверть часа. Боже, он замечает, что часы показывают уже 3. 30. «Ну, уж это слишком!» вспыхивает внутри маэстро мысль. Он решительно двинулся к выходу, толкнул дверь, и что же? Дверь оказалось закрытой. Тщетно много раз Арам Ильич крутил, дергал ручку, толкал дверь, она не отрывалась. Тут его внимание привлекли другие двери. Он обошел их все, с теми же искренними, решительными намереньями покинуть сей замок. Увы, все они оказались закрыты! Это Арам Ильич уже воспринял как злую насмешку в его адрес. Тут он проявил всю свою страсть к свободе. С силой урагана он обрушился на все двери, выполненные из дуба.  Казалось от этих ударов они вот-вот, разлетятся все в мелкие щепки. В ход шли кулаки, ноги и даже плечи, которыми он с разбега пытался таранить двери. Но, здесь и двери, и замки проявили незаурядное испанское качество и прочность. Чуткому музыкальному слуху Маэстро часы казалось, начинают играть «Вселенскую Мессу», очерчивая ее композиции нескончаемыми «четвертями». Так прошло еще час! От выпитого вина, и волнения добавилось ужасное, нестерпимое давление внизу живота. Переполненный мочевой пузырь начинал вопить. Не было никого, кто мог бы провести Маэстро в гостевой туалет. В этих «адовых мучениях» часы пробили «четыре»! Тут на глаза Араму Ильичу попалась изысканная греческая коллекционная ваза… Маэстро казалось это сном освобождения от «адовых мук», когда он почувствовал могучий поток, изливающийся из его тела в раскрытый рот нимфы, что составляло часть древней вазы.
В это время когда маэстро стоял с прикрытыми глазами, мурлыкая себе под нос «Марсельезу», одна из дверей раскрылась, так, если бы это сделал могучий порыв ветра. И ото всех стен (в них были скрыты мощные акустические системы) громовито загремел хачетуряновский «Танец с саблями». Что произошло в следующее мгновение, заставило Арама  Ильича раскрыть так широко глаза, что казалось, еще немного и могут выскочить из своих глазниц. Под экспрессивную музыку в залу верхом на детском коньке, большим похожим на швабру, влетел совершенно нагой во всей красоте Адама сам -«Божественный». Весь его лик и экспрессия с которой он совершал прыжки на «коне» и то, как он яростно махал саблей – все было апофеозом неземного экстаза. Все это продолжалось лишь короткий миг, напоминавший блеск молний. Сделав широкий, почетный круг по зале Дали также внезапно  исчезает, как и появился  сквозь противоположные двери, внезапно открывшимися при его приближении. Двери  с грохотом мгновенно за ним закрылись. Громко звучащая музыка постепенно стихает на «нет». Из другой двери появляется в позолоченной одежде камердинер, объявляя аудиенцию оконченной. В память о встрече с Дали Хачетуряну вручили редкий альбом репродукций Дали с памятным автографом «Божественного». Лимузин маэстро на прощанье обсыпали лепестками роз и полили красным вином «Bonjur»(одно из лучших французских вин).
Позже стало известно, что Дали наблюдал все время за поведением Арама Ильича через потайное окно и дождавшись «апогея» ожидания, вышел на «встречу», так чтобы запомниться Хачетуряну «на всю оставшуюся жизнь». И это было еще не последним испытанием Маэстро. Уже в тот же вечер все центральные газеты Испании освещали во всех пикантных подробностях «историческую встречу двух богов Искусства». Есть свидетельства, что Арам Ильич благословил эту встречу несколькими русскими матами и поклялся больше никогда больше не ступать своею ногой на землю Испании. Как уверяют его биографы, клятву сию он сдержал.
Я многих спрашивал, что они думают об этой встрече? В ответ я услышал много интересного и противоречивого. Из всего услышанного мне больше всего понравилась две версии. Одна психолога, последователя юнгианского психоанализа: «Если посмотреть на этот перфоманс Дали, как на «сон», то в нем можно прочитать послание, на языке подсознания: «Твое произведение всегда звучит во мне, оно вдохновляет меня, и позволяет мне всегда оставаться Ребенком. Оставайся же и ты всегда Ребенком. И даже когда ты будешь окружен «Дворцом славы», оставайся «быть Ребенком», ибо только Ребенок – Творец Прекрасного».
Другой интерпретатор, практиковавший интегральную йогу сообщил мне: В каждой истории можно найти себя, игру своих «Я». В каждом из нас живет «Нетерпеливый», «Обижающийся», а также «Наблюдатель», «Учитель», «Творец».  В традиции японского дзен, мастера словестными порадоксами и и нетипичным поведением разрушали все устоявшиеся шаблоны мышления, ожидания, с тем, чтобы вывести ученика на новый уровень сознания - сатори. Позже эту практику назвали - "Коаны".
Чтобы Вы рассказали об этой истории, оказавшись на месте маэстро?